Мудрость толпы: плюсы и минусы краудсорсинга
Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — это передача определенных производственных функций кругу лиц без заключения трудового договора по типу субподрядной работы, чтобы задействовать их знания, опыт и творческие способности. То есть, речь идет о перекладывании различных задач на плечи энтузиастов.
Впервые это понятие, как и понятие краудфандинга, использовал в своей статье The Rise of Crowdsourcing для журнала Wired журналист Джефф Хау в 2006 году. За пару лет до этого журналист Джеймс Шуровьески в своей книге «Мудрость толпы» писал о том, что поиск решения проблемы при правильно заданных условиях с опорой на группу людей более эффективен, чем использование знаний отдельных индивидуумов.
Однако подобный метод задействования интеллектуальных ресурсов зародился гораздо раньше. Еще в 1567 году король Испании Филипп II предложил награду любому, кто смог бы придумать простой и практичный метод для точного определения долготы при вычислении координат корабля в море. Полтора века спустя, в 1714 году, британский парламент учредил серьезную награду за такого рода изыскания. Ее обладателем стал часовщик-самоучка Джон Харрисон, который изобрел морской хронометр.
Как работает краудсорсинг и каким он бывает
Делегирование задач обычно использует малый и средний бизнес, чтобы не тратить средства на работу с рекламными агентствами или не заказывать дорогостоящие исследования аудитории. Однако им не пренебрегают и крупные корпорации. Так, немалое число пользователей софта Microsoft каждый месяц заполняют анкеты о своей работе, а затем их мнения анализируют специалисты по улучшению продуктов. А у Google есть приложение Crowdsourcing, которое позволяет сообществу пользователей предлагать решения и исправления проблем с продуктами и услугами.
Краудсорсинг бывает разных видов:
- Коллективное сотрудничество. Такой тип хорош для задач, требующих «мудрости толпы», например, для генерация идей. Не подойдет для продвижения индивидуальных возможностей и опыта, а также получения предопределенных результатов. Его используют, в частности, платформа для графических дизайнеров 99designs, фонд поддержки инноваций X Prize и площадка для изобретателей Quirky.
- Соревнование толпы. Подойдет для создания действенных решений, разработки прототипов, формирования чувства общности у коллектива, генерации внешних идей и геймификации процессов. Не работает, если речь идет о предопределенном результате. Этим методом пользуются платформа спортивного программирования TopCoder, система организации конкурсов по исследованию данных Kaggle, платформа для решения задач компаний InnoCentive и площадка обмена цифровым опытом Applause.
- Труд толпы (мезозадачи). Хорош при четко определенных задачах, требующих специальных навыков, или затратных по времени действиях, таких как ввод данных. Подойдет тем, кто не хочет нанимать на эти роли постоянных сотрудников или подрядчика. Однако не сработает для реализации идей без четкой формулировки или для нестандартной деятельности. Данный метод практикуют компания по локализации Lionbridge и компания машинного обучения CrowdFlower.
- Труд толпы (микрозадачи). Этот тип подойдет для решения четко определенных повседневных задач с помощью лиц, которым требуются только общие навыки. Это может быть ручная работа, например, организация раскладки товаров в магазине или уборка. Позволяет привлечь сразу большое число участников. Минусы те же, что и у предыдущего типа. Подобный краудсорсинг используют платформа помощи в повседневных задачах TaskRabbit, площадка Mechanical Turk от Amazon для привлечения людей к помощи ПК, платформа исследований рынка Streetbees, площадка для решения задач бизнеса Gigwalk, проекты по поиску внеземной жизни SETI.
- Труд толпы (макрозадачи). Этот тип подойдет тем, кому нужна, к примеру, разработка стратегии, исследования или консультация без привлечения постоянных работников. Не подходит для рутинных задач. Этим методом пользуются платформа поиска разнонаправленных специалистов 10EQS, площадка геостатистического анализа Wikistrat, платформа распределенных сетей задач для предприятий OnFrontiers и Applause.
- Контент, созданный пользователем (User-generated content, UGC). По такому принципу работают ресурсы и репозитории с пользовательским контентом. Проблема заключается в том, что этот контент не всегда качественный и требует модерации. Так существуют интернет-энциклопедия Wikipedia, сервис для туристов TripAdvisor, видеохостинг YouTube, сервис фотографий iStockphoto, площадка описаний мест Foursquare и сервис вопросов и ответов Quora.
