Офисный вопрос: как коворкинги WeWork пережили пик пандемии
Михаил Коноплев, генеральный директор сети гибких офисных пространств WeWork в Центральной и Восточной Европе, рассказал РБК Тренды о том, как WeWork переживает пандемию, с какими клиентами работает компания, и как планы по оптимизации и сокращению сотрудников помогли WeWork сохранить устойчивость во время кризиса.
Глобальная статистика WeWork
Общее количество резидентов — более 693 тыс. Число локаций — 828. Офисы WeWork расположены в 149 городах в 38 странах.
В России около 2,5 тыс. резидентов. Число локаций — четыре (еще одна анонсирована, но пока не открыта).
Источник: WeWork
— Как ощущает себя WeWork во время пандемии?
— Перед коронавирусом все наши локации были заполнены фактически на 100%, а потом большая резидентов часть ушла на удаленку (хотя и не отказалась от рабочих мест). Сейчас постепенно возвращаются обратно. В целом тренд хороший, но многие компании рассматривают возможность оставить часть сотрудников на удаленной работе. Они поняли, что некоторые команды могут работать также эффективно удаленно, а в каких-то случаях это дает дополнительную экономию.
В то же время есть компании, которые болезненно пережили удаленную работу — особенно, те, кто привык работать в команде, вместе, что-то креативное делать. Для них, конечно, удаленная работа — не вариант. Поэтому они быстрее всех возвращаются обратно в офис.
— Компании возвращаются, потому что работать удаленно все-таки неудобно, или есть компании, которые пока не готовы перейти на удаленку, потому что руководство боится, что сотрудники не будут выполнять свои задачи?
— Коронавирус дал возможность протестировать модель, когда максимальное количество сотрудников работает удаленно. Некоторые компании увидели, что сотрудники дома — меньшие издержки для бизнеса. Можно не платить за офис, меньше административных и логистических расходов.
Кто хочет в офис?
70% опрошенных хотят вернуться в офис. Среди них 34% хотели бы иметь возможность совмещать работу в офисе и из дома. 31% респондентов хотят остаться на «удаленке».
Источник: совместное исследование WeWork, Hamilton Place Strategies и Replica
Другие же увидели, что есть сложности с контролем за сотрудниками и есть вопросы, связанные с понижением эффективности. У всех разные семейные и жилищные ситуации. Например, кто-то живет в однокомнатной квартире с тремя детьми. Нужно целый день быть на звонках, а на фоне беспрерывно кричат дети. Это сказывается на комфорте и эффективности. Некоторые сотрудники наоборот показали, что супер эффективно работают из дома. У них к этому располагает обстановка, и они не тратят время на дорогу, могут даже в теории работать еще больше и не менее эффективно.
Многие компании, чьи сотрудники привыкли работать в командах и чья деятельность связана с креативом, заметили снижение продуктивности. Для них формат полной работы из дома, наверное, трудно реализуем.
45% опрошенных признали, что стали менее продуктивны во время удаленной работы. 36% из-за «удаленки» смотрят менее оптимистично на свои карьерные перспективы. 81% представителей поколения миллениалов и 82% поколения Z заявили, что меньше чувствуют связь с коллегами, работая на дому. Видеозвонки только усложняют работу и негативно влияют на продуктивность, считают 57% миллениалов и 61% «зетов».
Источник: совместное исследование WeWork, Hamilton Place Strategies и Replica
Важно сказать и про корпоративную культуру. Представьте, 100% сотрудников находятся дома — как компания будет внедрять корпоративную культуру, чтобы люди чувствовали причастность к команде?
Социализация тоже важный элемент. Одно дело два месяца из дома проработать, другое — представить, что это будет продолжаться два года, и люди не будут вообще друг друга видеть. Я думаю, спустя шесть месяцев такой формат работы начнет сказываться на эффективности.
— Расскажите, кто быстрее всех возвращается в офисы, а кто думает не возвращаться? Что это за отрасли и команды?
— В этот кризис определенные индустрии сильно падали, происходила масса банкротств. Было несколько небольших компаний, которые съехали от нас, потому что максимально сократили бизнес или вообще закрыли его. Это небольшие стартапы — как технологические, так и компании из тревел-индустрии.
Многие компании сократили расходы. Сейчас они с более низкого старта снова начинают развиваться. У нас много технологичных компаний или подразделений нетехнологичных компаний, занимающихся технологиями. Например, в одной из наших локаций есть подразделение X5 Retail Group — сотня сотрудников, которые занимаются разными инновациями, технологиями и диджитализацией бизнеса. Активная часть [коллектива] работала и во время самоизоляции. Но большая часть, конечно, удаленно.
В июне Mastercard, ByteDance (владелец TikTok), Microsoft и Citigroup подписали соглашения с WeWork.
В то же время за последний месяц резко вырос спрос на рабочие места со стороны новых компаний. Некоторые из них сократились в размере или приняли решение, что часть сотрудников будет работать удаленно. У компаний были большие офисы, которые сейчас оказались не нужны. Соответственно, они выходят из старых договоров аренды и приходят к нам со словами «Нам нужна гибкость». WeWork и коворкинги в целом как раз предоставляют максимальную гибкость и быстрый доступ.
