Дальше — хуже: как пойдет восстановление бизнеса и общества после кризиса
Коронакризис дорого обошелся российской экономике. Только в этом году, по оценке МВФ, будет потеряно 6,6% ВВП (по прогнозу Счетной палаты — только 5%). До конца лета прекратят свою деятельность порядка 1 млн компаний малого и среднего бизнеса (до 25% всего рынка) — с таким прогнозом выступили бизнес-ассоциации «Опора России», «Деловая Россия» и Торгово-промышленная палата. Общую сумму потерь бизнеса из-за введенных ограничений в организациях оценили в 3,7 трлн руб. Восстановление докризисных показателей возможно не раньше, чем через год. Как оно будет происходить, IT-специалисты компаний, переживших кризис, обсудят 29 июля в эфире проекта «Локдаун».
Мы еще не достигли дна, особенно в России
Торгово-промышленная палата подсчитала, что закрытие не переживших пандемию предприятий оставило без работы 2,5 млн человек. Уже сейчас по данным Минэкономразвития в качестве безработных зарегистрировались около 2 млн человек. До конца года, предсказал глава СП Алексей Кудрин, их число может вырасти до 8 млн.
Неудивительно, что доходы граждан сокращаются. По статистике Сбербанка, в апреле фонд оплаты труда его клиентов упал на 6%, в мае — на 7,6%. С полной потерей доходов в период с марта по май столкнулись 2,5% от работавших на начало года. Более поздние количественные данные пока недоступны, однако в исследовании «СберДанных» утверждается, что в июне началось постепенное восстановление.
При этом проблема падения доходов носит отраслевой характер. Серьезнее всего она проявляется в нескольких секторах: торговле, гостиницах, ресторанах, спорте, массовых мероприятиях, услугах. Зарплаты упали в отраслях, на которые приходится почти 75% занятых граждан. Сокращение доходов заметно у половины работающих, у 20% доходы упали более чем на 30%.
«Оптимисты думают, что мы уже где-то на дне, а в Европе уже начали выходить из кризиса. Я думаю, мы еще не достигли дна, особенно в России мы только вступаем в самый тяжелый период кризиса», — считает председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович. Худшее, по его мнению, еще впереди — оно ждет нас в конце лета или осенью.
Бизнес не готов ждать так долго
Потеряно уже достаточно, настало время наверстывать упущенное. Данные компании «Эвотор» показывают, что за неделю с 6 по 12 июля доля работающих малых и средних предприятий в России выросла на 2,7 п.п. — с 79,9% до 82,6% от уровня начала марта. Их выручка при этом приблизилась к докризисному уровню и составила 94% от «доковидных» показателей».
«Во втором квартале на фоне закрытых границ и режима жестких ограничений в большинстве российских городов россияне предпочитали тратить деньги на товары для дома или дачи, ремонта и строительства, спорттовары и товары для активного отдыха на природе. После официального старта курортного сезона в России поступательно растут обороты турагентств, билетных касс, гостиничной и музейной отраслей. Однако около трети предприятий этих отраслей по-прежнему не работают», — прокомментировал результаты исследования гендиректор «Эвотора» Андрей Романенко.
Восстанавливающаяся экономика предъявила повышенный спрос на энергию. По словам заместителя директора по управлению развитием АО «Системный оператор ЕЭС» Дениса Пилниекса, уже со второй половины июня они фиксируют рост энергопотребления. По прогнозу АО «СО ЕЭС», уже к концу года удастся вернуться к докризисным уровням, а в целом по году снижение составит около 2%. Минэнерго ожидает по итогам 2020 года падение на 2,2% (ранее — на 3,6%) и также предсказывает восстановление спроса к концу года. В следующем году ожидается постепенный рост энергопотребления, заявил на круглом столе «Состояние топливно-энергетического комплекса страны в условиях COVID-19» замминистра энергетики России Евгений Грабчак.
Генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых говорит, что снятие режима самоизоляции привело к активизации операторов розничной торговли. «К нам обратились десятки операторов, которые приостановили открытие новых точек на время эпидемии, но сейчас готовы рассматривать интересные варианты для аренды. Спрос начал расти с середины мая, когда стало понятно, что режим самоизоляции будет постепенно ослабевать. Конечно, рынок очень сильно пострадал от введенных запретов, поэтому говорить о восстановлении активности до докризисных показателей будет невозможно еще очень долго, но первые шаги в этом направлении уже предпринимаются», — рассказал он изданию «Русская недвижимость».
Кое-где восстановление оказалось даже слишком успешным. Спрос на бензин взлетел настолько стремительно, что нефтеперерабатывающие заводы оказались не готовы его удовлетворить. В расчете на длительный карантин нефтяники практически одновременно вывели на профилактику основные установки на НПЗ, и в этот момент «нерабочие дни» внезапно закончились. По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, в ряде мест спрос еще в июне превысил прошлогодние значения. Это, по его мнению, связано с тем, что люди стали больше использовать личный транспорт, опасаясь инфекции. Также свою роль сыграло и то, что работники либо не уходят в отпуск вообще, либо вынуждены проводить его в России.
Кризис — отличное время для найма новых сотрудников
«Экономика в каждый отдельный момент времени — игра с нулевой суммой, в которой, если кто-то проигрывает, то кто-то обязательно выигрывает. Для тех, кто сумел выжить, открываются блестящие перспективы. В кризисные годы, когда освобождаются целые рынки и ниши, когда можно дешево покупать неэффективные производства и делать их эффективными, для человека, который хочет в закостеневшем мире сделать рывок, — это время действовать», — говорит председатель правления «Союза производственных компаний России» Азат Газизов.