- Краудфандинг. Подойдет для сбора средств, обеспечения большей прозрачности процессов. Не работает, когда необходимо финансирование текущих операций и присутствуют высокие ожидания на краткосрочный период. Так действуют краудфандинговые площадки Kickstarter и CrowdCube.
Плюсы краудсорсинга
Этот инструмент наиболее популярен на предприятиях, в ИТ, в сферах маркетинга, образования, науки и здоровья, в также финансов.
Для бизнеса преимущества краудсорсинга могут включать:
-
Более быстрое проектирование. В 2012 году DARPA, Агентство перспективных исследовательских проектов США, решило провести краудсорсинг для разработки прототипа беспилотного транспорта после отказа от традиционных госзакупок. Дизайн-победитель был объявлен в апреле 2013 года, всего через шесть месяцев после старта конкурса.
- Более быстрое прототипирование. TechShop — сеть мастерских в США или «площадка для изобретателей» — позволяет участникам всех уровней квалификации использовать для создания проектов набор промышленных инструментов и машины, включая 3D-принтеры и роботов.
- Повышение эффективности. Allstate, второй по величине страховщик в США, спонсировал конкурс, участники которого создали модель прогнозирования ответственности, которая была на 271% точнее используемой.
- Большую эластичность. Платформа CrowdSource обращается к энтузиастам, чтобы предлагать розничным продавцам новые названия продуктов, описания и маркетинговые материалы, позволяя им быстрее и ярче выходить на рынок.
- Устойчивость к утомительным задачам. TaskRabbit позволяет кому угодно заработать деньги, выполняя простые задания для клиентов, у которых мало времени или нет соответствующих навыков, например, для сборки мебели или декорирования дома.
- Доступ к новым талантам. SpringRole, технический консультант по кадрам на базе блокчейна, позволяет обычным людям зарабатывать на рекомендациях рефералов при размещении своих резюме с описанием навыков для выполнения определенного вида работ.
- Лучшее вовлечение и удержание талантов. Медиакомпания Thomson Reuters использует краудсорсинг для поиска талантов среди своих 17 тысяч технологов, предлагая им необычные задачи и сплачивая отделы.
- Более низкие затраты. Colgate использовала краудсорсинг, чтобы создать рекламный ролик дезодоранта Speed Stick для американского Суперкубка 2013 года всего за $17 тысяч. Как отмечали представители компании, бюджет создания ролика оказался примерно в 100 раз меньше, чем у конкурентов.
Такого рода инструменты полезны не только в бизнесе, но и в госуправлении. Краудсорсинг для принятия решений уже используют 26% американских городов. В Сиракузах (штат Нью-Йорк) опрос жителей помог сформировать стратегию развития, а победители конкурса на лучшую идею по удалению граффити в Сан-Хосе (Калифорния) разработали дрон, который стирает рисунки с высотных зданий и путепроводов.
Минусы краудсорсинга
У «мудрости толпы» есть и слабые стороны. Бизнесу стоит учитывать эти моменты, прежде чем отдавать задачу на краудсорсинг.
Вот некоторые минусы:
- Отсутствие конфиденциальности. Запрос предложений у большой группы людей может создать угрозу кражи идей другими организациями.
- Повторяющиеся решения. Часто участники конкурсов представляют плагиатные идеи, что приводит к потере времени на их рассмотрение и проверку. Многие следуют установившейся на данный момент моде. Бейсбольный клуб New York Mets организовал интернет-голосование за песню, которая станет гимном игрового сезона. Однако голосование шло в 2008 году, в разгар интернет-моды на «рикроллинг». Идея заключалась в том, чтобы отправлять знакомым гиперссылку на хит Рика Астли 1987 года Never Gonna Give You Up. Когда эта композиция вышла в топ, и ее сыграли на стадионе, то болельщики освистали надоевший хит.
- Есть вероятность спама. Действительно хорошие и даже гениальные предложения могут затеряться в общей массе.
- Работа в угоду скорости, а не качеству. Такое обычно наблюдается при переводе исполнителями книг или фильмов на другой язык.
