Циклическая экономика, 04 апр 2022, 17:00

Чересчур умелые ручки: что такое апсайклинг

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Как превратить побочные продукты производства, отходы и ненужные вещи во что-то новое, более качественное, обладающее художественной или экологической ценностью? Апсайклинг вам в помощь

Содержание

Что такое апсайклинг

Апсайклинг (от англ. upcycling) — это вторичное использование материалов и вещей с созданием для них нового функционала и увеличения их ценности. Творческий подход к «новому прочтению» старых вещей.

Хотя апсайклинг стал наиболее популярным в последние пару десятилетий, он существует гораздо дольше. Просто раньше апсайклингом назвали «творческое повторное использование». До начала индустриальной революции производство новых вещей стоило дорого, а человеческий труд был практически бесплатным, благодаря чему ремонт и переделывание вещей являлись неотъемлемой частью жизни людей.

Агитационный плакат. Апсайклинг в СССР (Фото: Modnostrel)

С приходом промышленной революции общество стало склоняться в сторону сверхпотребления, но и в изменившемся мире нашлось место для творческой переделки.

С начала XX века апсайклинг использовался для создания произведений искусства, а также в других сферах человеческой жизнедеятельности, где люди хотели сэкономить деньги. Этот метод был вынужденной мерой и чаще всего использовался бедными слоями населения. Экономическая нестабильность и дефицит товаров вынуждали людей переделывать старые вещи.

Тем не менее, когда в конце XX и начале XXI веков, появилась вторичная переработка или ресайклинг, популярность апсайклинга продолжила расти, поскольку люди стали больше осведомлены об экологических проблемах и охране окружающей среды.

Ресайклинг, блокчейн, метавселенная: что ждет индустрию моды в 2022 году
Зеленая экономика 

Теперь, вместо того чтобы просто выбросить ненужную вещь, будь то предмет мебели, игрушка или одежда, многие люди пробуют превратить ее во что-то новое. Современные апсайклинг-бренды говорят об экологии и учат осознанному потреблению через красоту и дизайн. А с приходом в нашу жизнь социальных сетей концепция вторичного использования стала модной тенденцией. Теперь люди могут легко делиться своими идеями и творениями с окружающими.

В последние 10 лет популярность апсайклинга резко возросла. На сайтах Pinterest и Etsy количество товаров с пометкой «Переработано» увеличилось на 275%, с примерно 7 900 в январе 2010 года, до почти 30 000 годом позже.

Сумки из автомобильных ремней безопасности. Модные бренды бросают вызов «культуре отходов», благодаря инновационному вторичному использованию материалов (Фото: Lifestyleasia)

Какие экологические проблемы поможет решить апсайклинг

По данным Waste reduction week Canada:

  • За последние 15 лет количество производимой одежды в мире возросло примерно вдвое. Вместе с тем, ее использование (среднее количество раз, когда вещь надевают до того, как ее перестанут носить) за тот же период снизилось на 36%. Менее 1% материала, используемого для производства одежды, перерабатывается в новые вещи.
  • Текстильная промышленность в основном зависит от невозобновляемых ресурсов (всего 98 млн т в год) включая нефть для производства синтетических волокон, удобрения для выращивания хлопка и химикаты для производства, окрашивания и отделки волокон и текстиля.
  • Около 85% всей ненужной одежды оказывается на мусорных полигонах.
  • Более половины одежды fast fashion («быстрой моды») утилизируется менее чем за год — при том, что после ее использования теряется почти вся ценность материалов из которых она сделана.
  • 87% волокна, используемого для производства одежды, вывозится на мусорные полигоны или сжигается.
  • Каждую секунду на свалки или сжигание отправляется один мусоровоз с текстилем.
  • Ежегодно люди потребляют более 80 млрд единиц новой одежды, что делает швейную промышленность одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды в мире.
  • В среднем мы носим только 50% вещей которые покупаем, а оставшаяся часть лежит без дела в наших шкафах.
  • Одежда разлагается до 200 лет, в процессе выделяя метан, загрязняя почву и грунтовые воды, увеличивая объем мусорных полигонов.
  • Индустрия моды — второй самый крупный загрязнитель планеты после нефтяной промышленности.

