Все дело в таре: как производители оптимизируют количество отходов
Упаковки от продуктов питания, напитков, косметических и бытовых средств ежедневно отправляются в мусорные баки во всем мире. В компании с ними — остатки вчерашней еды, старые вещи и использованные батарейки. Все эти элементы повседневной жизни человека оставляют свой экологический след на планете. Но бороться, как оказалось, нужно не с упаковкой, а с последствиями ее неразумного потребления.
Роль компаний в снижении количества пищевых отходов
Сейчас в России принято демонизировать пластиковую упаковку. Но мифами окутан не только пластик. У каждого материала (многослойный картон, стекло, бумага, алюминий) есть свои сложности при сборе и переработке, так как зачастую инфраструктура для этого отсутствует. Но одно известно точно: абсолютное большинство упаковки подлежит переработке. Поэтому приоритет ставится на то, чтобы организовать систему сбора и вовлечения вторсырья в производственный цикл. И тут на передовую борьбы с отходами выходят крупные промышленные гиганты, которые ставят перед собой глобальные цели по изменению процессов производства.
Так, компания PepsiCo объявила о планах к 2030 году полностью заменить в Европе первичный пластик переработанным или возобновляемым в составе упаковки всех своих снековых брендов, включая Lay’s, Doritos, Walkers. В 2022 году пройдут потребительские тесты новой упаковки. Первый эксперимент пройдет во Франции с пачками Lay’s, а позже протестируют упаковку некоторых продуктов бренда Walkers в Великобритании.
Как пояснили в компании, источником вторичного пластика станут переработанные отходы от снековых пакетиков, а возобновляемые материалы получат из побочных продуктов растительного происхождения (отработанное растительное масло или отходы целлюлозы). Это решение позволит сократить выбросы парниковых газов на тонну упаковки на 40%.
«Переработка гибкой упаковки должна стать нормой в Европе. Будущее наших снековых пачек — в отказе от первичного пластика. Гибкая упаковка должна быть частью циклической экономики — ценным материалом для создания новых чипсовых пакетов. Вместе с нашими партнерами мы инвестируем в технологии для достижения этих целей. И чтобы упаковка никогда не становилась мусором, мы также нуждаемся в соответствующей законодательной базе», — пояснил главный исполнительный директор PepsiCo в Европе Сильвиу Попович.
Помимо перехода на возобновляемые и переработанные материалы, PepsiCo разработала программу «Сделаем упаковку лучше» (Making Bags Better). В рамках этой программы компания планирует финансово поддержать решения, которые смогут расширить сферы применения переработанной гибкой тары. Совместно с другими участниками индустрии PepsiCo в России инвестирует в инфраструктуру по обращению с гибкой упаковкой.
Так, в рамках ассоциации «РусПРО» участники провели пилотный проект по сбору и переработке гибкой упаковки, что подтвердило возможность изготовления из этих вторичных материалов полиолефиновой гранулы. Ее можно использовать в производстве контейнеров, скамеек, строительных и композитных материалов и так далее. Одна из задач сейчас — тиражировать полученный в ходе пилотного проекта опыт на другие регионы. В России компания также планирует переход упаковки для снеков на мономатериал на основе полипропилена. Эта мера облегчит переработку гибкой упаковки, поскольку мономатериал требует меньше усилий на досортировку и позволяет получать более ценный вторичный ресурс.
О своих намерениях по полному переходу к экоупаковке до 2025 года заявляла в 2019 году компания Ferrero. Уже в сентябре 2021 года производитель начал внедрять инновации в самые популярные форматы коробок для Ferrero Rocher на 16 и 30 конфет. Новая упаковка создается из полипропилена (PP), что облегчает ее переработку, а количество пластика в ней сокращается на 38–40%. Благодаря этому по подсчетам Ferrero, за 2022 год удастся уменьшить объем используемого пластика примерно на 2 тыс. т и сократить углеродный след компании на 70%.
Не только производители продовольственных товаров задумываются о модернизации упаковки. Так, о значительном сокращении использования пластика и выборе в пользу перерабатываемых материалов для упаковки следующей осенней коллекции заявил немецкий бренд одежды Olymp.
«Во время обширной фазы разработки мы уделили особое внимание сложному вопросу сочетания функциональных требований к нашей упаковке — обеспечивающей защитные функции и, следовательно, привлекательность для продажи — с растущими экологическими требованиями», — прокомментировал решение Марк Безнер, владелец и генеральный директор Olymp Bezner KG.
Упаковка будущего
Ищут новые упаковочные решения не только производители, но и ученые со всего мира. Так, студенты Астраханского технического университета представили биоразлагаемую пищевую пленку. Ее создали из желатина на основе чешуи рыб. Студентка лондонского университета Рейвенсборн Холли Граундс придумала упаковку для лапши, которая выполнена из картофельного крахмала, глицерина и воды. Производители виски Johnnie Walker хотят заменить стекло на бумагу. И это лишь малая часть примеров, которые доказывают, что упаковка будет меняться стремительно и производителям нужно это учитывать.
В этом также уверена заместитель председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова. Эксперт в рамках деловой программы выставки «Продэкспо-2021» рассказала об основных трендах рынка упаковок в ближайшее время:
- Экологичность. По мнению спикера, с каждым годом потребители будут отдавать предпочтение брендам, которые придерживаются «зеленой» философии. Промышленным компаниям нужно пересмотреть процесс производства своих упаковочных материалов, делая ставки на вторичную переработку.
- Уменьшение порционности. Уже сейчас у покупателей есть возможность купить шесть яиц вместо десятка, 450 г крупы и 250 мл молока. Популярность мини-упаковок будет только расти, и на то есть две причины. Во-первых, ускорение темпа жизни граждан. Во-вторых, желание самих производителей снизить себестоимость товара.
- Удобство и сохранение качества. Выбирая продукт на полке магазина или супермаркета, люди стараются покупать товар в упаковке, которая открывается быстро и легко. А в ближайшем будущем вырастет спрос на тару, которая будет обладать свойствами нагревания или охлаждения. Принцип «достал-съел-выбросил» станет все более актуальным.
- Сторителлинг. Новые виды упаковки появляются одновременно с новинками ассортимента, поэтому такие изменения будут привлекать внимание. Поскольку потребители вот уже более двух лет живут в ограниченных условиях, они ищут новых впечатлений. И находят их в еде. Тренд ближайших лет — это сторителлинг в дизайне упаковочных решений и выпуск новинок.
Вызов для компаний потребительского сектора — это погоня за трендами. И тут важно найти баланс между привлекательностью, практичностью и экологичностью.