Экологическое сознание, 23 дек 2021, 11:50

В поисках знаний: как выстроена система экопросвещения в разных странах

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Бережное отношение к экологии в последнее время стало не просто трендом. Мир активно формирует «зеленую» культуру среди населения. Как выстроена система экопросвещения в разных странах — в подборке РБК Трендов

Эксперты:

  • Ксения Топоркова, руководитель навигатора по экологическим и социальным сервисам «+1Город»
  • Карина Ивченко, руководитель общественной организации «Мусора.Больше.Нет»
  • Юлия Грищенкова, глава представительства Немецкого общества по международному сотрудничеству (GIZ GmbH) в Москве
  • Кристина Танцюра, независимый эксперт по развитию и ведению бизнеса в ОАЭ
  • Татьяна Афонина, директор по маркетингу компании Electrolux
  • Дмитрий Ковпак, автор книг и программ обучения бизнесу с Китаем, основатель торговой платформы оптовиков DaTrade
  • Елена Толкач, коуч, психолог, ведущая семинаров в Париже и Швейцарии

Зачем нужно экопросвещение

Экологическая повестка с каждым годом становится все актуальнее. Проблемы с незаконной вырубкой лесов, выбросами загрязняющих веществ в атмосферу и ростом отходов являются предметом многочисленных дискуссий. Если не предпринимать радикальных шагов в сторону изменений, то можно прийти к необратимым последствиям для всей планеты.

Бизнес уже взял курс на устойчивое развитие, выделив для себя основные направления работы. Власти ему помогают, стимулируя переход на зеленую экономику. Общественные организации и активисты создают различные проекты, которые помогают не только сделать первый шаг к жизни по принципам zero waste или low waste, но и повысить уровень экологического образования. А рассказывать о проблемах окружающей среды нужно детям с раннего возраста, уверяют опрошенные специалисты. Именно бытовые привычки и принципы, заложенные в детстве, определяют поведение тех, кто через 15–20 лет будет создавать экологические стандарты.

Мировой опыт

Экологическое образование в России пока не стало частью школьной программы. Да и сами эксперты не достигли единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что нужно ввести отдельный предмет. другие уверены, что достаточно будет интегрировать в учебную программу специальный курс экопросвещения. В других странах картина выглядит иначе.

Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает
Зеленая экономика 

Скандинавские страны

Скандинавские страны достигли высоких результатов в работе с мусором. Об их системе написано много статей, а другие государства пытаются повторить этот успех.

По статистике Евросоюза, один житель Финляндии каждый год генерирует 493 кг отходов, а это около 2,8 млн т на всю страну. На утилизацию отправляется 97% отходов: 42% перерабатываются, 55% попадают в печи мусоросжигающих заводов (МСЗ). Оставшиеся отходы вывозят на полигоны.

Один гражданин Швеции производит 458 кг мусора ежегодно. Общий объем отходов составляет более 4,6 млн т. В отчете за 2016 год отмечено, что на переработку отправлено 34,6% отходов, а 48,5% сожгли и получили энергию. Все остальное использовано для получения биогаза или стало компостом.

В Норвегии в 2020 году зафиксировано 2,4 млн т отходов. На одного человека в стране приходится в среднем по 449 кг. 58% от общего количества попадает на МСЗ, а 38% — на переработку.

Фото: Freepik

Добиться такой системы скандинавским странам удалось не сразу. Однако просветительская работа с населением привела к тому, что за несколько десятилетий местные жители научились сортировать отходы по фракциям. Их ответственное отношение и повлияло на ситуацию.

«В Швеции и Финляндии, например, еще в детских садах проводятся экологические уроки и игры, направленные на воспитание любви к природе и чистоте вокруг себя. Баки для раздельного сбора отходов установлены во всех городах ЕС, а нарушение сортировки и порядка выноса отходов грозит высокими штрафами», — объяснила Ксения Топоркова из «+1Город».

Япония

Страна восходящего солнца ежегодно производит около 44 млн т бытового мусора (твердых бытовых отходов — ТБО). Еще несколько десятков лет назад Япония практически утопала в мусоре. Теперь же японцы научились перерабатывать почти всё. Так, в поселке Камикацу отходы делят на 34 вида. В свое время город отказался от МСЗ в пользу сортировки. В итоге перерабатывают около 80% отходов. Все жители могли прийти в специальный центр приема и научиться сортировать.

