Выживут только разработчики: какие выгоды несет кризис ИТ-рынку
Об авторе: Максим Косых, CEO Telamon Tools, Product management expert.
На российском ИТ-рынке в последние три месяца непростая ситуация. С одной стороны, специалисты стали еще востребованнее. С другой, уход иностранных поставщиков ПО и «железа» осложнил работу всего бизнеса, включая технологический.
Текущая ситуация
Многие иностранные технологические компании приостановили деятельность в России — от Intel и IBM до SAP, EPAM Systems и Cisco. Одни поставили на паузу поставки из-за проблем с логистикой и международными транзакциями, другие перестали обслуживать российских клиентов, третьи закрыли местные представительства и отправили сотрудников в оплачиваемые отпуска. Для всей российской ИТ-сферы это означает полную вынужденную перестройку.
За долгие годы формирования ИТ в России мы привыкли быть в тесной интеграции с мировым сообществом. А теперь мы от него отрезаны. С одной стороны, это стимулирует ускоренное развитие существующих российских сервисов, взявших на себя роль гавани для людей, ушедших с заблокированных платформ. Дает шанс множеству отечественных компаний занять освободившуюся нишу, зарекомендовать себя, получить нового потребителя, у которого нет привычных решений. Кризис становится трамплином для взлета.
Но, с другой стороны, есть масса минусов. Под угрозой оказались компании, выстраивающие работу предприятия на базе иностранного софта. К примеру, SAP — один из самых известных разработчиков софта для планирования корпоративных ресурсов — отказывается поддерживать локальные продукты. Но хотя бы не запрещает пользоваться ими, если они уже куплены и установлены. Хуже обстоят дела с облачными решениями: доступ к ним закрыт. Например, Amazon отказался предоставлять сервис AWS пользователям из России, а Google Cloud больше не регистрирует россиян и отменяет платные подписки из-за проблем с оплатой.
Также санкции со стороны социальных сетей затронули сферу рекламы: все выстроенные цепочки продаж для компаний и бизнесов, выбравших основной площадкой одну из заблокированных соцсетей, оказались разрушены. Как показывает статистика, вслед за компаниями на другие площадки перешло только 20-30% аудитории. А по другим оценкам, и 10% не наберется.
Но основной удар мы почувствуем чуть позже, так как заблокированными оказались и поставки оборудования: например, серверов. Это, безусловно, повлияет на возможность дальнейшего развития всей ИТ-сферы.
Главная проблема сейчас — это неопределенность. Мы не можем сделать точные прогнозы, сколько времени у нас есть для замены ПО и оборудования, не можем быть уверены в том, какие еще продукты мы потеряем в ближайшей перспективе. Возможно, уже завтра мы не сможем работать на операционной системе Microsoft или использовать Android в своих телефонах. Это заставляет российский ИТ-рынок срочно искать варианты замещения ушедших продуктов, а для кого-то — и работодателей.
Уехать — не значит уволиться
Кризисная ситуация усугубила дефицит кадров на рынке. Одни уезжают из-за того, что иностранный работодатель уходит, и им удалось найти замену за рубежом. Другие, трудившиеся удаленно или на фрилансе, — потому что стало невозможно получать оплату от иностранных заказчиков, и релокация оказывается выгоднее поиска отечественных альтернатив. Тем более, некоторые компании помогают на отдельных должностях с релокацией — как это делает, к примеру, «Яндекс». Аналогично поступили JetBrains, Veeam Software, Oracle, Deutsche Telekom: они готовы перевозить петербургских сотрудников в другие страны. В частности, в Восточную Европу или Индию.
В итоге, по оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, в феврале-марте из России уехали порядка 70 тысяч ИТ-специалистов. Это число накладывается на заявление Минцифры о нехватке кадров в ИТ — по данным министерства на конец 2021 года в стране мы нуждались в 1 млн работников. Сейчас цифра вырастет. Причем главная проблема не в том, что мы теряем кадры, а в том, что уезжают специалисты с высокой квалификацией: преимущественно уровня middle и senior.
Отрасль находится в состоянии ожидания. С одной стороны, компании, покидающие Россию, сокращают сотрудников, что дает дополнительный приток кадров на рынок. Но, с другой, многие из них боятся менять работу, предпочитая переждать. А каждый третий, как показывает исследование «Хабра», пытается устроиться за рубежом с релокацией. Мой опыт показывает, что найти сотрудников сейчас даже сложнее, чем годом раньше, и это несмотря на рост зарплат и перспективы в освободившихся нишах.
Государство в лице Минцифры пытается снизить отток специалистов мерами поддержки отрасли. В числе основных — льготные кредиты для компаний, гранты для отечественных разработок, снижение ставки по налогу на прибыль, но, к сожалению, только для организаций с государственной аккредитацией. Конечно, ИТ-специалистов больше всего заинтересовало то, что может касаться непосредственно их: отсрочка от армии и льготная ипотека.
Изначально эти предложения казались очень здравыми и потенциально востребованными, но в процессе реализации выяснилось, что под условия подходит очень маленький процент работников сферы. По разным данным, от 7% до 15%. Это значительно снизило энтузиазм специалистов в обсуждениях, но в то же время заставило государство пересмотреть условия в сторону смягчения. У нас нет данных, позволяющих достоверно оценить влияние предложенных мер на лояльность ИТ-специалистов, но по первичной оценке — меры не кажутся достаточными.
Курс на импортозамещение
Нехватка ИТ-специалистов ощущается и будет ощущаться более остро, чем в конце 2021 года, потому что Россия столкнулась с необходимостью срочно импортозамещать технологии. Речь идет об оборудовании и софте. Особенно остро проблема встала перед компаниями критической информационной инфраструктуры — это телеком, наука, здравоохранение и многие другие. А также перед государственными структурами.
