Кибербезопасность, 24 мая 2020, 15:00

Дайджест общества № 1: потерять приватность, найти бога и умереть

События социальной экономики за 18—22 мая 2020 года
Читать в полной версии
Приложения для отслеживания контактов заставляют нас отказаться от приватности, продуктовый шоппинг превращается в развлечение, а похоронная индустрия адаптируется к эпидемиологическим требованиям

Тема недели: либеральные демократии против цифрового контроля

Новые технологии в очередной раз ставят под вопрос общественный договор в современных демократиях. Власть государства над индивидом ограничена законами, и право на неприкосновенность частной жизни — важная часть этого ограничения. Право на приватность должно помочь сохранять свободы граждан — если государство знает о нас слишком много, ничто не мешает ему использовать это знание для ограничения наших свобод. Например, добавить в публичный реестр судимостей данные 4,7 тыс. людей без криминальной истории — полиция шведского города Рома посчитала их преступниками, потому что в распоряжении полицейских была информация о том, что эти люди относились к этническому меньшинству.

Ситуация не новая: в последнее десятилетие разговор о приватности в интернете, больших данных и контроле над ними ведется постоянно. Однако раньше ключевая роль в этом разговоре отводилась цифровым гигантам. В отличие от государств, им было что нам предложить в обмен на наши данные: удобные сервисы, доступ к информации, возможности для общения и развлечений. Кроме того, в конфликтных ситуациях и при судебных разбирательствах ИТ-компании обычно вставали на сторону граждан, защищая неприкосновенность их данных перед требованиями властей. Честная сделка и ощущение защищенности заставляли нас доверять корпорациям больше, чем государствам.

Но сегодня у государств появился новый козырь — безопасность. Теперь наши данные нужны властям не ради усиления контроля, а для защиты нас самих. Сбор данных «Социальным мониторингом», пропускными системами и приложениями для отслеживания контактов в нынешней ситуации начинает казаться такой же честной сделкой, как и аккаунт в фейсбуке. Миллионы людей уже установили такие приложения по собственной воле. Одновременно с этим Big Tech стараются сохранить репутацию хранителей данных, которым можно доверять, — предлагают правительствам выбирать именно свои разработки приложений, аргументируя это экспертизой в защите персональной информации.

Сейчас мы подходим к этому вопросу, отталкиваясь от настоящей ситуации: в данный момент в борьбе с эпидемией многие жертвы оказываются приемлемыми. Но в не самом далеком будущем — например, после появления вакцины, — к проблеме придется вернуться. Каким количеством персональных данных мы будем готовы делиться с государствами и какую роль в новом договоре будут играть цифровые корпорации — вопрос открытый, и разные страны будут решать его по-разному. Однако рассчитывать на то, что после чрезвычайной ситуации наши данные никому не будут интересны, сложно — в конце концов, до 11 сентября 2001 года необходимость снимать ботинки и проходить через сканеры в аэропортах тоже казалась невероятной.

Одной строкой:

  • Вкладываться в общественное благо (например, соблюдать режим самоизоляции) мы готовы — но недолго. Теория игр объясняет, почему меньшинство нарушителей постепенно перетягивает на свою сторону остальных.

  • Художники чувствуют время: куратора Венецианской биеннале 2019 года Ральфа Ругоффа в шутку обвиняют в том, что он вызвал эпидемию. Тема биеннале: «Чтоб вам жить в интересные времена». Такие совпадения — не редкость.

  • В США и Канаде попросить помощи при домашнем насилии теперь можно в видео-чатах. Специальный жест позволит незаметно для насильника сообщить о ситуации. Инициативу запустило Women’s Funding Network, крупнейшее в мире объединение благотворительных организаций, поддерживающих женщин.

  • Кажется, что все в депрессии: отличить клинические симптомы от адекватной реакции на кризис становится сложнее. С похожей ситуацией сталкиваются при диагностике депрессии у бедных людей: бытовой здравый смысл подсказывает, что в плохих обстоятельствах испытывать симптомы депрессии — нормально, но это не так.

  • Мир обратился к богу: выросло число поисковых запросов, связанных с молитвами и проповедями. Стали чаще молиться те, кто делал это и раньше, но кроме того, многие присоединились к этой практике в последние месяцы. Больше половины американцев просили о конце пандемии, обращаясь к богу.

  • Мужчины реже носят маски, потому что считают их признаком слабости. Многие считают, что их эпидемия не коснется, хотя именно мужчины чаще умирают от коронавируса. Исследователи предлагают изменить подачу информации о мерах безопасности, чтобы преодолеть гендерные стереотипы.

Исследование недели

По данным социологов из компаний «Радость понимания» и TIBURON Research, половина жителей больших городов России перестала покупать дорогие продукты и разговаривать с коллегами не по делу. Результаты качественного исследования показывают, что людям не хватает спонтанности и случайных встреч, а главным развлечением становится покупка продуктов. Продуктовый шопинг геймифицируется: появляется азарт купить по самой выгодной цене, обнаружить что-то новое в ассортименте, выбрать самое выгодное предложение, найти определенные продукты в разных магазинах.

Респонденты отмечают и другие позитивные изменения: появилась возможность пересмотреть свои социальные связи и повседневные привычки. Кроме того, многие считают, что онлайн-шопинг поможет подходить к покупкам более рационально.

Послушать. Новый выпуск подкаста «Слышь, вирус, а корона не жмет?» проекта «Сноб». Главный редактор «Сноба» Ксения Чудинова обсуждает изменения в российской похоронной индустрии из-за пандемии с владельцем сети похоронных домов «Журавли» Ильей Болтуновым.

Посмотреть. Запись ночного эфира центра «Архэ» с социальным антропологом Александрой Архиповой — о цифровом контроле, обществах наблюдения, конспирологических страхах и их происхождении.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Кибербезопасность Инклюзивность IT Благотворительность Человек меняющийся
Главное