Почему мы до сих пор не пересели на беспилотные автомобили?
Илон Маск в 2014 году: «Может, через 5-6 лет мы дойдем до реальных беспилотников — когда ты берешь машину, засыпаешь в ней и ты уже на месте».
Сергей Брин в 2012 году: «Вы можете посчитать по пальцам одной руки, сколько лет пройдет до того, как обычные люди пересядут на беспилотники».
Почему этого до сих пор не произошло?
Не все беспилотники — автономные автомобили
Для начала разберемся: под беспилотностью часто понимают разное. На самом деле каждый смарткар уже сейчас имеет определенный уровень автоматизации:
0 уровень: беспилотных систем нет, но может работать система уведомлений — сигнальные табло, звуки и т.д.
- 1 уровень: автомобиль управляется водителем, но могут работать некоторые автоматизированные системы: круиз-контроль, автоматическая парковка и система предупреждения о сходе с полосы.
- 2 уровень: большую часть пути можно ехать на автопилоте, но водитель должен брать управление на себя в случаях, когда система не может справиться самостоятельно — например резко перестраивается или подрезает другая машина. Автопилот может быть в любой момент включен или выключен по желанию водителя и управляет рулением, скоростью автомобиля и торможением.
- 3 уровень: автомобиль может двигаться почти без контроля пилота, особенно на дорогах с «предсказуемым» движением (например на шоссе, автостраде). Но водитель должен быть готов в любой момент взять управление на себя, так как в некоторых нестандартных ситуациях автомобиль может реагировать на обстановку на дороге не совсем верно и это может привести к аварии.
- 4 уровень: то же самое, что 3 уровень, но внимание пилота уже не требуется. 4 уровень — это практически полностью автономная машина.
- 5 уровень: от пассажира автомобиля не требуется ничего кроме старта автопилота и определения пункта назначения. Беспилотный автомобиль полностью самостоятельно доедет до любого нужного вам места, если это не запрещено законом.
Автомобилей пятого уровня беспилотности на дорогах пока нет.
Где уже ездят беспилотники
По данным компании Gartner, в 2018 году было выпущено чуть больше 137 тыс. беспилотных автомобилей, а в 2019 — уже свыше 330 тыс. Аналитики прогнозируют, что к 2023 году количество автономных транспортных средств на дорогах достигнет 745 тыс.
Это много или мало? Для сравнения: в 2018 в мире было произведено 70 млн машин и 25 млн грузовых автомобилей. Всего в мире сейчас больше 1 млрд машин.
Компания Waymo, принадлежащая Google, уже третий год перевозит жителей американского города Чандлер на своем беспилотном такси. Это один из главных кейсов, доказывающих близость автономного вождения к нашей повседневной реальности. При этом в сентябре банк Morgan Stanley снизил оценку стоимости компании Waymo на 40% — с $175 млрд до $105 млрд. По мнению аналитиков, эксперты слишком оптимистично оценивали перспективы технологий автономного вождения: оказалось, что их внедрение потребует намного больше времени. Но компания нашла новую нишу, где технология беспилотных автомобилей, возможно, приживется быстрее — грузовые перевозки.
Что еще почитать и посмотреть по теме:
- Сюжет CNBC о работе Waymo в Чандлере (ENG)
- Как Waymo размечает данные и зачем она опубликовала датасет для обучения беспилотных автомобилей
- Неожиданная проблема и еще один повод для беспокойства: современные технологии беспилотников лучше распознают людей со светлым цветом кожи
- Курьерская служба UPS будет использовать беспилотники Waymo и электрофургоны Arrival для доставки заказов в США и Европе. За рулем по-прежнему будут находиться испытатели
- Генеральный директор Alphabet (головная компания Waymo) Джон Крафчик считает, что беспилотная доставка имеет больше шансов стать коммерчески выгодной, чем пассажирские перевозки на беспилотниках. Waymo начинает тестировать бизнес-модели постоянной беспилотной доставки грузов.