По большинству направлений в России есть качественные альтернативы: и облачные решения, и видеоконференцсвязь, и CRM, и многое другое. Поэтому вопрос не «где искать замену», а «на что конкретно перейти». При этом альтернативных вариантов со временем будет становиться все больше — наши технологические компании активно разрабатывают новые продукты.
Например, недавно появилась альтернатива сервису Google Play — NashStore. Интерес к нему у россиян оказался таким высоким, что от наплыва клиентов NashStore временно прекратил работать. При этом ошибку о недоступности приложения выдавал американский серверный сервис CloudFlare — что очень интересно выглядит для импортозамещяющего продукта.
Другой момент: чтобы установить NashStore, нужно было загрузить на смартфон apk-файл. Он находился на «Яндекс.Диске», и опять же тот, кто его там размещал, не рассчитывал на такой наплыв скачивающих. Доступ обращений к файлу оказался превышен, загрузить его было нельзя. Позже файл перезалили в облако Mail.ru.
Не считая таких мелких неприятных моментов, процесс импортозамещения в общих чертах не будет отличаться от любого другого внедрения большого продукта. Для корпораций это долгая история, для малого бизнеса — более быстрая.
Единственный нюанс: переход от привычного к новому всегда проходит крайне тяжело, поэтому не стоит ожидать быстрых результатов нигде. Даже в компаниях со штатом в 15–20 человек. Примерные сроки миграции — от нескольких недель до года.
Большим компаниям при импортозамещении основной упор следует делать на просчитывании рисков от потерь того или иного софта или оборудования. И на поиске возможных решений, если эти риски воплотятся в жизнь. То есть нужно проработать пути экстренного отказа от использования зарубежных продуктов хотя бы на время, пока не получится заместить их отечественными решениями. Это особенно актуально для компаний, где широко развит бюрократический аппарат и где согласование может занимать месяцы.
В остальном универсальный совет — работать над импортозамещением и не затягивать, постоянно напоминая себе, какими последствиями может грозить отсрочка.
Шанс на успех
Для российского ИТ-рынка очередное потрясение не в новинку. Прошлые кризисы (к примеру, 2014 года и 2020-го) показали, что потребуется несколько лет, чтобы выстроить новые логистические и рабочие цепочки. но это точно получится сделать. Поэтому даже если сейчас что-то останавливается, то только на время. А перераспределение бюджетов на рекламу и на разработку поможет оставить больше денег внутри страны. Откроется много новых ниш для стартапов, готовых предлагать замену ушедшим сервисам. Существующие компании имеют шансы увеличить свою аудиторию.
Но некоторым организациям придется сначала пройти путь адаптации. Например, компаниям, специализирующимся на работе с иностранным софтом — допустим, интеграторам того же SAP, — придется пересмотреть вектор своей деятельности и перейти на отечественные решения. В новых условиях они будут конкурировать с уже существующими и, главное, имеющими опыт и профильных специалистов организациями. Вероятно, это приведет к снижению цен, но часть компаний такой конкуренции не выдержит и уйдет с рынка или будет искать менее занятые ниши.
Несмотря на то, что сейчас российские компании тормозят наем новых сотрудников, в том числе и ИТ-специалистов, запрос на ИТ не снизится, потому что мировые тренды диктуют необходимость развития. В частности, продолжат увеличиваться инвестиции в SaaS, Mobile и Big Data, поэтому тем, кто сможет воспользоваться ситуацией и развернуть ее в свою пользу, гарантирован рост на ближайшие десятилетия. Также это хорошее время, чтобы потеснить существующих гигантов рынка, предложив новое решение для давно известных проблем.
Непросто придется фрилансерам и аутсорсерам, работавшим на зарубежные рынки в узких нишах. Если они остаются в России и начинают перестраиваться на отечественных заказчиков, с высокой вероятностью им придется соглашаться на более низкую оплату труда. Либо переучиваться на более востребованное внутри страны направление. Универсальные варианты — разработка мобильных приложений, нейронных сетей и всего, что связано с искусственным интеллектом. Спрос на специалистов в этих отраслях растет во всем мире и есть в России.
Запросы на конкретные стеки или специалистов в определенных областях не подвергнутся изменению из-за кризиса. Но сейчас, несмотря на дефицит кадров для начинающих специалистов, в российском ИТ высокая конкуренция. Тратить ресурсы на обучение джуниоров в условиях кризиса сможет позволить себе далеко не каждая компания, поэтому придется обучаться самостоятельно и прилагать больше усилий, чтобы попасть в сферу реальной разработки. Вдобавок растут требования и к тем, кто на рынке давно: уже недостаточно иметь только технические навыки — для продвижения по карьерной лестнице нужно уметь презентовать себя и работать в коллективе.
Что рынку ждать дальше
Сложно делать прогнозы, пока ситуация не стабилизировалась. Если предположить, что новых ярких потрясений не будет, то в конце 2022 года мы увидим первые изменения внутри отрасли. Специалисты адаптируются к новым условиям, возобновится наем, компании определят для себя план по импортозамещению и частично реализуют его. На рынке появятся новые продукты — приложения и программы — отечественного производства, очень сильно напоминающие известные западные.
Также, возможно, получится заключить договоренности с Китаем и другими странами, чтобы организовать поставки оборудования на замену продуктам от ушедших компаний. Потому что разработать и создать «железо» за короткий срок сложнее, чем сделать, например, замену SAP. Поэтому безусловно нас ждет новый этап сотрудничества с перспективными в этом направлении государствами: например, Индией, которая известна своими достижениями в сфере ИТ.