В России подобную инициативу продвигает проект «Собиратор». 31 июля 2021 года в Перми при поддержке Центра просвещения и развития добровольчества «Точка добра» и PepsiCo свои двери открыл новый Экоцентр. Теперь местные жители смогут:

  • сдать более 50 видов вторсырья и вещей для благотворительных фондов;
  • посещать экскурсии, лекции, мастер-классы и выставки;
  • найти единомышленников в экосфере;
  • купить экотовары.

Первый Экоцентр в рамках расширения «Собиратора» уже открылся в Краснодаре в июне 2021 года. Он работает по двум направлениям — прием вторсырья и экологическая образовательная площадка.

Расширяя границы: зачем в российских регионах создавать экоцентры
Зеленая экономика 

Однако в школах нет отдельного предмета «Экология». Знания ученики получают в рамках существующих дисциплин. При этом обучение проходят не только дети. Так, департамент правительства Токио создал для этого специальные курсы. Получить знания могут и взрослые граждане страны. Им приходят приглашения на посещение бесплатных лекций, где они узнают о градостроительстве по принципам устойчивого развития, об альтернативной энергии и не только. Власти страны уверены, что ограничивать экологическое образование рамками школы нецелесообразно. Кампания по экопросвещению должна быть построена исходя из особенностей и проблем отдельно взятого муниципалитета. К ликвидации безграмотности в вопросах экологии подключились и предприятия сферы обращения с отходами. К примеру, любой желающий может записаться на экскурсию на полигон захоронения отходов в Токийском заливе.

Рассказ о том, как жители Камикацу реализуют масштабную программу сбора и повторного использования отходов

Канада

Один канадец в год производит около 400 кг ТБО. Уровень переработки отходов в Оттаве, к примеру, составляет около 50%. Канада начала переходить к раздельному сбору отходов (РСО) и переработке еще в 1980-х годах. За это время страна выстроила свою эффективную систему.

Власти выдают контейнеры РСО всем владельцам домохозяйств. Если жителям нужно избавиться от крупногабаритного мусора, то у них есть две опции. Первая — вывезти ненужные вещи самостоятельно в определенные пункты приема. Вторая — воспользоваться услугами специалистов за определенную плату. В Канаде есть инспекторы, которые следят за правильностью сортировки. Отсортированные отходы забирают мусоровозы в определенные дни. Жителям необходимо соблюдать расписание, иначе можно получить штраф в размере 232 канадских долларов.

Знания по вопросам экологической безопасности получают все канадцы. Специально для школьников и студентов разработана учебная программа. Ее составляли эксперты Министерства окружающей среды Канады. Детям рассказывают о вреде растущего объема мусора, способах переработки и нюансах сортировки. Обучение проходит в рамках предметов по основам бизнеса, искусству, математике, естественным и гуманитарным наукам, профориентации и не только.

Фото: Freepik

О взрослом населении в Канаде тоже не забывают. Для него создают социальные ролики и информационные буклеты.

США

США — лидер по производству ТБО. В стране, по подсчетам экспертов, их генерируется не менее 250 млн т. Каждый штат устанавливает свои требования к переработке и даже выписывает штрафы для граждан, которые не соблюдают правила раздельного сбора отходов. Помимо законов в разных штатах, в стране действует и федеральная программа, которая основывается на трех принципах: граждан призывают сократить потребление, повторно использовать продукцию и перерабатывать.

Сейчас на территории страны переработкой занимаются более 500 предприятий. Еще есть заводы, которые из мусора создают биотопливо и сжиженный газ. В целом США удалось повысить уровень переработки до 34%.

Работа с населением ведется на всех уровнях. Взрослых жителей учат многократному использованию товаров и даже предоставляют налоговые льготы, если они самостоятельно вывозят вторсырье в специальные пункты. Единого предмета по экологии в учебных заведениях нет. Каждый штат разрабатывает свою программу, учитывая культурные и исторические особенности территории. Также к образовательному процессу подключаются и крупные коммерческие организации.

«Например, Electrolux Food Foundation во всем мире, в том числе и в Москве, проводит уроки «Спасателей еды», где детям от восьми лет рассказывают про цели устойчивого развития ООН, а также объясняют важность сокращения пищевых расходов: какой экологический след оставляет та или иная пища, важность подхода «нулевой доставки» для снижения углеродного следа и другие аспекты sustainable eating. Также мы верим, что молодое поколение (15–20 лет) должно быть не просто объектом просвещения, но и активным участником и двигателем изменений. Мы не только узнаем потребности и стремления этого поколения, но и привлекаем молодежь всего мира к участию в реальных разработках, призванных сделать экообраз жизни простым и доступным для всех», — объяснила Татьяна Афонина из Electrolux.

