Умный город, 18 мая 2020, 16:00

Прораб на удаленке: пять трендов цифровизации на рынке недвижимости

Читать в полной версии

Пандемия коронавируса бросила вызов, пожалуй, всем сферам, и рынок недвижимости не исключение. В «мирное» время представить себе полностью бесконтактную покупку квартиры мог только гик. Несмотря на бурное развитие технологий вокруг нас, все этапы — от просмотра жилплощади до получения ипотеки и ключей — всем участникам сделки привычнее было проводить офлайн.

Об эксперте: Екатерина Ульянова, директор по развитию акселератора в сфере недвижимости от Glorax Infotech.

COVID-19 внес свои коррективы: технологическая революция прямо сейчас стремительно захватывает даже самые консервативные ниши. Раньше диджитал-инструменты в недвижимости воспринимались как бонус, красивая упаковка, маркетинговый ход. Сейчас это наша реальность и будущее. Девелоперы, застройщики и риелторы очень хорошо это понимают.

Сегодня наблюдается вторая волна популярности стартапов из мира PropTech (property и technologies). Так называются технологии, меняющие наши представления о том, как люди строят, выбирают, покупают, ремонтируют и сдают недвижимость.

Термин этот придумали во Франции еще в конце XX века. В 2019 году, по данным CREtech, в PropTech-стартапы во всем мире инвесторы вложили около $25 млрд.

Тренд № 1. Инструменты для удаленной демонстрации объектов

Вооруженный гаджетом потребитель больше не может (и не хочет) приезжать на стройку и в шоу-рум: самоизоляция вынуждает и застройщика, и потенциального покупателя менять привычные схемы взаимодействия. На помощь им приходят IT-инструменты, созданные для того, чтобы наглядно показать дом, планировку, текущий этап строительства и будущую инфраструктуру. Очевидно, что Zoom — это не самый удобный сервис для подобных целей. VR-технологии пока тоже не спасают: решения, которые есть сейчас на рынке, в основном были заточены на то, чтобы удивить тех, кто физически уже находится на объекте.

Теперь девелоперам и риэлторам надо удивить тех, кто расслабленно сидит на диване. Раньше в арсенале как крупных, так и средних застройщиков были 3D-туры, которые использовались для того, чтобы продавать квартиры с отделкой. Обычно таким образом было представлено два-три варианта квартир. Сейчас востребованность 3D-туров возрастет. Это значит, что будут востребованы технологии, позволяющие менее крупным застройщикам без длительного ожидания и переплат создавать 3D-макеты по планам, работать с виртуальной графикой, не нанимая армию дорогостоящих специалистов. Сейчас настоящий бум на zoom-показы, их за короткий срок внедрили многие девелоперы. Например, zoom-показы объектов проводят в ЖК «Легенда» (Санкт-Петербург), на объектах девелоперской компании «Брусника» и других.

Инновации не обойдут и клиентскую сторону. Будут появляться различные виджеты для сайтов, предлагающие, например, возможность кастомизации ремонта, возможность в рамках 3D-туров подбирать дизайн интерьера. Множество стартапов с подобными решениями сейчас обращается в наш акселератор, что свидетельствует о резком росте интереса к разработке узкоспециализированных сервисов.

Тренд № 2. Конструкторы для усиления сайтов застройщиков

Все то, к чему рынок медленно и лениво двигался все это время, в одночасье стало жизненной необходимостью. Оставаясь пока еще для многих имиджевой составляющей, сайты строительных компаний стремительно превращаются в основной канал продаж и коммуникации с клиентами. Красивые рендеры будущих ЖК, pdf-планировки, камеры, транслирующие как идет стройка в реальном времени, — этого уже недостаточно. Свои позиции на рынке удержат те, кто сможет оснастить сайт максимально удобным личным кабинетом с расширенным и постоянно обновляющимся функционалом. Хорошим примером здесь может быть сайт ГК ПИК или INGRAD с удобно работающим личным кабинетом.

Личный кабинет должен стать для пользователя и компании не обузой, а единым окном общения, в котором удобно просмотреть все возможные варианты жилплощади в строящихся корпусах, забронировать понравившуюся недвижимость, подписать договор, подобрать и оформить ипотеку, следить за ходом стройки.

Очевидно, что в текущих реалиях у компаний нет бюджета и, главное, времени на собственные разработки. Нужен конструктор для усиления сайтов застройщиков по примеру тех конструкторов, что уже существуют для развертывания с нуля онлайн-магазина с любой спецификой работы; виджет, позволяющий подключить эквайринг и чат-бота, инструмент, наглядно показывающий процесс оформления сделки, удобную платформу для электронного документооборота. Например, IT-платформа Profitbase предлагает не только решения для маркетинга и продаж, но также и сервисы для онлайн-бронирования квартиры и онлайн-регистрации сделки.

