Человек меняющийся, 10 дек 2021, 18:00

Ненависть как обезболивающее: как становятся хейтерами и чем им отвечать

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
В соцсетях можно наткнуться на высказывания, буквально излучающие злость и негатив. Авторов таких сообщений называют хейтерами. Разбираемся, кто они такие и как им противостоять

Кто такой хейтер

Хейтеры — это люди, которые пишут немотивированно злобные, оскорбительные и агрессивные комментарии, посты и сообщения в социальных сетях. Агрессия может быть направлена как на отдельного человека, так и на группу людей.

На самом деле единого понимания, кто такие хейтеры, до сих пор не существует. Как это часто бывает с новыми феноменами, название дали сами люди, которые начали сталкиваться с негативными комментариями в Сети. Они использовали уже существующее слово: в широком понимании, хейтер (от англ. hate — ненависть) — это человек, который что-либо ненавидит. Конечно, люди, активно проявляющие свою нелюбовь к кому-то или чему-то, родились и живут не только в Сети. Но расцвел хейтинг именно в интернете.

Хейтинг отличается от критики, которая, как правило, имеет под собой основание, пусть и субъективное. Критик может перечислить аргументы, которые лежат в основе его точки зрения. Из конструктивной критики, в отличие от комментариев хейтеров, можно даже извлечь пользу. Хейтинг же отличает отсутствие доказательной базы и, тем более, объективности. По словам психолога, кандидата психологических наук и блогера Ларисы Сурковой, целью хейтеров не является сколько-нибудь рациональный диалог с человеком, на которого они обращают внимание. Главное для них — дать выход своим эмоциям. Задача максимум — стать замеченным и спровоцировать негативную реакцию у объекта атаки.

Причины хейтинга

Профессор МГППУ, доктор психологических наук Владимир Кудрявцев выделяет такие глубинные причины поведения хейтеров в сети:

  • Запоздалое или несостоявшееся взросление. Человек осознает, что не состоялся как взрослый, и начинает срывать досаду на других. Это может быть как глобальное чувство неудовлетворенности жизнью, так и отдельные «незакрытые гештальты»: не смог получить желанную работу, создать семью или построить бизнес, не обзавелся близкими друзьями, не осуществил мечту детства. Наблюдая за успешными людьми в Сети, человек еще больше убеждается в своей несостоятельности. Он часто искренне верит в то, что кто-то действительно проживает идеальную жизнь, пока он сам влачит жалкое существование.
  • Выражение своего комплекса неполноценности. Профили в социальных сетях стали новыми визитными карточками. Для инфлюенсеров, моделей, фитнес-блогеров — это еще и портфолио, в котором нет места неудачным кадрам. Их хорошая форма — это квалификация, которая позволяет им подписывать новые контракты. Кроме того, существует целое многообразие фильтров, приложений и других инструментов для преображения реальности в безупречную картинку. В итоге человек, недовольный тем или иным аспектом своей внешности, листая красивые кадры, еще сильнее закапывается в своих комплексах. Сравнивая отражение в зеркале и то, что он видит на экране телефона, он испытывает глубокую досаду. Часто она переходит в агрессию по отношению к «совершенству» с картинки.
  • Недостаток эмпатии. Человек, которому свойственны недостаток воспитания или эмпатии, не всегда в полной мере контролирует свои эмоции и забывает о личных границах других людей. Все мы время от времени слышим фразу «ведь это просто слова!», но часто говорящий ее не осознает, что эти его слова могут нанести вред другим. И все же в реальной жизни ему приходится считаться с нормами социума и держать себя в рамках. В рамках виртуальной среды он куда меньше заботится о том, чтобы контролировать себя, и слабо или совсем не осознает последствий своих действий в реальной жизни.
  • Скука. Иногда человеку просто становится скучно и хочется попробовать себя в ипостаси злодея через свой цифровой фантом.

Хейт-фолловинг: почему люди подписываются на блогеров, которые их бесят

Психологи отмечают любопытный факт: чувства любви и ненависти вырабатывают в организме одни и те же гормоны — окситоцин, серотонин и дофамин. Нейробиолог и профессор Университетского колледжа Лондона Семир Зеки описывает это так: «Ненависть считается дурным чувством, которое необходимо контролировать и искоренять. Однако для биолога ненависть — это страсть, вызывающая в мозге процессы, схожие с теми, которые провоцирует любовь». Психотерапевт Салли Бейкер объясняет, что так называемые гормоны удовольствия высвобождаются, когда человек эмоционально связан с кем-то, независимо от мотивации — будь то любить или ненавидеть.