Германия

Борьбу с отходами европейские страны ведут уже давно. Так, лидерами по переработке отходов в Европе стали Германия, Австрия, Словения и Бельгия. Там доля возвращаемых в экономику отходов составляет от 54% до 66%, а в среднем в Европе в 2018 году этот показатель был равен 46%.

Как Германия разделяет отходы во время пандемии
Зеленая экономика 

В экологическом образовании и просвещении Германии акцент сделан на том, чтобы ребенок формировал свое мнение о проблеме на основе личного опыта. В Германии нет единой концепции экопросвещения, подходы и формы разнообразны. В каждой из 16 федеральных земель на законодательном уровне закреплено положение о непрерывности экологического образования и воспитания начиная с самого младшего дошкольного возраста. Оно распространяется на школьников, студентов, а также применимо и к другим категориям населения.

В ФРГ еще в 1980-х годах приняли программу «Экология и обучение», которая вошла в образовательный процесс всех школ. Например, концепции обучения и воспитания школьников в области окружающей среды и природы (Natur- und Umweltpädagogik) основаны на передаче знаний о природе и экологических взаимосвязях на базе практического опыта.

Под руководством педагогов школьники самостоятельно исследуют, наблюдают за природными объектами и явлениями в городской окружающей среде. В центре внимания — взаимосвязь человека и природы, последствия воздействия на окружающую среду (как отрицательные, так и положительные). Так формируются нормы и правила экологически ответственного поведения по отношению к природе и собственному будущему. Много внимания уделяется тому, как правильно собирать и сортировать бытовые отходы перед тем, как их отправят на переработку.

Чтобы упаковка никогда не становилась мусором, важно проводить работу с потребителями и развивать культуру ответственного обращения с отходами. Именно для этого PepsiCo Россия запустила экологический проект под названием «Утилизируй правильно».

Александр Костиков, директор по коммуникациям PepsiCo Россия и СНГ:

«Многие не хотят выбрасывать пластиковую бутылку в мусоропровод или обычный бак. И правильно — ведь лучше, чтобы она ушла на переработку, как и многие другие материалы. Чтобы помочь нашим потребителям найти ближайшую точку сбора общих отходов или отдельных фракций, компания PepsiCo запустила в России проект «Утилизируй правильно». Теперь любой покупатель может узнать, где находится ближайший пункт сбора отходов и как правильно сортировать разные материалы. Для этого нужно навести камеру смартфона на расположенный на этикетке напитков и некоторых соков QR-код и перейти по ссылке на карту с указанием точек сбора. Сегодня их на карте нанесено более 18 тыс. по всей стране. Мы планируем постепенное расширение проекта, так как все отходы должны быть утилизированы правильно».

Какие результаты может дать грамотная переработка бутылок и упаковки
Зеленая экономика 

Школы сотрудничают с местными муниципальными организациями, в том числе общественными и политическими. Это помогает ребятам ориентироваться в актуальных и общественно значимых вопросах экологии своего города или сельского населенного пункта, делает образовательный процесс более качественным, приближенным к реальным проблемам.

Объединенные Арабские Эмираты

Экологическое образование и специальные программы (инициативы) правительства в ОАЭ существуют уже более 20 лет. В 1998 году Агентство окружающей среды Абу-Даби создало школьные программы экологического образования в эмирате. Хотя они и помогли повысить осведомленность учащихся и учителей, они не способствовали измеримым изменениям в экологической деятельности. В то же время сами учебные заведения захотели разработать новую стратегию экопросвещения.

В 2009 году появилась новая инициатива «Устойчивые школы» (Sustainable Schools Initiative), в которой участвовали 26 школ. Благодаря сотрудничеству с государственными ведомствами (водоснабжение, электричество, отходы, транспорт), органами образования, государственными школами, неправительственными организациями, международными экологическими образовательными организациями и частным сектором программа расширилась и охватила более 150 школ. 11 школам ОАЭ удалось сократить собственное потребление воды в среднем на 41,6%, а потребление энергии — в среднем на 17% за 11 лет существования инициативы «Устойчивые школы».

Участвуя в программе, школьники реализовали проекты, которые помогли снизить потребление энергии и воды, уменьшить образование отходов, понять важность сохранения биоразнообразия и продемонстрировать улучшение экологического поведения. Вот некоторые из проектов 11 школ в период с 2009 по 2019 год:

  • очистка пляжа и посадка местных растений;
  • замена травы на искусственные газоны для экономии водных ресурсов;
  • создание собственных мусорных корзин из переработанного материала;
  • замена всех светильников в школе на светодиодные лампы;
  • переработка бумаги, эквивалентной весу двух африканских слонов (10 т);
  • введение в старших классах безбумажных уроков, где школьники выполняют все задания на планшетах или компьютерах.

