Как устроены маркетплейсы: тонкости работы и отличия от интернет-магазина
Рынок маркетплейсов набирает обороты вместе со всей онлайн-торговлей. Некоторые площадки показывают рост до 140%. Разбираемся, как они работают и почему так быстро растут
Маркетплейс — это интернет-платформа, на которой продавцы и покупатели находят друг друга и взаимодействуют между собой.
У таких платформ бывает очень разная специализация — от универсальных торговых площадок с товарами на все случаи жизни до отраслевых маркетплейсов услуг. Например, финансовых, страховых или консалтинговых.
В зависимости от конкретной площадки продавцами могут выступать как компании, так и физлица. Платформы для c2c-торговли вроде «Авито» тоже относятся к маркетплейсам.
Между ними есть несколько основных отличий.
- Количество продавцов и товаров на площадке
Интернет-магазин обычно торгует товарами одного или нескольких брендов. В маркетплейсе представлена продукция многих продавцов, часто — из множества разных категорий. В этом смысле он похож на большой онлайн-гипермаркет.
- Связь с офлайном
У многих интернет-магазинов есть представительство в офлайне. У маркетплейсов таких представительств обычно нет, зато есть пункты выдачи товаров.
- Аудитория и география
Маркетплейсы, как правило, тратят много внимания и ресурсов на привлечение пользователей. Поэтому аудитория и трафик у них больше, чем у интернет-магазинов. Кроме того, развитая логистика позволяет маркетплейсам работать с более широкой географией.
В 2020 году топ-100 крупнейших в мире платформ продали товаров на $2,7 трлн — почти на треть больше, чем годом ранее. При этом на маркетплейсы приходится 62% глобальной розничной онлайн-торговли.
В России цифры скромнее. По данным Data Insight, на крупных универсальных маркетплейсах (таких как Wildberries или Ozon) в 2020 году было продано товаров на ₽721 млрд. Площадки выполнили 405 млн заказов со средним чеком ₽1780.
Такие платформы занимают чуть больше четверти в общем объеме российского онлайн-ретейла. Но они растут быстрее глобальных площадок. В 2020-м российский рынок маркетплейсов прибавил 108% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом.
Какую выручку получили крупные маркетплейсы в 2020 году:
- Amazon: $386 млрд (+38%);
- eBay: $10,3 млрд (+19%);
- ASOS: $4,5 млрд (+20%);
- Wildberries: ₽437 млрд (+96%);
- Ozon: ₽195 млрд (+140%);
- «Яндекс.Маркет»: ₽28,8 млрд (+50%).
Крупнейшие в мире маркетплейсы по доле посещения их сайта на 2020 год
В 2020 году основным фактором роста для всей электронной коммерции, включая маркетплейсы, стала пандемия коронавируса. Онлайн-покупки оказались самым удобным и безопасным способом приобрести нужные товары.
Но помимо коронавируса и вызванных им ограничений у рынка есть и другие драйверы. Прежде всего, цифровизация бизнеса, развитие логистики и технологий онлайн-продаж.
По мнению экспертов, быстрый рост рынка также связан с низким порогом входа на маркетплейсы для продавцов.
Андрей Тыщенко, региональный директор по России, СНГ и Восточной Европе, Dynamic Yield:
«Даже те компании, у которых до 2020 года не было своего веб-сайта, внезапно вышли в онлайн. Но у новичков e-commerce зачастую не хватает серверной инфраструктуры, чтобы справиться с ростом трафика и требованиями, которые предъявляются к участникам рынка.
С другой стороны, такие компании как Amazon и Walmart уже обладают опытом и инфраструктурой, необходимыми для удовлетворения потребностей покупателей. Как следствие — барьер для входа в глобальные маркетплейсы как никогда низок, а развиваться в «изоляции» сегодня уже абсолютно бессмысленно».
На некоторых площадках действуют правила и акции, позволяющие покупателям получать индивидуальную скидку. Например, на Ozon на страницах товаров (правда, далеко не всех) есть кнопка «Хочу скидку». С ее помощью можно запросить у продавца персональную скидку или предложить свою цену. При этом продавец вправе принять заявку или отклонить ее. Если ответа не поступило в течение 48 часов, заявка автоматически отклоняется.
