Оборонный заказ: как гражданские компании зарабатывают на армии
Эти бренды знает каждый — Boeing, General Electric, Rolls-Royce, «КамАЗ», Mitsubishi, Microsoft. Весь мир летает на их самолетах, ездит на их машинах и поездах, покупает бытовую технику, которую они производят, пользуется программным обеспечением. Однако с их конвейеров сходит не только мирная продукция. Производство оружия и оборонные заказы приносят им миллиарды долларов.
Что гражданские компании поставляют армии
В последнем отчете Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) приводятся такие цифры: в 2020 году международные военные расходы рекордно выросли на 2,6% и составили почти $2 трлн (это самый высокий показатель с 1988 года). 62% трат приходится на пять крупнейших игроков: США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. Наибольшую долю имеют Штаты с потраченными $778 млрд или 39% всех «военных» денег.
Ежегодно за федеральные военные контракты в США конкурируют тысячи фирм, как оборонных, так и гражданских, т.е. выпускающих сугубо мирную продукцию. Как, например, Microsoft. В марте 2021 года военные объявили, что компания поставит в армию 120 тыс. гарнитур дополненной реальности Integrated Visual Augmentation System (IVAS), название коммерческого прототипа от Microsoft — HoloLens, стоимость контракта $21,88 млрд.
Стоимость одной гарнитуры составляет около $3,5 тыс, она крепится к каске, позволяет накладывать голограммы целей и местоположения команды на трехмерную карту местности, видеть в темноте и задымленности. Камеры AR могут совместить картинки прицела винтовки и обзора 360°. Взаимодействовать с системой можно голосом и жестами. IVAS дает офицерам возможность быть в центре событий и управлять действиями подчиненных, находясь на удалении.
Куда более тесные и давние связи с военными имеет японская корпорация Mitsubishi. В годы Второй мировой войны она вооружала армию, ее бомбардировщики A6M2 Zero в декабре 1941 года уничтожили Перл-Харбор — американскую базу на Гавайях. После войны гигантскую корпорацию Mitsubishi в наказание разделили на 44 независимые компании, однако к XXI веку бренд вновь сотрудничает с Минобороны.
Для японских вооруженных сил корпорация производит подлодки, эсминцы, боевые самолеты, зенитно-ракетные комплексы. В 2020 году Mitsubishi объявила о создании к 2035 году истребителя-невидимки последнего поколения, который заменит устаревающий F-2. На разработку самолета компания надеется получить от Министерства обороны $556 млн.
Эмблема Mitsubishi узнаваема — красные ромбы на белом фоне, образующие трилистник. Ее можно увидеть на всех продуктах, которые компания выпускает для гражданского населения: на оборудовании для теплоэлектростанций, корпусах заводов по добыче нефти и газа, гражданских самолетах (например, доля участия корпорации в создании Boeing 787, или по-другому Dreamliner — 35%), кораблях, бытовой технике (кондиционерах, например) и, конечно же, автомобилях.
Практически каждая автомобильная компания хоть раз становилась военным подрядчиком. В годы Второй мировой войны машины Opel составляли около 90% всех грузовиков и 60% легковых автомобилей немецкой армии, с конвейеров Renault сходили танки для нацистов, BMW и Daimler-Benz делали двигатели для истребителей. Audi снабжала немцев зенитными пушками, боевыми торпедами, авиационными и танковыми двигателями и даже стрелковым оружием, Volkswagen — автомобилями-амфибиями, а Maybach — танковыми двигателями.
Коммерческими партнерами армии становятся и узкопрофильные гражданские фирмы, специализирующиеся на каком-то одном направлении. Как, например, швейцарская часовая компания Luminox — официальный поставщик «морских котиков», спецназа ВМФ США.
Производитель уверяет, что создавал тактические часы специально для условий штурмовых и поисково-спасательных операций, они высоконадежны и выдерживают сверхнагрузки. А значит, прекрасно подходят и любителям экстремального спорта, которые их и выбирают.
Часы Luminox закупают не только американские военные, их носят также пилоты, водолазы, минеры, спецназовцы Швейцарии, Австрии, Южной Кореи, Сингапура, Японии, Китая.
Кто поднимает военных и гражданских в небо
Военные спутники, самолеты, вертолеты и вооружение для них — одна из самых денежных статей, которые приносит оборонзаказ. Почти всегда это направление находится в руках оборонных предприятий, вроде Lockheed Martin, выручка которого на 82% зависит от военных контрактов и только 18% приходится на производство различных космических систем для NASA.
Гражданских игроков в «воздушном» военном секторе не так много. Часто их привлекают для переоснащения, обслуживания и ремонта, как, например, компанию Rolls-Royce, «в миру» известную своими роскошными автомобилями. Министерство обороны Великобритании в августе 2019 года подписало с ней соглашение о технической поддержке истребителей Typhoon, находящихся на вооружении Королевских ВВС до 2024 года.
Трехлетний контракт стоимостью $4 млрд на модернизацию ударного истребителя F / A-18 Super Hornet Block II получила корпорация Boeing — в 2020 году уступившая титул мирового лидера гражданского самолетостроения европейской компании Airbus.
