Изоляция ушла, шопинг остался: как изменилось потребление после пандемии
Об эксперте: Анна Дробаха, директор по маркетингу «Авито».
После снятия карантинных ограничений жители России вновь готовы потреблять. Но теперь немного иначе, чем раньше.
В начале июня в Москве открылись ТЦ и непродовольственные магазины. Однако потребители туда не спешат. По данным заместителя мэра столицы по вопросам экономической политики и имущественных отношений Владимира Ефимова, количество посетителей торговых центров достигло 50-60% от тех показателей, которые были до введения карантинных мер.
Многие покупатели не готовы возвращаться в торговые центры, следует из майского опроса GFK. 33% респондентов признались, что будут меньше ходить в ТЦ и отдельные магазины даже после их открытия.
Осознанное потребление
В марте россиянам дали два дня на подготовку к самоизоляции. За этот короткий срок мы успели запастись продуктами, но не смогли сделать все нужные покупки в категории непродовольственных товаров.
Когда непродуктовая розница закрылась, потребители отправились на онлайн-площадки, чтобы купить особо ценные в карантине предметы для хобби, электронику и личные вещи. Спрос на товары в этих сегментах в мае подскочил на «Авито» на 51,2%, 47% и 41,3% соответственно по сравнению с тем же периодом 2019-го. Детские товары тоже вышли в плюс: +15,8% год к году.
Закупив компьютерную технику и столы для удаленной работы, потребители вскоре вернулись за спортивными тренажерами и инвентарем. Закрытые фитнес-клубы подтолкнули россиян, для которых ЗОЖ уже стал привычным, к новым способам заниматься спортом и поддерживать физическую форму. Прежде всего, к домашним тренировкам.
Мы видим всплеск к покупке спортивного инвентаря — от гантелей (+38% в марте по сравнению с февралем 2020 года) до беговых дорожек и велотренажеров (+45% в марте по сравнению с февралем 2020 года).
Так мы научились приобретать вещи на лимитированный срок, чтобы воспользоваться ими и затем продать за ненадобностью по окончанию изоляции.
Переориентировались не только те, кто временно покупает, но и те, кто уже привык временно арендовать. По словам основателя сервиса RENTMANIA Людмилы Булавкиной, их пользователи, до кризиса приходившие на платформу за вечерними платьями, костюмами и аксессуарами, в период изоляции стали интересоваться беговыми дорожками и велотренажерами. Компания перестроилась на ходу и договорилась с закрытыми фитнес-клубами, чтобы предоставлять в аренду спортивные тренажеры.
Закрепить «осознанный» паттерн помогли экономические факторы. С одной стороны, падение доходов и нестабильная экономика подтолкнули жителей страны к экономии. С другой, изменение курса рубля сделало новые импортные товары более дорогими, снизило их доступность и простимулировало временные покупки и дальнейшую перепродажу.
Тотальный онлайн
Покупки через интернет, которыми россияне пользовались в целях безопасности во время карантина, становятся устойчивой потребительской привычкой. Как уже говорилось, сейчас граждане не торопятся возвращаться в офлайн, а внимание к онлайн-сервисам продолжает расти. В частности, в мае количество активных пользователей «Авито» увеличилось до 50 млн человек. Число актуальных объявлений на площадке достигло 60 млн. После снятия ограничений потребители продолжают активно покупать в онлайне и ищут выгодные предложения.
По некоторым категориям это особенно заметно. К примеру, еще в апреле сограждане активно занялись ремонтом (не пропадать же внезапно обрушившимся выходным), резко увеличив спрос на традиционно офлайновые товары для строительства. А поскольку строительные рынки были закрыты, продавать и покупать бетонные смеси, ламинат и люстры пришлось в онлайн-формате.
Мы наблюдали, как на нашей платформе продажи в категориях «для дома», «ремонт и строительство» в мае взлетели на 70%. И хотя ограничения уже активно снимаются по всей стране, онлайн-продажи товаров для дома и стройки продолжают расти. Россия входит в традиционный строительный сезон, продолжая начатый во время изоляции ремонт и возобновляя уже разрешенное во многих регионах промышленное строительство.
Доставка для всех
Доступности всего, что можно купить, будь то бывший в употреблении велотренажер или машина гравия, сопутствовал стремительный рост доставки — единственной для многих из нас связи с миром во время карантина. Спрос на эту услугу за первые месяцы 2020 года увеличился на 27% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщал оператор фискальных данных «Такском» в середине мая. Чаще всего потребители пользовались доставкой продуктов, но ими дело не ограничилось.
Если раньше россияне заказывали на дом в основном еду, дорогие или как минимум новые вещи, то теперь ситуация меняется. Повсеместное развитие сервиса, опции гарантированного возврата и возможность оперативно привезти товар из одного региона в другой позволяют безопасно покупать в том числе б/у товары. Сегодня «Авито» ежемесячно делает примерно 190 тыс. доставок, из них 93% — это доставка между регионами.
Все описанные тенденции — осознанные покупки для последующей перепродажи, всеобщий переход в онлайн и активное развитие доставки — вместе формируют еще один заметный тренд. В таких условиях компании, в том числе малые и средние, получают мгновенный выход на огромную потребительскую аудиторию через шеринговые платформы. А сами платформы постепенно превращаются в настоящие маркетплейсы.
Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.