Тренд № 3. Сервисы, упрощающие взаимодействие застройщика, покупателя и банков

Технологии, в которых нуждается сфера недвижимости сейчас, должны не столько продемонстрировать объект без контакта продавца и покупателя, сколько довести сделку до конца — причем тоже удаленно.

Будущее отрасли недвижимости зависит от того, как будут взаимодействовать FinTech- и ProperTech-стартапы.

Онлайн-оплата и онлайн-ипотека существовали и раньше, но до пандемии были чаще всего маркетинговыми инструментами. Сейчас же коронавирус заставляет пользоваться этими инструментами всех. Российское правительство упростило историю с получением электронной цифровой подписи, что должно ускорить развитие этой отрасли.

Статистика показывает, что в 80% случаев покупка квартиры в России сопровождается ипотечной сделкой. Здесь важна быстрая, удобная и безопасная коммуникация с банком. Выиграют те девелоперы, у кого в партнерах окажутся технологичные банки, а весь процесс будет организован так, чтобы минимизировать количество приездов в офис. Между тем, внедрение на сайт заявки на ипотеку с возможностью отсылать ее в разные банки ускоряет процесс покупки квартиры.

Тренд № 4. Технологии для строительства и управления недвижимостью

Инновации коснутся не только клиентской стороны процесса. Стоимость квартир формируется за счет внутренних процессов в компании. Многим застройщикам придется оптимизировать структуру подразделений, искать пути снижения стоимости постройки зданий за счет использования новых технологий. Востребованными будут сервисы, позволяющие вычислить, где и как компания может сэкономить на ресурсах, автоматизировать работу. Это касается и софта для проектирования и ПО для анализа строительных участков и сервисов для управления недвижимостью с использованием технологий «умного» дома, искусственного интеллекта и интернета вещей.

Одно из таких решений предлагает американский стартап Enertiv. Датчики устанавливаются на объект и объединяются в единую информационную систему. Они мониторят состояние здания, температуру внутри, следят за заполняемостью арендных помещений, выявляют неисправности, помогают экономить энергопотребление и сокращать расходы.

Другой пример — проект SMS Assist, который помогает компании вести учет имущества, платить налоги, формировать объявления об аренды, следить за сроками текущих договоров.

Тренд № 5. «Убер» для ремонта и ЖКХ-услуг

Лидеры мирового рынка PropTech-стартапов, такие как Zillow или Truila, уже взяли на себя роль риэлторов. Используя технологии Big Data, эти сервисы аккумулируют и анализируют весь массив информации, выдавая пользователю наиболее интересные для него варианты. Уже сейчас будущий покупатель может посмотреть понравившийся дом без продавца: для этого нужен электронный замок и приложение Opendoor.

Но как только вопрос с бесконтактным приобретением квартиры удачно решился, перед человеком встает новый — вопрос обустройства будущей жилплощади, который не хочется откладывать в долгий ящик. Тем более что квартира из уютного места для ужина и ночевки навсегда превратилась в место, где, в случае чего должна пережить трудные времена, продуктивно поработать и хорошо отдохнуть вся семья.

После того, как пандемия закончится, мы сможем коммуницировать со строителями и дизайнерами, лично выбирать нужный оттенок паркета в магазине и несколько раз в неделю приезжать на объект, чтобы проконтролировать ход работ. Вопрос в том, захотим ли мы этого. Будем ли искать ненужных контактов с посторонними людьми?

Следствием длительного социального дистанцирования в будущем окажется повышенный спрос на удаленный подбор бригады рабочих, выбор дизайнера и проекта, дистанционная закупка стройматериалов, составление смет онлайн и так далее. Пока бешеного спроса на такие услуги нет. А, значит, коронавирус дает время на то, чтобы пересмотреть свой подход к организации подобного бизнеса.

Усилится тренд на открытость и прозрачность управляющей компании для потребителя. Здесь востребованными окажутся приложения, максимально упрощающие взаимодействие между ними по вопросам ЖКХ и дополнительных услуг. На работу выйдут видеоконсъержи, а пропуском в дом станет лицо владельца квартиры. Сейчас биометрия доступна лишь в жилье премиум-класса, однако такие проекты, как ProEye и VisionLab, ускоряют наступление того дня, когда эти технологии войдут в дома большинства горожан.

Не стоит думать, что перечисленные технологии будут востребованы только на время пандемии. Потребительские привычки, которые формируются сейчас, останутся с нами и после самоизоляции. Люди станут пользоваться удаленными инструментами, которые экономят время и деньги. Вспомните, как критиковали стартапы, которые разрабатывали технологии бесконтактной заправки автомобиля, позволяющие купить топливо, не выходя из машины. Сейчас они очень востребованы.

Мир должен измениться до неузнаваемости, и рынок недвижимости — вместе с ним. Лидерами рынка останутся те, кто уже использует новые технологии.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Умный город Цифровая трансформация Виртуальная реальность Финтех Уберизация Инновационный бизнес Big Data
Главное