На других маркетплейсах, например, в «СберМегаМаркете», проводятся акции вроде «Гарантии лучших цен». Если вы нашли в интернете нужный товар дешевле, чем предложено на площадке, разницу обещают вернуть бонусными рублями. Похожие опции есть и в интернет-магазинах, таких как «М.Видео».
Об этом РБК Тренды напрямую спросили представителей нескольких площадок. Они упомянули целый ряд отличий.
«Яндекс.Маркет»:
- «самая привлекательная комиссия» для продавцов на рынке — от 2%;
- разные модели доставки, включая экспресс-доставку, доставку по клику совместно с «Яндекс.Лавкой» (нужно сделать заказ накануне, а на следующий день вызвать курьера, который привезет покупку за 15–40 минут);
- возможность копить баллы «Яндекс.Плюса» и оплачивать ими товары на маркетплейсе или других сервисах «Яндекса».
СберМегаМаркет:
- быстрые выплаты для продавцов (начисления проходят по вторникам и пятницам);
- модель Click&Collect — можно забрать оформленный на маркетплейсе заказ в магазинах ретейлеров;
- прозрачная ротация в листинге — площадка заверяет, что здесь нельзя «накрутить» карточку товара или потопить ее плохими отзывами.
Wildberries:
- большой ассортимент товаров;
- много пунктов выдачи.
Похожие преимущества можно выделить и у площадки Lamoda.
«AliExpress Россия»:
- нет дополнительного контроля партнеров — площадка не ставит коммерческих, маркетинговых и логистических условий для продавцов;
- есть развлекательные элементы — live-стримы (их также предлагает Lamoda и Ozon) и игры.
Как правило, маркетплейсы наиболее эффективны для небольших компаний и предпринимателей, которые не готовы заниматься продвижением своих товаров, логистикой и хранением. Крупные площадки с постоянным трафиком помогают им найти своего потребителя.
На «Неделе ретейла 2020» эксперты также отмечали, что на маркетплейсах хорошо себя чувствуют компании, копирующие популярные бренды.
Главное — выбрать товар со стабильным и высоким спросом. Механизм продаж на маркетплейсе опирается в основном на поисковый алгоритм. А пользователь обычно приходит на площадку уже с желанием приобрести тот или иной продукт.
Также важно, чтобы ваш товар не проигрывал конкурентам по цене или качеству. Даже если площадка практикует правило «один товар — один поставщик», у потребителей всегда есть возможность сравнить условия с другими магазинами и маркетплейсами.
Среди самых подходящих для маркетплейсов позиций эксперты называют автотовары, игрушки, телефоны и планшеты, продукты питания и изделия hand-made.
Разные площадки берут на себя различный объем задач. Но чаще всего предлагаемые модели укладываются в три схемы работы:
- Витрина
При такой модели маркетплейс не занимается доставкой и клиентским сервисом. После оформления покупки за все отвечает продавец.
- Доставка
Продавец привозит товары на склад маркетплейса, а до покупателя их доставляет сама площадка.
- Склад + доставка / фулфилмент
Продавцу достаточно доставить товар на склад маркетплейса. Остальные заботы, включая упаковку, площадка возьмет на себя. Такая схема эффективнее всего при большом потоке заказов.
Чаще всего площадки предлагают продавцам несколько моделей работы на выбор. Многие платформы постоянно расширяют список доступных опций, поэтому условия лучше уточнять непосредственно на маркетплейсе.
Формально требования довольно простые: необходимо заполнить заявку или анкету и пройти процедуру регистрации. Но в Сети встречаются жалобы на то, что пройти процедуру регистрации удается не всем. Иногда ответ на заявки продавцов задерживается или вообще не приходит.
Большинство площадок работает как с юридическими лицами, так и с ИП. Некоторые (например, Wildberries и «AliExpress Россия») также сотрудничают с самозанятыми.
У части маркетплейсов есть особые требования к продавцам или отдельным товарам:
- Lamoda работает только с компаниями, у которых есть зарегистрированный товарный знак или разрешение на его использование от правообладателя.
- В «Яндекс.Маркете» есть ограничения на продажу ювелирных изделий. Включить их в каталог можно только в том случае, если компания зарегистрирована в Пробирной палате и планирует разместить больше 1 000 наименований.
- Для «СДЭК.Маркета» нужно иметь действующий договор на услуги доставки СДЭК — на его основе продавец получает API для интеграции в маркетплейс.