Сведения благотворительного фонда «Второе дыхание» вызывают не меньшее беспокойство:

  • Ежегодно 2 млн т одежды оказываются на мусорных полигонах России.
  • Индустрия моды — второй самый крупный загрязнитель планеты после нефтяной промышленности.
  • Текстиль разлагается от 20 до 200 лет, выделяя метан, CO2 и другие вредные химические соединения.
  • От 20% до 35% микропластика в мировом океане — результат производства текстиля.
  • 108 млн т невозобновляемых природных ресурсов ежегодно используется для производства одежды.
  • Производство текстиля наносит больше ущерба природе, чем авиасообщение и морские перевозки вместе взятые.
  • Для биоразложения натуральных волокон на свалке могут потребоваться десятки лет, поскольку из-за отсутствия кислорода процесс разложения замедляется. Распад синтетических волокон продолжается на порядок дольше, при этом в почву и грунтовые воды выделяются ядовитые вещества.
  • 60% производимой в мире одежды — это синтетика. Она не перерабатывается в промышленных масштабах нигде, кроме Швеции и Нидерландов.
  • Одежда из синтетических материалов — хуже, чем пластиковый пакет: состав тот же, но форма — другая, под ее переработку пока нет работающей инфраструктуры.
  • Если текстиль попал в общие отходы — его невозможно переработать: он моментально впитывает влагу и запахи и пачкается, поэтому после линии сортировки он попадает на полигоны.
  • Текстиль требует ручной сортировки по составу, а стоимость конечного сырья в десятки раз меньше расходов на весь процесс. Из-за этого он продолжает попадать в общий мусор и захоранивается, вместо того, чтобы возвращаться в экономику и служить сырьем для изготовления строительных материалов, обтирочной ветоши или передаваться на повторное использование.
Свалки выброшенной одежды как результат работы индустрии fast fashion (Фото: Thevibrantcrafter)

Апсайклинг в России

Творческая переработка вещей существует в нашей стране давно и возникла из-за товарного дефицита, то есть как бытовая необходимость. Но теперь в это понятие закладывают заботу об окружающей среде и уменьшение своего экологического следа.

«Циклическая экономика — это естественная модель жизни. Все вещи становятся другими вещами и так далее до бесконечности. Одна из ключевых идей циклической экономики — повышение ценности и дальнейшее использование отходов. Апсайклинг это не просто тренд, а скорее необходимость», — говорит Виктория Терра, руководитель и дизайнер бренда Viterra Fashion.

Влияние пандемии на потребительские привычки

Пандемия COVID-19 резко изменила ситуацию с устойчивым потреблением. В исследовании, опубликованном в международном научном журнале Sustainability, приводятся данные, согласно которым, примерно треть (31%) от общего числа опрошенных, указали на значительные изменения в своих потребительских привычках. В частности, отметив красоту, уход за телом и одежду как на области, в которых они значительно сократили частоту покупок.

COVID-19 повлиял и на уровень потребления россиян. Так, в результате пандемии около 15% жителей РФ существенно сократили свои расходы. Основные сокращения пришлись на отпуск и одежду, еще 31% респондентов перешли в режим сбережений и накопления запасов.

В процессе борьбы с пандемией изоляция и социальное дистанцирование существенно изменили поведение людей, ограничив потребление по времени и месту.

Ученые разработали технологию получения энергии из медицинских масок
Экономика инноваций 

Апсайклинг в бизнесе

Все большее число компаний сосредотачивается на вторичном использовании отходов, хотя эта тенденция по прежнему находится в зачаточном состоянии.

«Если апсайклинг станет мейнстримом, то корпоративный мир должен увидеть, что он может быть прибыльным», — заявил в интервью журналу Reuters Албе Закес, представитель американской компании TerraCycle, специализирующийся на поиске новых применений выброшенной упаковки.

«За рубежом апсайклинг уже много лет является процветающим направлением. Проводятся интересные выставки, мероприятия. Эта дисциплина, развивающая креативное мышление, обязательно входит в программы учебных заведений, где готовят дизайнеров. Местами это явление достигает серьезных масштабов, что привлекательно не только с экологической, но и коммерческой точки зрения. Когда стоковые, годами не продающиеся вещи, в массовом порядке отправляются на редизайн, актуализируются и становятся привлекательными для покупателя», — рассказвает Анна Оншина, эксперт по апсайклингу Trend-Buro.