Этот эффект частично объясняет популярность, например, Instagram. Платформа позволяет превратить телефон в карманную станцию для генерации таких эмоций. Когда человек подписывается на блогера и наблюдает за ним каждый день, у него формируется сильная эмоциональная привязанность. И мозгу неважно, положительная она или отрицательная: он хочет продолжать подпитывать эту привязанность и продолжать получать эмоции.

До Instagram похожую роль брали на себя таблоиды, которые позволяли следить за жизнью знаменитостей, предлагая читателям контент для восхищения и порицания. Папарацци караулили знаменитостей, чтобы запечатлеть их в лучших нарядах на кинофестивалях или, наоборот, уставшими, неопрятными и неготовыми к вниманию. Сейчас Instagram в определенном смысле стал глобальным таблоидом, который ежесекундно «листают» миллионы людей. Вполне естественно, что часть из них, осознанно или нет, приходит для того, чтобы выработать для себя немного «гормона удовольствия».

Instagram анонсировал новые функции для защиты подростков
Социальная экономика 

Хейтинг — это интернет-феномен

Жизнь людей все больше приобретает гибридный формат, начинаясь в реальности и продолжаясь в Сети. Согласно отчету Facebook для инвесторов, в сентябре 2021 года число людей, использующих как минимум один продукт корпорации (Facebook, WhatsApp, Instagram или Messenger), составило 3,58 млрд. Активная аудитория YouTube оценивается в 2 млрд человек. Часть этих людей, руководствуясь своими внутренними психологическими причинами, использует соцсети как инструмент эмоциональной разрядки, иногда — за счет других людей.

Мотивы, которые побуждают хейтеров оставлять негативные комментарии существовали всегда. Но с развитием социальных сетей проявлять токсичность стало особенно удобно. Это связано со спецификой интернет-среды:

  • Анонимность. Виртуальная форма взаимодействия и анонимность придают смелости и смывают психологические барьеры, которые в реальном мире ограничивали бы проявление неуместных эмоций в коммуникации. Порой в порыве гнева мы испытываем желание оскорбить человека или сказать ему что-то неприятное. Но не делаем этого, потому что нам с ним потом работать, учиться, жить — список можно продолжать. К незнакомому человеку на улице с немотивированной агрессией тоже мало кто подойдет: высок шанс получить справедливый и жесткий отпор. А вот оставлять токсичные комментарии инфлюенсерам, например, живущим на другом континенте, не составляет труда и не представляет особого риска. Особенно если создать аккаунт, никак не ассоциирующийся с настоящим именем пользователя.
  • Сложное правовое регулирование социальных сетей. Пользователи часто не понимают возможных последствий своих действий в интернете и не осознают, что за виртуальное преступление можно получить реальное наказание. Это постепенно меняется: все больше стран сейчас принимают законы, предусматривающие ответственность за оскорбления или клевету в сети. Так, в России предусмотрены административные наказания за оскорбления в мессенджерах и соцсетях и уголовная ответственность за клевету в Сети. Ряд стран также вводит реальные наказания за разжигание ненависти в Сети. Так, Новая Зеландия рассматривает возможность наказывать тюремным сроком до трех лет тех, кто публично оскорбляет других людей в виртуальном пространстве на почве религии, национальности, сексуальной ориентации и других факторов, тем самым «нормализуя» проявление агрессии в отношении меньшинств. А в Германии в 2018 году вступил в силу Закон о мерах в отношении социальных сетей, обязывающий крупные сетевые платформы, такие как Facebook, Instagram, Twitter и YouTube, самостоятельно отслеживать и в течение 24 часов удалять «незаконный контент», а также предусматривающий штраф до €50 млн за неисполнение его требований. Однако у этого подхода есть свои минусы. Критики немецкого закона считают, что он угрожает свободе слова. Так, правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что в условиях ограниченного времени на принятие решения и под угрозой значительных штрафов, социальные сети рискуют превратиться в «не в меру ретивых цензоров».
  • Несовершенство алгоритмов. По словам самого главы Facebook Марка Цукерберга, алгоритмы смогут по-настоящему эффективно распознавать комментарии с хейт-содержанием только через 5–10 лет.

Во время пандемии COVID-19 стало больше хейтеров

Пандемия коронавируса привела в социальные сети еще больше пользователей. В условиях локдаунов экраны смартфонов стали окнами в мир для миллионов людей. Специалисты компании Kantar, занимающейся аналитикой данных, подсчитали, что в первую волну пандемии использование социальных сетей возросло более, чем на 60%.