Три четверти опрошенных компанией HeadHunter работодателей занимались подбором персонала, несмотря на действующий в связи с эпидемией COVID-19 режим самоизоляции. Почти половина работодателей (49%) искали сотрудников для работы в офисе, 53% искали работников на удаленный режим с последующим переводом в офис.
Из-за увольнений на рынке появляются сильные специалисты, которые раньше и слышать не хотели о том, чтобы сменить работу, объясняет Елена Муся, IT HR Account Director в специализированном кадровом агентстве Spice IT. Сейчас они больше склонны принять условия нанимателя — просто больше никуда не зовут. Если вы работодатель, это ваш шанс нанять лучших.
В кризис меньше шансов, что конкуренты переманят у вас классных специалистов, — и конкурентов поубавилось, и сотрудники не склонны рисковать синицей в руке ради журавля в небе. Наконец, сами рекрутинговые компании тоже сидят без заказов и готовы предложить немногочисленным клиентам выгодные условия и лучших специалистов. Так что, если вы еще не начали подбирать свою команду мечты, самое время об этом задуматься, чтобы иметь лучшие возможности для рестарта.
Хорошие возможности открываются и перед теми, кто арендует или еще только ищет коммерческую недвижимость. В период кризиса лендлорды, столкнувшись с массовым оттоком клиентов, прибегли к экстраординарным мерам для их удержания. Например, начали перезаключать истекающие договоры аренды без ежегодной индексации, которая чаще всего составляет 5–10%, и предоставлять арендаторам на определенное время скидки до 15–20%, если те грозились покинуть объект. Еще одной мерой поддержки стала отсрочка по арендной плате.
По словам руководителя отдела исследований компании JLL Владислава Фадеева, новые бизнес-центры столкнутся с увеличенными сроками экспозиции и вынуждены будут пересматривать коммерческие условия. В Москве доля вакантных площадей увеличится до 11–12%, прогнозирует аналитик.
Наконец, не стоит забывать о снижении платежеспособного спроса как в сегменте b2c, так и в сегменте b2b. Бизнесмены сейчас как никогда склонны предоставлять скидки или бонусы тем, у кого еще остались деньги. Для действующих бизнесов это шанс сэкономить, а для начинающих — снизить стоимость входа.
Лояльность превыше охвата
Вход в бизнес — рубль, а вылететь можно очень быстро и гораздо дороже. Чтобы не повторить судьбу того миллиона предприятий, которым предстоит закрыться до конца лета, нужно научиться играть по новым правилам. Конечно, хеджировать риски принципиально непредсказуемых событий, вроде пришествия коронавируса и вызванной им паники, невозможно и не нужно.
Но, например, учитывать изменения предпочтений потребителя необходимо. А за время вынужденного сидения дома они не могли не измениться. По словам психолога Станислава Шишканова, для формирования новой привычки и ее закрепления, по разным данным, нужно от 21 до 45 дней. Официально период «самоизоляции» в России продлился с 25 марта по 12 мая, еще два месяца после этого действовали различные ограничения. «По факту какие-то новые способы жизни и взаимодействия с окружающим миром уже выработались», — говорит Станислав Шишканов.
Речь не идет о массовом отказе от традиционных походов в магазины и переходе к онлайн-заказам. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на толпы, наполняющие каждые выходные вновь открывшиеся торговые центры. Подтверждают это и «СберДанные» — траты в секторе «Универсальные магазины» в течение последних трех недель на 25-30% превышают прошлогодний уровень.
Однако отмечается другая тенденция — люди, насидевшиеся в изоляции, стали больше ценить роскошь общения, индивидуальный подход. Стремление к максимальному охвату потребительской аудитории должно уступить место искусству создания преданных групп «поклонников марки». Это хорошо видно на примере мелких бизнесов в сфере услуг. Лучше всего пережили кризис те из них, кого все это время поддерживали клиенты: покупали еду на вынос в кафе «на районе», сертификаты на посещение заведения с котиками и проч. Хорошие отношения с партнерами позволяли договориться об отсрочке платежа или, наоборот, о перечислении оплаты раньше срока.
Еще одна вещь, с которой, по-видимому, придется столкнуться работодателям, — им предстоит узнать, что работники совершенно не разделяют их восторгов по поводу удаленной работы. Недавно The New York Times опубликовала отчаянную статью фуд-блогера Деб Перельман «В экономике COVID-19 вы можете иметь либо детей, либо работу». Ее попытка совмещать в одном лице работника, домашнего учителя и хозяйку дома оказалась настолько травмирующим опытом, что она с ужасом рассуждает о перспективах открытия офисов, если школы при этом останутся закрытыми.
Для России это не столь актуально — здесь школы обещают открыть, как положено, с 1 сентября. Но и в нашей стране все чаще раздаются голоса тех, кому не по душе удаленная работа. Пока это недовольство не приобрело массового характера, но повод задуматься у работодателей есть уже сейчас. С одной стороны, «удаленка» позволяет экономить на офисных расходах, а сэкономленный пенни — заработанный пенни. С другой — если за это придется переплачивать сотрудникам, экономия получается уже сомнительная. Вполне возможно, что проверенная веками классика организации бизнеса еще возьмет свое.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.