На самолетах Airbus летает российский «Аэрофлот», они есть в авиапарке «S7», «Уральских авиалиний», «России». А для крупнейших армий мира Airbus делает многоцелевые истребители Eurofighter Typhoon (кроме Великобритании они стоят на вооружении в Германии, Италии, Испании, Австрии, Саудовской Аравии), военно-транспортные самолеты А400М, С295 и CN235, дроны и спутники.
Космос коммерческий и военный
До 2000-х годов космосом занимались только правительственные агентства вроде американского NASA или российского «Роскосмоса». А потом появился Илон Маск со своей идеей колонизировать Марс и другие планеты Солнечной системы. Он первым из частников придумал, как сделать орбитальные корабли многоразовыми, а не строить новые аппараты для каждого полета, чтобы летать на ракетах было почти так же просто, как на самолетах. И в 2021 году впервые отправил людей к МКС.
Успехи SpaceX открыли перед американским военными простор для самых смелых решений, и они заказали инженерам Маска производство грузовой ракеты. Суть проекта Rocket Cargo состоит в том, что многоразовый космический корабль взлетает на орбиту со скоростью 12 тыс. км/ч, приземляется через час в любой точке мира, разгружается и отправляется обратно. Около 100 т военного груза переместятся из Флориды в Афганистан в 15 раз быстрее, чем их доставил бы военно-транспортный самолет C-17 Globemaster, летящий на своей предельной скорости 950 км/ч.
А к концу 2022 года за $149 млн SpaceX обещала Пентагону построить четыре военных спутника для слежения за запусками вражеских ракет. В случае обнаружения угрозы военные на Земле будут предупреждены с помощью лазерной линии связи, после чего рассчитают, как отразить удар.
От мобильников до «КамАЗов» — гражданская продукция в российской армии
В отличие от США, где значительную долю оборонзаказа выполняют частные подрядчики, в России производством вооружения и нуждами армии в основном занимаются мощные государственные корпорации. В рейтинг 100 крупнейших военно-промышленных предприятий мира 2020 года по версии американского издания Defense News вошли две российские компании: концерн «Алмаз-Антей» (20 место) и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (42 место).
«КамАЗ» в этот перечень не попал, зато отечественной армии он служит со времен Советского Союза. Под свои нужды военные переделали сугубо гражданские грузовики: машины используются как база для установки оружия и для перевозки солдат и грузов.
В 2020 году российские разведчики и спецназовцы получили первые капсульные машины — бронегрузовики КамАЗ-5350, защищающие от пуль, осколков и мин. На каждую установлена система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которая глушит сотовую связь и ставит помехи беспилотникам. Новые бронемашины будут служить в горах и пустынях.
Сотрудничать с армией вызвался и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), Минобороны заказало ему поставки беспилотников «Форпост-Р» на ₽30 млрд. Среди достоинств — дальность и длительность полета, возможность круглосуточной разведки с помощью радиотехнических и радиолокационных средств и улучшенная защита против антидрон-систем. Первый полет «Форпоста-Р» прошел хорошо, в отличие от испытаний аналогичного БПЛА «Аист», разработанного московским НИИ «Кулон» по заказу Минобороны в 2010 году. Во время показательного полета на аэродроме под Рыбинском он рухнул и взорвался прямо на глазах заказчиков.
В 2019 году российский президент запретил использовать смартфоны в армии. Компания «Открытая мобильная платформа» (ОМП), «дочка» «Ростелекома», тут же предложила решение — новый мобильный телефон без привычных мессенджеров и соцсетей на базе ОС «Аврора». Предполагается, что для военных будет создана своя информационно-мобильная инфраструктура со всеми нужными приложениями, при этом общение будет защищено ГОСТ шифрованием и доверенным VPN. Гражданские и военные специалисты трудятся над созданием нового телефона в армейском технополисе «Эра».
Коммерческий успех военной одежды
Есть компании, которые с армией уже давно не сотрудничают, однако те давние военные заказы дали им преференции на десятилетия вперед. В 1902 году Burberry разработала полевую форму для постоянной британской армии, а в 1912 году запатентовала свой водоотталкивающий плащ-пальто, тренчкот (от англ. trench — окоп, траншея, прообраз сегодняшних всемирно известных тренчей Burberry), который носили офицеры. Сегодня средняя стоимость плаща Burberry — $2,3 тыс.
Американская фирма Alpha Industries в 1959 году стала официальным поставщиком униформы ВВС США. В числе прочего она шила куртки (бомберы) для летчиков с яркой оранжевой подкладкой, которая предназначена для подачи сигнала SOS. В какой-то момент бомберов оказалось так много, что пришлось распродавать их гражданскому населению. Покупателям настолько понравилась качественная и красивая военная одежда, что Alpha Industries успешно продает аналоги до сих пор, практически не меняя фасон.
Специально для военных летчиков по контракту с Генеральным штабом ВВС Италии кожаные куртки шила Aeronautica Militare. Оливковый цвет, летная стилистика, оригинальные знаки отличия, вышивка и принты так полюбились обычным покупателям, что когда контракт с военными закончился, куртки стали основой ежегодной коллекции одежды бренда.