Чувство одиночества, сокращение или потеря дохода, общий спад активности привели к шокирующим уровням депрессии. Исследователи Бостонского университета выяснили, что в начале пандемии эти показатели выросли втрое.

В итоге, подавленные люди, лишенные опоры, но с большим количеством свободного времени, стали активнее ненавидеть в Сети.

Формы хейтинга

Роли хейтеров

Лариса Суркова отмечает, что большинство хейтеров — это глубоко несчастные люди, которые обозлены на весь мир. Хотя универсальной классификации хейтеров не существует, некоторые психологи метафорически разделяют их на следующие подвиды:

  • «Правдоруб». Лариса Суркова описывает его так: «Этот человек подмечает все недостатки, как будто волнуясь, что кто-то мог за собой чего-то не заметить». Правдоруб не старается быть деликатным, напротив, он спешит донести свое осуждение до адресата. Как правило, в жизни правдоруб оказывается серой, забитой личностью, который никогда не осмелился бы на подобное поведение в реальной жизни.
  • «Белое пальто». Он же непрошеный советчик, который точно знает, как правильно: работать, строить личную жизнь и воспитывать детей. В отличие от правдоруба, такой человек идет дальше озвучивания своих наблюдений. Он считает своей миссией поделиться советом и мудростью с теми, кто, по его мнению, живет «неправильно». Такие люди часто преподносят свои советы в псевдо-дружеской форме. Это, конечно, не отменяет того, что по сути их комментарии — это вмешательство в личное пространство и нарушение границ.
  • «Тролль». Троллинг — это форма социальной провокации в сетевом сообществе, цель которой — разжечь конфликт или манипулировать общественным мнением. Троллям особенно важно получить эмоциональный отклик либо от владельца страницы, либо от его подписчиков. Предмет троллинга не обязательно напрямую связан с хозяином площадки, на которой разворачивается, и может касаться широких тем, которые волнуют максимальное количество людей.

Регулярный и ситуативный хейтинг

Суркова отмечает, что часто хейтеры бывают ситуативными. Например, проезжавшая мимо машина облила водой из лужи, или поругал начальник, — надо выпустить пар. Конечно, это можно сделать в живом общении. Но проще, быстрее и с меньшим риском серьезных последствий добиться той же цели в интернете. Выплеснув свою злость на чужой странице, человек может продолжить заниматься своими делами и вскоре забыть и про досадный инцидент, и про объект сиюминутного хейта.

Но есть также и регулярные хейтеры, которые долгое время следят за страницей и методично оставляют негативные комментарии. Как правило, эти люди обладают большим количеством свободного времени. Они не находят ему лучшего применения, чем попробовать испортить чужой день, даже понимая, что, скорее всего, их комментарии растворятся в тысячах других.

Кибербуллинг как экстремальная форма хейтинга

В некоторых случаях сообщения с хейтерским содержанием выходят за рамки просто оскорблений и могут стать инструментом кибербуллинга. Детский фонд ООН определяет кибербуллинг как запугивание и травлю с использованием цифровых технологий, например, в социальных сетях или мессенджерах.

Опасность кибербуллинга в его систематичности и реальной цели нанести вред, пусть иногда до конца и не осознаваемой. Это — повторяющиеся эпизоды, совершаемые, чтобы напугать, разозлить или опозорить человека. Иногда кибербуллинг приводит к летальным исходам для его жертв.

Как защитить детей от кибербуллинга и незнакомцев в интернете
Индустрия 4.0 

Кто может стать жертвой хейтинга

Селебрити

В первую очередь под прицелом хейтеров оказываются знаменитости. При этом, чтобы встретить свою армию недоброжелателей, не обязательно быть инфлюенсером с необъятной аудиторией или голливудской звездой. В Instagram с хейтерами сталкиваются и микроблогеры со «скромными» 5–10 тыс. подписчиков.

На знаменитого человека могут быть подписаны миллионы, но это совершенно не значит, что все эти люди пришли к нему на страницу, потому что любят его. Часть из них целенаправленно нажимают кнопку «Подписаться», чтобы объект ненависти всегда был близко.

Обычные пользователи

Иногда социальные сети намеренно используются как инструмент для сведения личных счетов. Во-первых, соцсети позволяют получить контакты окружения жертвы, что может стать полем для манипуляции и шантажа, например, если хейтер добыл какую-либо компрометирующую информацию. Второй момент — это удобство преследования, когда знакомую жертву можно продолжать оскорблять на расстоянии и буквально не давать ей передышки.

