IT, 18 ноя 2020, 15:00

Что изменится в Сети после запуска спутников Илона Маска и Джеффа Безоса

Читать в полной версии
Фото: Joe Raedle / Getty Images
Благодаря спутниковому покрытию интернет окажется доступен даже для труднодоступных регионов. К чему это может привести?

Об эксперте: Роман Кумар Виас, основатель агентства Qmarketing и Qmarketing Academy, совладелец Qlean.

В октябре 2020 года компания Илона Маска SpaceX запустила публичное бета-тестирование глобальной спутниковой системы Starlink. Сейчас доступ к интернету Маска имеют жители США и Канады. Чтобы воспользоваться услугами Starlink, надо внести разовый платеж в размере $499, а затем ежемесячно платить $99. В начале ноября Илон Маск объявил, что уже в феврале 2021 года услуга будет доступна и в Европе.

Владелец Amazon Джефф Безос не отстает от своего конкурента. В рамках его проекта Kuiper, планируется вывести на низкую околоземную орбиту 3 236 спутников. При этом услуги широкополосной связи начнутся после того, как на орбиту будет выведено 578 спутников. Когда это случится — пока неясно.

Желание таких визионеров как Джефф Безос и Илон Маск сделать интернет повсеместным понятно: жестоко лишать 38% населения Земли «нового воздуха». Но к каким последствиям может привести взрывной рост населения в Сети?

1. Рост спроса на рекламу

В интернет ворвутся сотни миллионов новых, не избалованных цифровым контентом пользователей, для которых онлайн-покупки будут в новинку. Бренды развяжут войну за новую аудиторию, а значит, возрастет спрос на производство цифровой рекламы и услуг по переводу бизнеса в онлайн. Такое уже происходило в Индии, когда инновационный телеком-оператор Jio привлек за два года 250 млн пользователей, которые оказались обеспечены самым высокоскоростным интернетом в стране, и могли пользоваться им бесплатно полгода.

2. Спрос на обучение диджитал-профессиям

Согласно докладу McKinsey, благодаря цифровизации, в одной только Индии к 2025 году появятся от 60 до 65 млн новых рабочих мест в интернет-сфере, и всех этих людей нужно будет научить работать в новой для них среде. EdTech рынку уже прогнозируют рост до $285,2 млрд к 2027 году от текущих $89,1 млрд. Исследователи стараются учитывать в своих прогнозах рост доступности интернета, но есть основания полагать, что с реальным проникновением технологий эти цифры вырастут в разы.

3. Снижение цен на цифровые услуги

Чем больше появится новых профессионалов из развивающихся стран, тем сильнее может упасть средняя рыночная стоимость услуг цифровых специалистов. Сейчас работать интернет-маркетологом, веб-дизайнером или разработчиком можно из любой точки мира — ценность офисов и привязки к месту оказалась сильно переоценена.

Многие компании и сейчас предпочитают взять копирайтера на бирже, а дизайнера и программиста найти в Индии. Чем больше таких специалистов и небольших студий появится на рынке, тем сложнее среднему заказчику будет понять, почему он должен переплатить в десять раз за тот же набор услуг.

4. Спрос на культурологов

Невозможно показывать один и тот же креатив в Индии, Америке и России и рассчитывать на одинаково хорошие результаты. Первое время новые пользователи будут для маркетологов «темными лошадками», с которыми непонятно как взаимодействовать.

Компании будут бороться за право быть первым на новом рынке и искать «гидов» по неосвоенной местности, например — культурных исследователей со знанием местных диалектов и культурных обычаев. Кто поймет первым, как достучаться до новых пользователей, тот и откусит самый большой кусок пирога.

5. Мошенники выучат локальные диалекты

Один из мемов ранних 2000-х годов — «письмо от нигерийского принца», где сказано, что где-то очень далеко умер ваш однофамилец, а вы — единственный наследник сказочного состояния. На искушенных пользователях старые проверенные схемы уже не сработают, а вот у диджитал-новичков к таким приемам иммунитета не будет.

Компаниям придется крепко задуматься об улучшении своих антифрод-механизмов, а платежным системам — о политике чарджбеков, чтобы кошельки новых пользователей не были обчищены в первый же день подключения.

6. Финтех-революция

Пользователи придут в интернет, но банковских карт у них может и не быть. Так, в 2020 году только у 1,7% женского и 3,4% мужского населения в Нигерии была кредитная карта. На сегодняшний момент в мире активно 2,33 млрд дебетовых карт Visa, тогда как население планеты — 7,5 млрд.

В ближайшие годы нас ждет гонка изобретательности в сфере интернет-эквайринга, и решения наравне с кейсом оплаты покупок Google Play на кассах офлайн-магазинов.

Если вы соберетесь что-то продавать на аудиторию новых интернет-пользователей — важно проследить за методами оплаты, актуальными в регионе, потому что стандартный эквайринг Visa и Mastercard может оказаться плохим решением.

7. eSIM, виртуальные карты и полный диджитал

Благодаря спутникам интернет будет доступен даже в отдаленных уголках планеты. Поэтому многие услуги можно будет получить без визита в городской центр. Виртуальные сим-карты, виртуальные карты и интернет-банкинг в целом, legaltech — дистанционная подпись документов и все, что позволяет сделать жизнь удобнее и насыщеннее, — окажется в топе востребованности.

8. Супераппы и маркетплейсы

Традиционные интернет-провайдеры окажутся в ситуации «диверсифицируйся или умри», так как с появлением настолько сильного конкурента пропадает смысл пользоваться их продуктом.

Уже сейчас у них едва ли сходится юнит-экономика на одного пользователя. Инертность по отношению к смене оператора уменьшается, поэтому операторам придется мигрировать в другие вертикали. У телекома есть огромная база пользователей, которую можно монетизировать, а значит, если их услуги станут неконкурентоспособны, логичным шагом выглядит движение в сторону создания экосистемы с подписочными моделями, из которой пользователю будет тяжелее уйти.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

IT Как это устроено Визионеры Космический туризм Цифровая трансформация Прогнозы будущего Кибербезопасность Финтех
Главное