Виртуальная реальность, 15 мая 2020, 14:00

Порно, игры и Facebook. Почему этого недостаточно для развития VR

Читать в полной версии
Какие есть препятствия на пути развития виртуальной реальности и что надо сделать, чтобы VR стала доступной? Ответы на эти вопросы ищет Николай Дубинин, ведущий Youtube-канала «Индустрия 4.0»

Британский журналист нарисовал паб в виртуальной реальности, потому что соскучился на карантине по реальному общению с друзьями. Если бы у его приятелей были VR-шлемы, то они практически по-настоящему смогли бы выпить пива. Но поскольку у них не было нужной гарнитуры, журналисту пришлось рисовать и друзей.

Почему VR пока не пользуется популярностью? Прежде всего, дело в цене устройств. Valve Index стоит от 220 тыс. рублей, HTC Vive Pro — от 110 тыс. руб, Oculus Quest — от 60 тыс. руб, а Sony VR — от 23 тыс. руб.

За прошлый год Facebook продал 1,7 млн VR-устройств, HTC — 800 тыс., Sony — 2,2 млн. В сумме это 4, млн устройств от лидеров рынка за год.

Для сравнения, только iPhone в мире ежегодно продается около 200 млн штук.

Какие виды VR-шлемов есть

1. Cardboards (Smartphone Holders) или шлемы для мобильных телефонов.

Можно сказать, что это просто подставка для смартфона перед глазами. Стоит от 800 руб. до 8 тыс. руб. Максимум, что в них можно сделать — посмотреть видео в формате 360, качество зависит от телефона, в «серьезные» игры не поиграешь. У них всего три степени свободы:

1 степень: можно двигать головой влево — вправо

2 степень: вверх — вниз

3 степень: можно наклонять голову вперед — назад

Передвигаться в пространстве виртуальной реальности при этом нельзя.

2. Шлемы для приставок и компьютеров.

Шлем под приставку. В мире сейчас один такой шлем — от Sony для PS4.

Главное преимущество — под него много хорошего контента от Sony, а основное отличие от шлемов для смартфонов в том, что он воспринимает местоположение в пространстве. То есть у него шесть степеней свободы.

К предыдущим трем степеням добавляются:

4 степень: можно перемещаться вперед — назад

5 степень: вверх — вниз

6 степень: влево — вправо

Чтобы этот шлем работал, нужна закрепленная камера. Она будет считывать движения человека. Управлять игрой можно с помощью ручных контроллеров. Сам шлем подключается к приставке только с помощью проводов.

Шлемов для персональных компьютеров много. Качество изображения в этой категории девайсов достигает 8K. В них есть встроенный дисплей и датчики, но для обработки картинки нужен внешний компьютер, к которому опять же подключаются с помощью проводов. Это самая дорогая категория шлемов — от 45 тыс. руб.

3. Standalone: автономные VR-шлемы.

Чтобы использовать этот вид VR-гарнитуры, не нужен ни компьютер, ни приставка, ни сенсоры на стенах, чтобы ориентироваться в пространстве. Необходим только смартфон, чтобы выставить настройки. Один из главных минусов — они тяжелые, потому что всю «начинку» нужно поместить в сам шлем.

Модели:

  • Oculus G0 — 20 тыс. руб. Три степени свободы.
  • HTC Vive Focus — 69 тыс. руб. Шесть степеней свободы.
  • Oculus Quest — 60 тыс. руб. Шесть степеней свободы, но по-прежнему нужны контроллеры для рук. Хотя 2019 году Facebook анонсировал, что в 2020 году контроллеры уже не понадобятся — камеры будут считывать движение рук пользователя.

Чтобы играть с максимально реалистичной графикой, нужен дорогой игровой компьютер. Или же можно подключаться к облачным сервисам.

VR и игры

Но что делать с VR-шлемом за 60 тыс. руб? Можно играть в VR-игры. К примеру, в марте 2020 года вышла VR-игра Half-Life Alyx. За месяц было продано почти 680 тыс. копий. Выручка составила $40 млн. Однако самая популярная игра 2019 года Call of Duty: Modern Warfare, вышедшая в октябре, менее чем за два месяца принесла доход в $1 млрд.

Особенности Half-Life Alyx в том, что выход игры добавил примерно 1 млн новых VR-пользователей на игровую платформу Steam. К тому же благодаря игре создаются креативные образовательные проекты. Например, американский учитель Чарльз Кумбер провел в одной из стартовых локаций урок геометрии.

Московский преподаватель Вадим Кондаратцев выступил перед магистрами МАИ в той же локации и прочитал лекцию об основах дискретных динамических последовательностей.

VR и порно

Однако в 2020 году VR лучше всего развивает индустрия 18+. Почему VR так активно задействуют в порноиндустрии? Дело в том, что этот контент довольно просто создавать: не нужно отрисовывать новые миры, делать сложную графику. Нужна реальность и те же порноактеры — просто используются другие камеры с максимальным разрешением. Для пользователей тоже все крайне просто.

По данным The Wall Street Journal, к 2020 году объем рынка VR-порно составит примерно $1 млрд — и это несмотря на то, что производители VR-шлемов отказываются сотрудничать с порностудиями. Рынок 18+ может взлететь и за счет стримов вебкам-моделей: пользователь будет в реальном времени близко общаться с девушкой — бесконтактно, но с максимальным погружением.

Корпоративный VR

VR используется для корпоративного обучения и общения. Сегодня уже есть платформы в виртуальной реальности, в которых можно вести переговоры, создавать отчеты и презентации, устраивать воркшопы, конференции, тимбилдинги.

В VR-очках невозможно проверять телефон, писать сообщения или делать что-то еще, не связанное с текущей встречей, как это обычно происходит во время онлайн-конференций. Однако это все еще не наша реальность. Хотя некоторые компании активно внедряют VR в свои процессы.

Facebook выходит на рынок VR

В сентябре 2019 года Facebook представил проект Horizon. Создатели обещают, что пользователи смогут сами создавать контент, «расширять границы реальности», соревноваться друг с другом в небольших дружелюбных состязаниях и социализироваться в новом, до этого момента невиданном формате.

Horizon — это аналог песочницы или двора, где каждый, отдыхая от реальности, будет развлекаться и делать то, что ему интересно — что-то строить, играть, летать и совершать то, чего нельзя сделать в обычном мире. Вопрос в том, получится ли у Facebook достигнуть заявленной цели: создать VR-мир, где все будут вежливы, заниматься созиданием и генерацией огромного количества бесплатного контента.

VR пока не стал реальностью, потому что:

  • сегодня мало моделей шлемов, которые не привязываются к компьютерам или приставкам;
  • нужны манипуляторы нового поколения — перчатки, костюмы с обратной связью;
  • нужен качественный контент.

Что еще почитать по теме:


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Виртуальная реальность HR в инновациях Дополненная реальность IT
Главное