Надежные буквы: о чем говорит кредитный рейтинг компании
Благодаря кредитным рейтингам бизнес получает доступ к капиталу, а инвесторы — ориентируются в надежности бумаг. Разбираемся, как правильно читать эти рейтинги и насколько сложно их получить
Это оценка кредитного риска. Рейтинги присваивают организациям — например, компаниям, органам власти и банкам — или их долговым бумагам, то есть облигациям. Такая оценка позволяет судить о вероятности дефолта по обязательствам.
Однако кредитный рейтинг — это лишь мнение аналитиков, но не руководство к действию для инвесторов. В отличии от мнения врача или юриста, оно не является прогнозом или рекомендацией, подчеркивают в S&P.
В России ежегодно выдается более тысячи оценок, связанных с получением или подтверждением рейтингов, а также рейтингованием долговых инструментов (например, отдельных выпусков облигаций). По данным инвестиционного банка «Синара», который консультирует организации при получении рейтингов и выходе на долговой рынок, число компаний, желающих получить рейтинг, постепенно растет.
Самая частая причина получения рейтинга — выход на рынок долгового капитала, и эта процедура всегда сопровождается профессиональными игроками рынка, отмечает соруководитель корпоративно-инвестиционного блока инвестиционного банка «Синара» (ПАО «СКБ-банк») Алексей Гладилин. Задачи таких игроков — выбрать рейтинговое агентство, проконсультировать потенциального эмитента и помочь максимально быстрому и комфортному прохождению всех необходимых процедур.
По смыслу они похожи. Оба рейтинга помогают понять, насколько человек или организация готовы исправно платить по своим обязательствам.
Но формируются эти оценки по-разному. Кредитный рейтинг физлица как заемщика складывается из его истории по прошлым кредитам, просрочек по платежам. При оценке организации или ее долговых бумаг проводится намного более сложный и комплексный анализ.
И тот, и другой рейтинг влияют на стоимость денег для своего обладателя. Чем выше кредитный рейтинг, тем дешевле привлечь финансирование.
- Инвесторам — как ориентир в принятии решений. Например, вы видите на рынке облигации со ставкой выше рынка, но низким рейтингом. Скорее всего, это рискованное вложение: высока вероятность не просто не получить доход, а вообще лишиться инвестиций.
В качестве дополнительного параметра кредитный рейтинг можно использовать и на рынке акций. Однако хорошее состояние компании и готовность платить по счетам, которая отражена в рейтинге, не гарантирует роста бумаг.
- Компаниям и органам власти — для доступа к долговым рынкам. Это позволяет им получить дополнительные средства, не прибегая к банковским кредитам.
Кредитный рейтинг необходим, чтобы попасть в котировальные списки Московской биржи. Причем оценка должна быть не ниже определенного уровня. По шкале российской АКРА это BBB+ (RU), по шкале S&P Global Ratings — BB-.
Относительно высокие рейтинги также позволяют эмитентам войти в специальные секторы Мосбиржи, которые дают дополнительные возможности. Например, обеспечивают повышенный спрос со стороны инвесторов благодаря налоговым послаблениям или расширенный доступ к средствам пенсионных накоплений.
- Регулятору — для защиты средств граждан. По закону вкладывать пенсионные накопления, деньги страховых компаний, управляющих компаний и паевых фондов можно лишь в бумаги с высокими и средними рейтингами. Это помогает снизить риски для клиентов-физлиц.
Рейтинговые агентства — как российские, так и международные. В РФ работают три крупнейших международных игрока — S&P, Moody’s и Fitch.
Выдавать российские кредитные рейтинги могут только агентства, включенные в реестр ЦБ. Им необходимо получить аккредитацию регулятора.
По состоянию на начало 2022 года в реестр входят четыре организации — Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), «Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство» (НРА) и «Национальные кредитные рейтинги» (НКР).
Единой системы или шкалы в мире нет. Но поскольку методологии похожи, обычно оценки от разных агентств мало отличаются друг от друга — не более чем на одну ступень.
В международной практике рейтинг компаний из той или иной страны не может быть выше, чем рейтинг самого государства. Так, в июне 2021-го Moody’s подтвердило оценку России на уровне BaaЗ со стабильным прогнозом. Соответственно, на рейтинги уровня «А» от Moody’s компании из РФ рассчитывать не могут.