«Мы, хоть и с запозданием, но стали догонять. Появляются конкурсы апсайклеров, мастерские, магазины, где продают такие авторские вещи. Компании заинтересованы в коллаборациях, направленных на создание апсайклинг-коллекций как одного из способов стать чуть более ecofriendly. Существуют интересные локальные бренды, которые переделывают не только одежду в одежду, но в качестве исходного материала берут рекламные баннеры или, например, автомобильные шины», — добавляет она.

Сумки из автомобильных шин и ремней безопасности (Фото: Polyarus)

Примеры апсайкл брендов

Polyarus — российский бренд современной культуры осознанного потребления. Каждое изделие дает новую жизнь послужившим автомобильным и велосипедным камерам, рекламным баннерам, ремням безопасности.

R-coat — португальский общественный модный бренд. Компания превращает найденные на улице сломанные зонты в куртки и аксессуары. Все изделия R-Coat разработаны и изготовлены вручную, для людей, которые хотят носить стильную одежду, уменьшая при этом воздействие на окружающую среду.

99recycle — российский бренд аксессуаров и предметов интерьера из переработанного пластика и вторичных материалов. Компания занимается производством дизайнерских вещей из переработанных пакетов, пластика и отходов производств.

«Зеленый» бизнес в 20 лет: истории молодых предпринимателей. Часть 8
Зеленая экономика 

Rig Raiser — первый и единственный мультибрендовый шоу-рум брендов апсайклинга и рециклинга со всей России. Здесь можно найти одежду, аксессуары, предметы интерьера и не только:

  • Ремни из велосипедных шин.
  • Декор для дома из старых скейтбордов.
  • Одежду и сумки из баннеров и джинсов.
  • Украшения из битой посуды, кофейных капсул, компьютерных плат.
  • Одежду ручной работы художников.
  • Купальники и спортивную форму из переработанных рыболовных сетей

Апсайклинг в моде

Апсайклинг по праву можно назвать главным трендом 2021 года. Одежда, изготовленная путем переработки старых вещей, уже появилась в коллекциях известных брендов. Это не только один из способов подарить новую жизнь старым вещам, но и возможность привлечь внимание к проблеме сверхпотребления и сверхпроизводства.

«Апсайклинг был обречен стать мейнстримом! И в трендах он задержится надолго. В нем сливается сразу несколько актуальных тенденций: продление жизни вещей (а значит, снижение перепотребления); осознанное отношение к своему гардеробу; ручная работа, творческая самореализация и ремесленные практики; уникальные, штучные вещи; персонификация вещей, наполнение их своими смыслами, демонстрация индивидуальности; преемственность поколений, когда можно не выбрасывать, а дать вторую жизнь бабушкиной вещи», — комментирует Анна Оншина из Trend-Buro.

Фэшн апсайклинг. Designers Remix, женский показ Весна-Лето 2021, Дания (Фото: Denimjeansobserver)

В то время как некоторые молодые дизайнеры уже сделали себе имя в мире апсайклинга, крупные бренды класса люкс тоже начали использовать эту практику, что знаменует собой значительный сдвиг в отрасли. Процесс повторного применения старых тканей и превращения их в готовую продукцию стали использовать многие дизайнеры.

Организаторы Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia также стремятся интегрировать тему устойчивости во все свои активности. Одной из совместных с фондом «Второе дыхание» инициатив стал сбор вещей, из которых апсайкл-бренды создают новые коллекции для презентации их на MBFW Russia.

«Мы стараемся знакомить всех зрителей и гостей Недели моды с концепцией устойчивости, вовлекать их в процесс осознанного потребления. Мы также продвигаем и поддерживаем sustainable-дизайнеров, запускаем «зеленые» спецпроекты, используем перерабатываемые материалы на площадке, отказываемся от пластиковых бутылок, проводим тематические стримы в соцсетях и так далее. К грядущему сезону мы запустили конкурс для апсайкл-дизайнеров совместно с Svalka.me, сервисом по вывозу и продаже ненужных вещей. Все это как раз для того, чтобы просто и понятно рассказать, как маленькими шагами можно улучшить мир, в котором мы живем», — рассказывает Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia.

