European Green Deal — главные положения закона
Что произошло
14 июля 2021 года Еврокомиссия обнародовала пакет предложений по сокращению вредных выбросов в атмосферу. Названный European Green Deal («Европейским зеленым курсом»), он, в частности, предусматривает к 2035 году переход на автомобили, избавленные от выбросов СО2.
Закон также устанавливает для стран Евросоюза нижние допустимые пределы по борьбе с выбросами CO2, чтобы исключить возможность таких сценариев, когда выбросы вредных веществ в атмосферу формально сокращаются, но лишь путем большого количества зеленых насаждений в стране — таким образом, закон де-факто обязывает страны-члены ЕС проводить активную борьбу с эмиссией углекислого газа.
Напомним, в марте 2020 года Минэкономразвития России подготовило стратегию долгосрочного развития России со снижением выбросов парниковых газов к 2050 году. В декабре 2020 года Саммит ЕС утвердил задачу по сокращению к 2030 году углеродных выбросов на 55%
До этого, в 2013 году Еврокомиссия предложила странам ЕС снизить выбросы CO2 к 2030-му на 40%. А в 2016 году ЕС и 195 стран заключили Парижское климатическое соглашение, направленное на сдерживание роста глобальной температуры в пределах 2°C (желательно 1,5°C).
Поскольку European Green Deal представляет собой пакет инициатив, мы выбрали несколько ключевых положений, чтобы рассказать, что в него входит и что именно он меняет.
Выбросы от автомобиля, авиации и других отраслей
Налог для авиакомпаний на неэкологичное топливо (авиакеросин) предполагается ввести в 2023 году и в течение десяти лет повышать его с нуля до максимальной ставки. Правда, размер предельной ставки в документе не указан. Так Еврокомиссия надеется побудить перевозчиков перейти на более экологичное топливо.
Евросоюз предложил ускорить избавление от автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Автомобили, зарегистрированные с 2035 года, должны будут быть экологически чистыми. Напомним, власти Украины предложили запретить ввоз бензиновых машин с 2030 года. А Франция к 2040 году откажется от продаж бензиновых и дизельных машин. Британия хочет запретить продажу в стране дизельных и бензиновых машин с 2040 года.
Развитие электромобилей. В течение десяти лет за счет государственных и частных инвестиций планируется вложить в эту отрасль около €50 млрд. Например, заправки через регулярные промежутки времени на основных автомагистралях: каждые 60 км для электрической зарядки и каждые 150 км для заправки водородом. Напомним, программа развития электромобилей в России подорожала до ₽800 млрд. С 2016 года зарядки для электромобилей включены в список требований при оборудовании российских АЗС.
К механизму торговли квотами на выброс СО2 планируется подключить все отрасли европейской экономики, включая производство электроэнергии, автомобильный и жилищный сектора, а также судоходство, авиацию и сельское хозяйство. В 2023 году налоги введут на поставки стали, цемента, удобрений и алюминия.
Удаление углерода из атмосферы
Борьба с обезлесением. ЕС разрабатывает план посадки 3 млрд деревьев по всей Европе к 2030 году.
К 2035 году ЕС должен стремиться к достижению углеродной нейтральности в секторах землепользования, лесного хозяйства и сельского хозяйства. Напомним, Netflix объявил о программе перехода к углеродной нейтральности. Сбербанк решил «обнулить» углеродный след своих отделений к 2030 году.
К 2030 году постановление о землепользовании, лесном и сельском хозяйстве устанавливает общую цель ЕС по удалению углерода естественными поглотителями, эквивалентную 310 млн т выбросов CO2.
Амбициозные меры по борьбе с изменением климата в Европе не приведут к «утечке углерода». Так как новый механизм регулирования углеродной границы установит цену на выбросы углерода для импорта целевых продуктов.
Развитие возобновляемых источников энергии
К 2030 году директива по возобновляемым источникам энергии устанавливает цель по производству 40% энергии из возобновляемых источников. Речь пойдет о комплексном решении проблемы: сокращение общего энергопотребления, сокращение выбросов и решение проблемы энергетической бедности. Сейчас на производство и использование энергии приходится 75% вредных выбросов в Евросоюзе.
Государства-члены ЕС должны будут способствовать использованию возобновляемых источников энергии. Например, на транспорте, при отоплении и охлаждении жилых и промышленных зданий.
Государственный сектор должен будет обновлять 3% своих зданий каждый год, чтобы стимулировать волну реновации, создавать рабочие места и снижать потребление энергии и расходы для налогоплательщиков.
Энергетический налог
В директиве о налогообложении энергетики предлагается привести налогообложение энергопродукции в соответствие с политикой ЕС в области энергетики и климата, продвигая чистые технологии и удаляя устаревшие льготы и пониженные ставки, которые в настоящее время поощряют использование ископаемого топлива.
Когда будет реализован пакет предложений EC
С начала 2023 года схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе заработает в тестовом режиме, при этом импортерам дадут трехлетний переходный период до начала действия сбора, который начнут взимать с 2026 года.
К 2035 году планируется переход на полностью «чистые» (избавленные от выбросов углекислого газа) автомобили.
Мнения о пакете документов
Член Европарламента от фракции «Зеленых» Михаэль Блосс написал в своем Twitter, что климатический пакет необходим и включает в себя ряд важных предложений, но некоторые ключевые для охраны окружающей среды моменты в нем либо упущены, либо сглажены.
Минэкономразвития оценило убытки России из-за климатических реформ ЕС в $7,6 млрд. Именно на эту сумму программа Еврокомиссии по борьбе с изменением климата, а именно трансграничный углеродный налог, затронет российский экспорт стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента.
В свою очередь, член Европарламента от Польши Анна Залевска, представитель правящей консервативной партии «Право и справедливость», предупреждает, что предложенные Еврокомиссией меры дорого обойдутся гражданам и правительствам. В ее родной стране придется закрыть угольные шахты: «Принятый документ вызывает разочарование. Денег на него сейчас нет. Без должного финансирования не удастся добиться справедливого для всех результата. Закон о климате содержит приказы и запреты. Он не только приведет к новым налогам, но также увеличит стоимость повседневной жизни». Блосс из «Зеленых» также отмечал, что социальный аспект прописан в документе недостаточно четко.