Франция

Во Франции экопросвещение проводится с 1970-х годов. Еще в 1993 году Министерство окружающей среды и Министерство национального образования Франции подписали соглашение о сотрудничестве. Документ уточнял, что устойчивое развитие страны неразрывно связано со здоровьем отдельно взятого гражданина. Именно поэтому важно рассказывать населению об этой связи. В 2004 году власти создали экологическую Хартию. Через год — в 2005 году — ее включили в Конституцию республики. Необходимость экопросвещения во всех учебных заведениях теперь закреплена в основном законе Франции.

Обучение начинается еще в начальной школе, где дети знакомятся с различными типами материалов. В средней школе ученики изучают проблемы экологии через математику, физику и химию. В старших классах разбираются вопросы научного подхода к жизнедеятельности человека через «размышления об отношениях между людьми и окружающей средой»:

  • на уроках французского языка и в гуманитарных дисциплинах — взгляд на природу через авторов и художников разных эпох;
  • на истории — фокус на изменении климата;
  • на естественно-научных предметах — размышления о жизненных циклах в природе, проблемах окружающей среды.

В старших классах уделяют внимание вопросам климата и окружающей среды. Во введении к этой программе подчеркивается, что «ученики понимают основные проблемы, с которыми человечество столкнется в XXI веке: окружающая среда, устойчивое развитие, управление ресурсами и рисками».

В программе по исторической географии ученики знакомятся с «изменением климата под влиянием мегаполисов». Здесь образование рассматривает индивидуальную и коллективную ответственность за экологические проблемы.

В программе по экономике и социальным наукам добавлены «Основные причины провала рынка». Студенты должны понимать влияние на это внешних факторов и уметь проиллюстрировать на примерах.

Китай

Уже более десяти лет жители страны регулярно выступают с экологическими протестами, иногда перетекающими в настоящие бунты, против вредных производств. Власти КНР решили прислушаться к гражданам и в 2017 году создали стратегию развития Китая, которая поможет улучшить экологическую ситуацию в стране. К 2050 году государство планирует полностью перейти на возобновляемые источники энергии и компенсировать углеродный след за счет «зеленой» политики.

Ставка на солнце и уголь: два лица энергетики Китая
Зеленая экономика 

Подвижки в сторону улучшения экологической ситуации в стране уже наблюдаются: началась массовая электрификация общественного транспорта, активно используется солнечная и ветроэнергетика.

«В городе Шэньчжэнь все такси — исключительно электрокары. Государство поддерживает компании, использующие солнечные батареи: выдает субсидии и кредиты со сниженными процентами. И сейчас КНР занимает первое место в мире по использованию солнечной энергии. Есть и «капля дегтя»: все солнечные батареи в стране не могут работать на полную мощность из-за смога — солнечные лучи плохо через него проходят. В области ветроэнергетики Китай тоже обогнал многие страны, сейчас он занимает две трети мирового использования ветрогенераторов. Это позволяет ему снижать долю выбросов углекислого газа», — рассказывает Дмитрий Ковпак из DaTrade.

Угольное отопление в стране заменяется на газовое. Ряд крупных компаний в принудительном порядке использует для транспортировки грузов железные дороги вместо дизельного транспорта.

Ежемесячно власти регионов отчитываются о состоянии экологии. Лучшим выделяется дополнительный бюджет. А тем, где уровень загрязнения воды и воздуха превышает допустимые отметки, приходится отчитываться перед руководством и в кратчайшие сроки нивелировать проблему. Предприятия, которые загрязняют окружающую среду и превышают шумовые показатели, облагаются штрафами и даже закрываются. Компании, придерживающиеся принципов устойчивого производства, получают дополнительные налоговые льготы и особый «экокредит» с низкими процентами на закупку очистного оборудования. Все это закреплено на законодательном уровне.

Среди населения КНР ведется экопросвещение, продвигается «зеленый» образ жизни. Поэтому спрос на экотовары, в том числе на органическую косметику, продукты питания и товары для здоровья, в стране растет. Сейчас КНР вышла на лидирующие позиции в области потребления данных категорий товаров. Одним из основных поставщиков экологически чистых продуктов питания на китайский рынок выступает Россия. Также страны активно сотрудничают в области экосертификации продукции и экопросвещения.

Экологическое сознание Ecofriendly Устойчивое развитие Школьное образование Раздельный сбор отходов
Главное