Чаще всего размер комиссий варьируется в зависимости от категорий. Например:
- «СберМегаМаркет» — от 3% до 20% стоимости товара;
- Wildberries — от 1% до 15%;
- Ozon — от 4% до 15%;
- «AliExpress Россия» — нет комиссии на первые 100 товаров, далее — 5% или 8%;
- «Яндекс.Маркет» берет фиксированную комиссию в размере 2%;
- «СДЭК.Маркет» — ₽25 за оплаченный товар;
- Robokassa не берет комиссию с продавцов.
При этом у многих площадок есть дополнительные сборы за расчетно-кассовое обслуживание и доставку.
За рубежом самый громкий скандал был связан с копированием товаров крупными площадками. В частности, Amazon обвиняли в том, что он создает бренды-клоны популярных продуктов. Но в России эксперты и сами продавцы чаще всего обращают внимание на другие проблемы.
Александр Борисов, председатель Совета ТПП по развитию потребительского рынка, президент Московской международной бизнес-ассоциации:
«В целом взаимоотношения между владельцами маркетплейсов и поставщиками складываются по-рабочему. Однако болезни роста сказываются и здесь. Наиболее болезненными для продавцов являются:
- принудительное снижение продажных цен, иногда вплоть до 90% дисконта;
- необоснованный возврат товара без объяснений причин, либо неполный возврат;
- трудности с оформлением претензий и исков, так как стороной часто является не сам маркетплейс, а логисты, склады, курьерские службы и так далее.
Политика крупных маркетплейсов, привлекающих клиентов низкой ценой на все, приводит порой к снижению качества и однообразию ассортимента. При этом негативная реакция покупателей переходит не на маркетплейс, а на продавца товара и представленный им бренд».
На сложности, с которыми сталкиваются продавцы, уже обратили внимание в Минпромторге России. По данным СМИ, ведомство направило письмо более чем десяти площадкам с указанием на проблемные вопросы. Среди них — принудительные скидки и снижение цен, сложности с доставкой, расчетом комиссий и регистрацией, слишком строгие упаковочные стандарты и неаккуратное хранение.
Что говорят продавцы о сотрудничестве с маркетплейсами
Александр Блохин, CEO компании «Кофтеныши» (в ноябре 2020 года Wildberries заблокировал компанию из-за отказа предоставить скидки):
«Мы начинали продажи со своего интернет-магазина, но понимали, что на маркетплейсах есть наши покупатели. Для увеличения объема продаж мы туда и вышли.
Такие площадки показывают свою экономику — там нет больших прямых затрат на привлечение трафика, зато намного больше расходы на «обслуживание продаж» — комиссии маркетплейса, логистика, возвраты, хранение.
То, что нас заблокировали, вскрывает одну большую проблему — отсутствие регуляции на рынке.
При текущем положении дел многие бизнесы могут в один клик модератора потерять поток выручки и разориться. Для того же Wildberries это будет просто потеря одного из десятка тысяч поставщиков, а для экономики — банкротство компании, рост числа безработных, задержки по выплатам поставщикам. В итоге все небольшие компании подобные риски заложат в стоимость, что отразится на ценах для конечного потребителя».
Денис Демидов (продает автоэлектронику):
«У каждого маркетплейса свои проблемы, но есть и общая беда — длительная заморозка средств, что серьезно роняет оборачиваемость по сравнению со своим сайтом.
Главный вывод — не класть все яйца в одну корзину.
Второй вывод — минимум эмоций, максимум прагматизма, просто закладывать конкретные «закидоны» конкретного маркетплейса в цену товара и работать со всеми, где есть хоть какие-то продажи».
В ближайшие несколько лет аналитики из Data Insight ожидают роста интернет-торговли более чем на 25% в год. Вместе с e-commerce будут набирать обороты и маркетплейсы.
В 2023 году минимум половина онлайн-продавцов будут присутствовать на таких платформах, отмечают в Gartner. Здесь прогнозируют и бурное развитие корпоративных маркетплейсов, которые начнут продавать чужие товары.
Среди самых перспективных направлений чаще всего называют две ниши — eGrocery и FMCG. Также ожидается рост b2b-маркетплейсов. В частности, Amazon уже запустил свою платформу для бизнеса, оборот которой после первых шести лет работы достиг $25 млрд.