Как Ozon разработал эффективный финтех: подкаст «Что изменилось? Бизнес»
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Следите за новыми эпизодами и подписывайтесь на подкаст на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Instagram «Что изменилось?» — там мы подробно обсуждаем то, что не успели проговорить в выпуске, и делимся интересными материалами по теме.
Гость выпуска:
Сергей Скорняков — руководитель группы разработки интерфейсов финансовых сервисов компании Ozon. Сергей рассказал, как финтех помог завоевать доверие клиентов и почему главная цель его команды — дать продавцам как можно больше финансовых решений для роста их бизнеса.
Ведущий выпуска — Кирилл Токарев, шеф-редактор РБК-ТВ.
Таймлайн беседы:
1:27 — Что такое финтех?
8:43 — Почему создание собственных продуктов эффективнее?
13:30 — Финтех-команда
16:14 — Как система рассрочек помогает маркетплейсам развиваться?
19:45 — Зачем финтеху ОСАГО?
23:55 — Чем финтех полезен юридическим лицам?
42:30 — Нужны ли нам маркетплейсы и как оживить эту сферу в России?
45:25 — Будущее финтеха
Что такое финтех и зачем он нужен?
Любому маркетплейсу необходим свой набор сервисов, с помощью которых можно предлагать интересные услуги покупателям и продавцам. Эти сервисы образуют специальную финансовую систему, которая называется финтехом. Финтех упрощает покупки и продажи для тех, кто пользуется маркетплейсом Ozon.
Существует финтех, который с первого взгляда не заметен клиентам: например, это система платежей. Раньше для того, чтобы оплачивать покупки онлайн, нужно было прибегать к услугам эквайринга (безналичная оплата товаров и услуг через платежные терминалы). Но если сотрудничать напрямую с банками, расходы на эквайринг можно сократить. К тому же, иметь собственный финтех намного дешевле, чем прибегать к услугам на стороне.
Также к финтеху относятся различные карты и подписки: карты дают повышенный кэшбек, а премиум-подписки позволяют покупать продукты с большими скидками. Такие услуги повышают лояльность клиентов и помогают увеличить выручку компании.
Как финансовые технологии облегчают жизнь покупателей?
Финтех позволяет обезопасить клиентов и защитить их от мошенников: для этого необходимо производить аудит, тестирование новых продуктов и услуг, а также искать и искоренять баги и ошибки. С помощью банковского стандарта Ozon хранит данные банковских карт покупателей — благодаря этому не нужно вводить данные карты каждый раз, когда нужно что-то купить. Это также помогает повысить конверсию.
Система рассрочек также относится к финтеху: теперь оформить рассрочку можно на сайте или в приложении за несколько минут. Раньше для рассрочки на онлайн-покупку нужно было ждать, пока банки оформят и одобрят заявку. Финтех позволяет, избежав бюрократии, оформить и оплатить рассрочку в приложении или на сайте. Одобрение заявки занимает около 3–4 секунд, для новых пользователей — около одной минуты.
Что касается юридических лиц, то для компаний, которые размещают продукции на Ozon, есть услуга гибкого графика выплат — факторинг. Он позволяет продавцам получать выручку тогда, когда им нужно. Такая возможность есть у всех надежных селлеров, которые подходят под требования компании. Также селлеры могут стать премиум-продавцами, что позволяет им реализовывать товар быстро и с минимальными расходами. В этом случаем сам продавец может отдавать процент клиенту в виду кэшбэка, что выгодно и для покупателя. Размещаясь на маркетплейсе, у селлеров есть возможность отслеживать процесс продаж, анализировать метрику и создавать специальные акции для клиентов.
Зачем финтеху ОСАГО?
Чтобы помочь оформить или продлить ОСАГО, компания Ozon пользуется сторонними агрегаторами, которые помогают минимизировать риски. Агрегаторы помогают получить большой процент одобренных заявок. Для клиента этот процесс выглядит как обычное пуш-уведомление, где ему предлагают получить полис к себе на почту за несколько минут. Эта услуга пользуется популярностью из-за своего удобства, а компания получает органический рост клиентов благодаря сарафанному радио.
Как онлайн-магазин может стать маркетплейсом?
Сергей отметил, что на данный момент в России происходит достаточно быстрый рост маркетплейсов. Благодаря конкуренции бизнес развивается органично и дает возможность разным компаниям проанализировать, какие продукты и услуги пользуются популярностью.
Малому и среднему бизнесу сейчас необходимо как можно скорее анализировать продуктовые гипотезы и запускать свои продукты, даже если у них ограниченный функционал — так можно понять, какие продукты и услуги нужны на рынке, а какие решения стоит оставить, перейдя к разработке новых.