Хейтинг у подростков

Это проблема особенно актуальна в среде подростков и молодых людей, для которых социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. Поколение Z или люди, родившиеся после 1996 года, не знают мира без социальных сетей. Логично, что их конфликты часто перетекают из оффлайн в онлайн. Согласно результату исследования Pew Research, 59% подростков в США сталкивались с кибербуллингом в таких его проявлениях как оскорбления, распространение слухов, прямые угрозы и прочее.

Неокрепшая психика подростков особенно восприимчива к негативу в сети. В 2021 году бывшая сотрудница Facebook Фрэнсис Хауген передала журналистам Wall Street Journal внутренние документы компании, демонстрирующие неблаговидные факты о принципах работы ее продуктов. В частности, эти документы содержали информацию о влиянии Instagram на психику девочек-подростков. Они свидетельствуют, что у 13,5% девочек с суицидальными наклонностями при использовании соцсети настойчивее проявлялось желание покончить с собой, в то время как 17% отметили, что Instagram спровоцировал у них расстройство пищевого поведения.

Instagram вызывает депрессию у молодых девушек — исследование Facebook
Социальная экономика 

Компании

Жертвой атаки хейтеров могут стать не только люди, но и бизнесы. Известны примеры, когда на компании обрушивались волны негативных комментариев или запускались флешмобы с призывами бойкота. Часто такие атаки становятся следствием ошибочных или слишком рискованных маркетинговых ходов. При этом непоследовательность PR-стратегии может навлечь хейтеров из разных лагерей.

Так случилось с сетью магазинов здорового питания «ВкусВилл», когда в ее соцсетях был опубликован снимок однополой семьи эко-активистов как часть рассказа о покупателях. Столкнувшись со шквалом негативных комментариев со стороны консервативной части аудитории, компания приняла решение извиниться. И этим запустила «идеальный шторм», когда те покупатели, которые сочли ход смелым и актуальным, были разочарованы тем, что компания пошла на попятную.

Маркетинговый консультант Линор Горалик выделяет четыре этапа раскручивания хейтерской атаки против бренда. Зарождаясь в комментариях на корпоративной странице в соцсети, она продолжается в репостах, далее переходит в СМИ, и может перерасти в волну активизма вплоть до призывов к бойкоту.

Как противостоять хейтерам

Лариса Суркова, аккаунт которой в Instagram насчитывает 2,7 млн подписчиков, сама имеет опыт взаимодействия с хейтерами. Она предлагает такую стратегию поведения:

  • Блокировать. Самый надежный способ избавиться от навязчивого хейтера — закрыть для него вход на страницу.
  • Ограничить действия человека — другой инструмент, который обезоруживает хейтера, делая его комментарии невидимыми для других пользователей. Он может писать сотни сообщений в пустоту, но видеть их будет только хозяин страницы. Для хейтера это крайне досадно, ведь он хочет, чтобы его заметили, но вместо этого оказывается изолированным.
  • Ни в коем случае не оправдываться и не вступать в споры. Оправданиями человек рискует доказать недоброжелателям, что их оружие попало в цель.
  • «Задушить добротой». Предлагается применять, когда есть силы и настроение пожалеть хейтера. Хейтеры настроены на агрессию, потому что где-то недополучили положительные эмоции. Поэтому иногда можно без сарказма поблагодарить за совет, посетовать, что такой человек, возможно, сейчас переживает не лучший период, и пожелать удачи.
  • Не концентрироваться на негативных комментариях и держать в голове полную картину. Дело в том, что человеческий мозг настроен остро реагировать на плохое, чтобы быстро и эффективно отражать опасность. Психолог предлагает сопоставить комментарии на мысленных весах и понять, что нет смысла верить одному плохому сообщению, когда хорошие превалируют.
  • Обратиться к психотерапевту. Психолог считает, что блогерам и звездам также полезна психотерапия как способ разгрузить свое сознание после постоянной экспозиции в реакции других людей. Это особенно актуально для уязвимых категорий среди публичных персон, таких как подростки или беременные. Суркова отмечает: «Среди подростков сейчас много успешных блогеров, но какие бы миллионы они не зарабатывали, их психика все еще детская и не до конца сформировавшаяся, и им нужна поддержка специалистов».
Человек меняющийся Социальные сети Как это устроено
Главное