«Массовый выход на дороги беспилотных автомобилей — это, несомненно, очень сложная задача. Я разделяю ваше чувство неуверенности, даже в своей роли. Я не знаю точно, когда беспилотники будут готовы заменить обычные легковые и грузовые машины, но я абсолютно уверен, что это произойдет». — Джон Крафчик, 2019
С декабря 2018 по март 2022 года на территории Москвы и Татарстана правительство одобрило эксперимент, в рамках которого беспилотники смогут ездить по улицам города, но только с водителем-инженером за рулем. В распоряжении «Яндекса» уже находятся 69 автомобилей, а в 2020 году их станет больше сотни. Это автомобили четвертого уровня автономности (как и автомобили Waymo).
Недостаточно данных
Задача беспилотных автомобилей — обезопасить дорожное движение. Может ли технология действительно с этим справиться и нивелировать человеческий фактор — основную причину аварий?
В обычных ДТП на дорогах всего мира гибнет 1 миллион 350 тысяч человек каждый год. 90% аварий происходит из-за человеческого фактора. (2018 год. Источник — Всемирная организация здравоохранения).
Еще один статистический факт: в Америке на каждые 100 млн миль приходится в среднем одна человеческая смерть. Именно по этому фактору оценивается безопасность вождения.
И в случае с беспилотными автомобилями у нас просто недостаточно данных: например, в 2018 году машины Tesla проехали в режиме автопилота (то есть под наблюдением водителя) 1 млрд миль. А это всего лишь второй уровень беспилотности.
По данным 2018-го года автомобили Waymo проехали 5 млн миль (с водителем за рулем). А по данным Uber, в их технологии вмешательство человека требовалось в среднем каждые 13 из 5,6 тыс миль.
Какие еще темы важны в контексте беспилотников
Проблема не только в том, что технология разрабатывается долго и пока недостаточно изучена. Мешает страх людей перед новыми технологиями. Первый электрический лифт был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскребов в 1889 году. Но автоматическим лифтам никто не доверял: присутствие лифтера, который уже даже не был нужен, чтобы открывать и закрывать двери и вручную «вести» лифт на определенный этаж, внушало доверие. Между автоматическим лифтом без лифтера и лестницей выбирали лестницу.
Но в 1945 лифтеры устроили забастовку и парализовали Нью-Йорк. Assosiated Press писали: «Тысячи людей были вынуждены подниматься пешком на верхние этажи небоскребов, таких как Эмпайр-стейт-билдинг по казавшимися бесконечным лестницам». Она стоила городу примерно 100 млн долларов. А причина одна — восприятие. Люди не верили технологии, которая меняла их привычки.
Проблема вагонетки и другие морально-этические вопросы — сможет ли робот их решать? Классическая дискуссия о беспилотниках — как алгоритм будет действовать в любой из вариаций проблемы вагонетки, а именно: спасет одного человека или пять?
Но этот вопрос, судя по всему, имеет мало смысла в случае с автоматом.
Беспилотники делятся данными друг с другом: они получат в миллионы раз больше опыта, чем любой человеческий водитель. Они обладают обзором 360, не устают, не пьют и не отвлекаются. Вполне возможно, их моральный компас будет намного лучше человеческого.
Беспилотные автомобили не решат проблему городов. А именно — пробок, загрязнения и выхлопных газов. Мы спрашиваем — «как улучшить автомобили», а должны — «как улучшить города». Есть такая теория: мы не должны решать проблему персонального автономного транспорта, а думать о том, как использовать технологии беспилотников, чтобы усилить систему общественного транспорта. Будущее этой технологии вполне может быть в шеринговых беспилотниках разных размеров (от 18 мест до одного) с оптимизированными под разные задачи маршрутами.
Почему мы еще не пересели на автономный транспорт, как скоро мы все станем киборгами и как компании используют пользовательские данные — на нашем YouTube-канале «Индустрия 4.0».