Александр Шумский — о влиянии осознанного потребления на люксовые бренды
Зеленая экономика 

Апсайклинг имеет и другие явные преимущества, в том числе большую эксклюзивность. Теперь покупатели осознают уникальность покупаемых ими вещей, что делает их почти что предметом коллекционирования.

Апсайклинг стал заметной тенденцией сезона весна-лето 2021 года, отчасти благодаря таким брендам как Balenciaga, Marni и Miu Miu. Так, марка Marni представила лоскутную верхнюю одежду созданную из уже существующих вещей. Coach переработала сумки 1970-х годов. А Miu Miu объявила о запуске новой эксклюзивной капсульной апсайкл-коллекции из 80 платьев, созданных из антиквариата привезенного из винтажных магазинов и рынков. Многие бренды начали изучать то, как можно повторно использовать материалы.

Ограничения, наложенные пандемией, также заставили дизайнеров обратиться к материалам, которые уже были в их студиях, а не работать исключительно с новыми тканями. Учитывая то, что пандемия привела к огромному избыточному количеству товаров из коллекций весна-лето 2020 года (что более чем вдвое превышает средний показатель), неудивительно, что все больше и больше дизайнеров обратилось к вторичной переработке.

Раньше непроданные товары люксовых марок просто сжигались или выбрасывались на свалку. Но поскольку потребители все больше осознают, насколько расточительно поведение брендов fashion-индустрии, назрела необходимость решать эту проблему устойчивым образом.

Восемь ключевых имен мира моды — A-COLD-WALL, Balenciaga, Jacquemus, Stella McCartney, Dries van Noten, Simone. Rocha, Zero + Maria Cornejo и Ulla Johnson — пожертвовали свои поврежденные и бракованные вещи RealReal с целью создания новых, переработанных изделий, для проекта под названием Re-Collection.

Апсайклинг в моде. Перепрофилирование вещей современными дизайнерами (Фото: Inhabitat)

Именно во время карантина один из пионеров устойчивой моды класса люкс, Стелла Маккартни, пересмотрела деятельность своего бренда.

«Во время прошлогоднего локдауна, мы выпустили Манифест, который представляет собой наше ДНК и план наших будущих намерений; Дорожную карту, которая обозначила наши ценности и ответственность за то, что мы делаем, и направление в котором мы хотим двигаться. Мы действительно привержены перепрофилированию и вторичной переработке уже существующих материалов, будь то наши собственные старые ткани или поиск способов сбора неиспользованных ресурсов в других местах», — рассказала Маккартни журналу Vogue.

«Как дизайнер, я считаю самым большим комплиментом то, что мои проекты имеют «загробную жизнь» — для меня это роскошь», — добавила она.

Крайне важно, чтобы повторное использование существующих материалов стало стандартной практикой, так как при достаточном количестве уже имеющихся тканей производители по-прежнему создают тонны одежды из первичных материалов. И хотя все больше людей начинают интересоваться апсайклингом, брендам и ретейлерам до сих пор сложно рассматривать это как тенденцию.

Как стать апсайклером

Ваш личный апсайклинг-проект может касаться не только моды и гардероба, но и домашнего декора. Главная идея в том, чтобы взять что-то, чем вы больше не пользуетесь, и превратить это в нечто более ценное и используемое.

  • Какие материалы можно использовать

Вы можете перерабатывать стекло, металл, ткань, дерево, картон, пластик, жесть и упаковку, которая в противном случае была бы выброшена. Все зависит от вашего воображения.

  • Какие предметы реально перепрофилировать

Вы можете переделать что угодно: от старой лестницы и книжных полок, до ненужной одежды или даже от отслуживших свой срок автомобильных шин.

Использование апсайклинга в декоре (Фото: B-hof)

Экологические преимущества вторичной творческой переработки огромны. Помимо минимизации количества выбрасываемых материалов и отходов, этот метод уменьшает потребность в производстве новых вещей с использованием новых или сырьевых материалов. Это означает снижение загрязнения воздуха, воды, выбросов парниковых газов и сохранение других ресурсов. Другими словами, апсайклинг — это забота о нашей планете и «новая норма».

Циклическая экономика Осознанное потребление Ретейл Устойчивое развитие Рациональное потребление Ecofriendly
Главное