Русский венчур во время «отмены»: что ждет инвесторов и стартапы
Об авторе: Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners.
Рынок венчурных инвестиций в России достаточно молодой — ему всего чуть больше 20 лет. За это время мы успели столкнуться с несколькими кризисами, которые каждый раз замораживали его развитие на последующие 2–3 года. Тем не менее, выходцы из России более чем с 10-летним инвестиционным опытом и единорогами в портфеле смогли занять свое место на международном рынке: стать серийными венчурными фирмами с несколькими фондами под управлением и заработать достойную репутацию.
Последние два года российский венчурный рынок в соответствии с глобальными трендами уверенно набирал обороты: по данным Dsight, 2021 год стал рекордным для российского венчурного рынка: объем привлеченных средств составил $2,4 млрд — это в три раза больше, чем в 2020 году. Инвесторы с российскими корнями всё больше интегрировались в международный рынок: 63% русскоязычных венчурных инвесторов определяли себя как игроки международного рынка, а треть русскоязычных инвесторов вкладывали исключительно в международные стартапы. Российские технологические предприниматели научились запускать стартапы на международном рынке: не только покорять новые географии со своим текущим бизнесом, но и переносить работающую бизнес-модель в новых странах с нуля, привлекая раунды на самых ранних стадиях.
Итого, на начало 2022 года все вышеперечисленные явления иллюстрировали степень зрелости рынка и открывали возможности для инвестиций русскоязычных инвесторов в технологические компании по всему миру.
Теперь же прошло два месяца с тех пор, как к нам прилетел «черный лебедь», хотя никто на самом деле не верил в реальную вероятность такого развития событий. Новые экономические санкции оборвали многие международные связи и каналы, сделали невозможными многие финансовые операции, серьезно затронув тем самым венчурную индустрию. Уже понятно, что эти меры с нами надолго: они приведут к снижению объемов российского рынка венчурных инвестиций и размера российского рынка технологического предпринимательства, но при этом окажут решающее влияние на его трансформацию и, в частности, глобализацию.
С чем сейчас сталкиваются венчурные инвесторы и стартапы?
Нужно понимать, что русскоязычное VC-сообщество — это более сотни венчурных фирм, которые находятся и в России, и за рубежом. Венчурные фонды инвестируют деньги частных инвесторов — состоятельных людей, и по нашим оценкам таковых около 2–3 тыс. человек. Еще один сегмент — это бизнес-ангелы, которые вкладывают свой капитал самостоятельно или через клубы, и оценить их количество очень сложно, так как не все сделки публичные, а в клубах в рамках одной сделки несколько ангелов сразу объединяются небольшими чеками.
Финансовые переводы
Одно из главных негативных последствий для российских VC — это технические сложности с финансовыми переводами. Во-первых, инвесторы в фонды имеют обязательства по переводам денег в фонд, и находясь в России, организовать такие переводы достаточно сложно. Этот риск зависит от гражданства инвесторов, налогового статуса, и наличия расчетных счетов в зарубежных банках. Во-вторых, связанные с Россией транзакции теперь подвергаются дополнительным процедурам KYC/AML — финансовым проверкам с целью идентификации лиц и происхождения капитала. Риски, касающиеся вложений фондов в стартапов, не такие высокие, так как фонд с одним или несколькими русскоязычными управляющими может быть официально зарегистрирован в другой юрисдикции. Управляющие могут физически быть или не быть в Москве, но вкладывает такой фонд деньги в стартапы по всему миру. В этом случае юридическая и налоговая инфраструктура VC не будет затронута санкциями. Но инвестиции из России в международные проекты, скорее всего, уже невозможны, особенно эти ограничения касаются переводов со счетов санкционных банков.
Портфельные компании
Окупаемость вложений венчурных инвесторов зависит от кратного роста их портфельных компаний, но в текущей ситуации стартапы с русскоязычными основателями или инвесторами на борту сталкиваются с различными сложными ситуациями. Как то: затруднения финансовых переводов, отказы от сотрудничества и подписания договоров, сложности с поиском персонала за рубежом и ограничения доступа к международным сервисам и платформам.
Привлечение следующих раундов
Венчурные инвестиции привлекаются в определенном размере, в зависимости от стадии стартапа, и на срок, за который важно достичь нужных показателей роста, пользователей, выручки, покорить новый рынок. Это необходимые точки, после достижения которых стартап выходит на новый уровень зрелости и привлекает следующий раунд инвестиций и более крупную сумму. Теперь стартапы в связи с российским происхождением основателей или инвесторов могут испытывать сложности с привлечением капиталов международных инвесторов. В перспективе невозможность поднятия раунда означает, что у стартапа в какой-то момент кончатся деньги. Тогда он не сможет развиваться с нужным темпом, либо же ему придется срочно урезать расходы, ужиматься, уступая при этом дорогу конкурентам. Компании, которые получают значительную часть выручки в России, могут в целом не рассчитывать на западные капиталы ближайшие несколько лет.
Обратная сторона медали
Какие явления мы уже наблюдает в ответ на все происходящие события и изменения, затрагивающие работу инвесторов и предпринимателей?
Глобальные и распределенные
Многие представители индустрии солидарны в том, что российские технологические предприниматели оказались на развилке: делать бизнес в России или делать международный бизнес. Сейчас во многих случаях, чтобы развивать стартап на западных рынках, необходимо идти по пути релокации, получения ВНЖ, открытия расчетных счетов в зарубежных банках. Те, кто продолжит развивать бизнес в России, очевидно, впишутся в тренд импортозамещения. Русского технологического предпринимателя, кто уже имеет бизнес на нескольких рынках с распределенной по всему миру командой, вынудили стать еще более глобальным и мимикрировать.
За рубежом сейчас формируется мощнейшее русскоязычное ИТ-коммьюнити. Кажется, что российских технологических предпринимателей вытеснили отовсюду, но результатом этого станет появление глобального коммьюнити фаундеров по всему миру — будут масштабироваться концепции Founder driven fund и founders for founders.
Раствориться в международном рынке
Скорее всего часть небольших игроков русскоязычного венчура уйдут с рынка, а выживут самые диверсифицированные в плане географии и наиболее плотно вписанные в международное сообщество. В конце концов бизнес победит — все стороны заинтересованы во вложениях капиталов в молодые технологические компании: и сами стартапы, и владельцы капиталов, и наши международные партнеры. Будут найдены мосты, созданы необходимые бизнес-структуры, через которые можно будет продолжать осуществлять международные венчурные инвестиции, хотя это будет еще сложнее.
Домашний рынок
В то же время в России оставшиеся продуктовые ИТ-компании будут на коне и уже планируют наращивать объемы своего бизнеса. На фоне политики импортозамещения, ухода с рынка многих сервисов и пробелов в разных нишах ожидается большой спрос и непосредственные заказы на отечественные разработки, в том числе от государства. В ближайшем будущем мы увидим много M&A-сделок — покупок небольших компаний. Но ключевой вызов в этом всем заключается в конкуренции за кадры: на фоне массового оттока ИТ-специалистов из страны, даже ИТ-гигантам придется конкурировать за лучшие кадры. Небольшие компании, вероятнее, такую конкуренцию себе позволить не смогут, в том числе, из-за снижающихся шансов на инвестиции.
Возвращаясь к началу: венчурный рынок — самый интернациональный из всех, и текущие события только усилят тренд на международное присутствие русскоязычных инвесторов, запуск стартапов с российскими корнями и географическую распределенность команд.