- Проблемы с безопасностью. Нет гарантий, что среди разработчиков не будет хакеров и что созданные ими приложения будут безопасными и не несут в себе вредоносный код. Иногда возможно вмешательство в процесс влиятельного игрока или фигуры, которая повлияет на его исход. Так было с NASA, которое в 2009 году предложило выбрать название для нового модуля МКС. Популярный телеведущий Стивен Колберт вмешался в процесс голосования, призвав фанатов голосовать за его имя. Набрав более 230 тыс. голосов и фактически победив в конкурсе, Колберт в качестве утешительного приза получил от NASA лишь право дать свое имя… беговой дорожке.
-
Расхождение в понимании задач. «Мудрость толпы» может уступать уровню непосредственных участников проекта, и последние могут низко оценивать получаемые результаты. M&Ms решила узнать у фокус-групп, какие три новых вкуса драже они бы предпочли. Большинство из опрошенных выбрали молочный шоколад с острыми специями и медовый орех. То же случилось и с Rittersport, когда бренду шоколада предложили выпускать плитки с салом, луком, жареным картофелем и пивом.
- Неудовлетворенность конечных потребителей результатами краудсорсинга. Немецкая сеть продуктовых магазинов Spar объявила конкурс дизайна пакетов Spar Bag, но отвергла самые популярные предложения, что вызвало негативную реакцию сообщества.
Секреты успеха
Чтобы краудсорсинговый проект был эффективным, необходимо:
- Четко определить задачи и их объем. Участники должны знать, что требуется от предлагаемой идеи или решения.
- Дать исчерпывающую справочную информацию. Например, доступ к техническим данным.
- Обозначить формат участия и самой идеи, а также вознаграждение (если необходимо).
- Установить конкретные сроки этапов проекта.
- Подготовить собственных сотрудников к такому формату работы, создать вовлеченность.
Перед тем, как запустить кампанию, необходимо решить, будет ли она ориентирована на большую группу людей (например, через социальные сети) или на конкретную группу с нужными навыками и опытом (например, через платформу дизайнеров 99designs).
Краудсорсинг в мире: примеры
Absolute Markets Insights сообщает, что объем мирового рынка краудсорсинга достигнет почти $155 млрд к 2027 году при среднегодовом темпе роста в 36,5%.
Вот несколько примеров удачного использования модели краудсорсинга в мире:
-
«Википедия». Онлайн-энциклопедия с UGC-контентом (т.е. созданным самими пользователями) стала успешным примером не только краудсорсинга, но и краудфандинга, так как ей и целым рядом подобных проектов управляет некоммерческая организация «Викимедиа». Энциклопедии в январе 2021 года исполнилось 20 лет, она насчитывает более 56 млн статей на 319 языках.
- DHL. Центры инноваций курьерской компании предлагают клиентам поделиться идеями по усовершенствованию систем и технологий, таких как технология доставки с помощью дронов и инструменты удаленной навигации.
- General Electric. Онлайн-платформа Quirky позволяет пользователям предложить идею для нового продукта GE. Раз в неделю сотрудники голосуют за лучшее предложение. Если идея становится продуктом, то ее автор получает денежное вознаграждение. Так было выпущено уже более 400 новых продуктов, например, держатель яиц в холодильнике с детектором их свежести.
- Unilever. Запущенная в 2010 году платформа Unilever Open Innovation создает техзадания для общественности, которая пытается решить проблемы интеллектуальной упаковки и систем охлаждения.
Краудсорсинг в России: примеры
Успешные российские краудсорсинговые проекты:
-
GoDesigner. Работодатель создает конкурс и выплачивает финансовое вознаграждение, которое будет переведено выбранному им победителю. Если работодателя не устроила ни одна работа, то ему возвращают деньги.
- «Хабр». Крупнейший ИТ-ресурс России, который поддерживается профильным сообществом. Участники размещают свои статьи в профильных хабах после прохождения премодерации. За самые удачные материалы можно получить вознаграждение.
- «Яндекс.Толока». На этой площадке можно собирать и размечать данные для задач компьютерного зрения, обработки естественного языка, речевых технологий и других задач машинного обучения и бизнеса. Для этого достаточно разместить задание, которое выполнит любой желающий.
Эксперты отрасли считают, что сам по себе краудсорсинг не способен решить проблемы бизнеса и госуправления, однако мнения людей являются ключевым фактором, который необходимо рассматривать наряду с опытом других заинтересованных сторон.