В национальной шкале такого ограничения нет. Поэтому оценки отечественных агентств иногда выше, чем международных.
«В целом российские инвесторы доверяют российским рейтингам и во многом ориентируются именно на них. Но если у компании есть еще и оценка от международного агентства, то это еще сильнее повышает уровень доверия», — говорит Алексей Гладилин из инвестиционного банка «Синара».
Рейтинговая информация, которую публикуют агентства, состоит из нескольких уровней, объясняют в «Эксперт РА».
- Буква — самый первый и общий ориентир. Рейтинг с одной или несколькими «А» обычно присваивают самым надежным компаниям, «B» — средним по уровню надежности, «С» — с риском банкротства, «D» — в состоянии дефолта или близком к нему.
Внутри каждой буквы есть дополнительная градация. Например, ААА (или Ааа) — это максимальный уровень кредитоспособности, АА (Аа) — высокий уровень, А — умеренно высокий. Чаще всего инвесторам рекомендуют ориентироваться на высокие и средние рейтинги кредитоспособности, то есть содержание букву «А» или не меньше двух «В».
- Прогноз по рейтингу дополняет основную оценку. Это мнение агентства по поводу того, как изменится кредитоспособность компании в обозримой перспективе. Чаще всего — в течение одного года.
- Пресс-релизы агентств выходят вместе с присвоением рейтинга и публикуются в открытом доступе. В них описаны факты, повлиявшие на оценку. Кроме того, в релизах приводят мнение аналитиков по ключевым направлениям деятельности компании — основному бизнесу, финансовым вопросам, корпоративному управлению.
«Очень многих ошибок в принятии инвестиционных решений можно было бы избежать, если бы инвесторы учитывали описанные в релизах конкретные факторы риска», — подчеркивают в «Эксперт РА».
Потенциально — практически любая. Другое дело, что не все могут рассчитывать на высокий рейтинг, позволяющий выгодно привлекать заимствования на долговом рынке.
В среднем процесс получения рейтинга занимает не менее шести месяцев, а стоимость всей процедуры начинается от ₽1 млн, говорит Алексей Гладилин из инвестбанка «Синара». «Стоимость подключения к рейтингам может быть высока, но это открывает для компании дополнительный рынок. Когда ты становишься публичным заемщиком, то понимаешь, как и в каком направлении развиваться, чтобы стоимость займа для тебя снижалась», — отмечает топ-менеджер.
По его словам, при подготовке компании к получению рейтинга инвестбанкиры консультируют потенциального эмитента по всем аспектам процедуры рейтингования. Сопровождая клиента во время его выхода на долговой рынок, эксперты из инвестбанка информируют акционеров компании, на какую оценку потенциально может рассчитывать их бизнес и какие могут возникнуть сложности.
Главное, что влияет на оценку, это прозрачность управления и финансовых потоков, добавляет Гладилин. Чем понятнее бизнес для аналитика, тем проще процедура и выше потенциальная оценка.
В основном факторы, влияющие на вероятность дефолта. Эксперты анализируют отраслевые, операционные, финансовые риски и корпоративное управление.
Компания, которая получает рейтинг, дает агентству доступ к непубличным данным. А оно, в свою очередь, проводит собственный аудит. Все это повышает объективность и глубину оценки.
Обычно раз в год. Это стандартный срок для большинства рейтинговых агентств. Но иногда оценки пересматривают чаще. Например, из-за резких изменений в экономике, на отдельном рынке или в конкретной компании.
Агентства отслеживают события, связанные с теми организациями, которым они выставляли оценки. Если возникают новые значимые факторы, рейтинги ставят на пересмотр. Слишком частые пересмотры рейтинга, как правило, считаются тревожным знаком для инвестора.
Скорее всего, нет. ESG-рейтинги отражают долгосрочную устойчивость компании и ее стратегические ориентиры. А кредитный рейтинг — это оценка текущей ситуации и тактики бизнеса, объясняет Гладилин из инвестбанка «Синара».
«На мой взгляд, вес ESG-рейтингов будет расти, но они не заменят кредитных. Это разные вещи, хотя они друг друга хорошо дополняют», — уверен эксперт.