У нас аренда начинается от одного месяца и есть разные форматы пространств. Можно арендовать офис для одного человека, а можно — для 100 человек. Можно взять офис на несколько месяцев, а потом расшириться или наоборот сузиться. Это гибкость. И скорость — сегодня мы с вами договор подписали, завтра вы со своим ноутбуком приходите, и у вас уже есть готовое рабочее место.
— Среди ваших клиентов в России 80% — большие корпорации, а по миру таких резидентов — 50%. С чем связана эта разница? И поменяла ли эпидемия эту ситуацию?
— Да. По миру мы видим, что количество энтерпрайз-клиентов среди наших резидентов начинает расти. Новые обращения, которые сейчас приходят, в основном от больших компаний. Мы этому рады, нам выгоднее работать с крупным бизнесом. Тем более в России, если сравнить с Западной Европой или Америкой, стартапов гораздо-гораздо меньше. В британском WeWork доля стартапов или маленьких и средних компаний гораздо выше — больше 40%. В России это 15-20%.
В 15 раз за три года выросло число рабочих мест в WeWork, арендуемых корпоративными клиентами, — с 19 тыс. в I квартале 2017 до 284 тыс. в I квартале 2020.
Источник: WeWork
— Если говорить про эпидемическую ситуацию, то кажется, что многие боятся возвращаться в офисы. Какие меры вы принимаете и как работаете с таким убеждением?
— Некоторые компании до сих пор просят сотрудников работать максимально удаленно. Мы со своей стороны приняли ряд мер, которые минимизируют риск заражения внутри офисов. Например, организовали дополнительную дезинфекцию и проводим очистку всех зон. По всем локациям расставлены санитайзеры, есть разные разметки и уведомления о том, как вести себя внутри пространства (мыть руки, избегать рукопожатий, держать дистанцию и так далее). Также провели полную реструктуризацию общих зон, где люди из разных компаний могут сталкиваться: либо удалили друг от друга часть мест, либо убрали и оставили меньше диванов и хотдесков. Кроме того, перенастроили системы кондиционирования — они стали прогонять больше чистого воздуха.
70% офисных работников предпочли бы офис в пешей доступности от дома. 55% респондентов сказали, что им будет «несколько» или «очень» некомфортно ездить в офис на общественном транспорте до появления вакцины.
Источник: совместное исследование WeWork, Hamilton Place Strategies и Replica
— Вместе с вирусом всё переместилось в онлайн, и все снова стали говорить про цифровую трансформацию и технологичные решения. В разных компаниях есть инструменты и приложения, чтобы бесконтактно забронировать, например, рабочий стол. Используете ли вы их?
— Мы используем много технологий, начиная от проектирования нашего пространства и заканчивая его управлением. У нас в каждом здании стоит умная система управления, разные системы мониторинга и секьюрити-системы.
На фоне пандемии мы начали использовать технологию виртуальных 3D-туров для российских локаций — она предназначена для потенциальных резидентов, которые хотят арендовать офис, но не могут приехать в него.
Есть и другой пример. У нас существует программа WeWork Labs — акселератор для стартапов. Когда небольшие стартапы арендуют у нас места, мы им помогаем развиваться. Обеспечиваем им менторскую поддержку и помогаем находить потенциальных инвесторов, соединяем с другими нашими резидентами, которые могут стать первыми заказчиками. Во время локдауна мы сделали эту программу виртуальной — стартаперам доступны обучающие курсы и мастер-классы. Всё это централизованно и глобально, можно получить доступ из любой точки мира — из Индии, России или Америки. Также мы сделали специальную платформу, на которой [стартаперы] могут общаться.
Мобильное приложение у WeWork всегда было. С его помощью можно общаться со всеми резидентами или забронировать стол, переговорку. Вам не нужно куда-то идти или кому-то звонить — все вопросы можно решить через службу поддержки, которая отвечает в течение нескольких минут. Вы пишите: «У нас в помещении холодно», а через несколько минут наши службы вам меняют температуру. Или пролили кофе на пол — через пять минут придет клинер.
— Судя по вашему рассказу, бизнес-модель WeWork оказалась крайне устойчива к кризису. Какие у компании планы на ближайшее время?
— Я считаю, как компания мы хорошо прошли основной пик кризиса, потому что у нас, во-первых, достаточно высокая доля больших компаний, которые пострадали меньше. Во-вторых, мы всегда предоставляли гибкость — доля каких-то резидентов сократились, но сейчас приходят другие.
После корона-кризиса все коворкинги в мире получат дополнительный стимул к развитию и перейдут на новый уровень развития. Я смотрю позитивно на весь коворкинговый бизнес на следующие годы.
В конце прошлого года у нас была лихорадка — выход на IPO и уход основателей компании. Но пришел сильный менеджмент с многолетним опытом в недвижимости. У нас есть пятилетний план, по которому к концу следующего года вся компания на уровне группы должна быть прибыльной.
За последние три месяца WeWork сократил более 8 тыс. сотрудников — это почти 60% от всего штата.
Сейчас проводятся некоторые меры по оптимизации. Например, в каких-то странах мы ведем переговоры с арендодателями или полностью закрываем точки, если видим, что они в среднесрочной перспективе не будут прибыльными. Сократили много людей, убрали много разных бизнес-направлений. При этом в России мы вообще ничего не закрывали. Как компания мы сейчас очень устойчивы. Плюс у нас есть достаточно большой запас денег на банковском счете, который позволяет уверенно смотреть в будущее.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.