Главы «Яндекса», «Газпром нефти» и Tele2 — о вынужденной цифровизации
Своими мнениями о новом темпе и эффектах перехода на «цифру» поделились руководители крупных российских компаний во время онлайн-конференции «Антихрупкость. Как пережить «идеальный шторм» бизнес-школы СКОЛКОВО.
Таймлайн выступлений:
Евгений Каганер — 3:22
Алексей Малиновский — 6:51
Андрей Белевцев, Андрей Варичев, Дмитрий Конов — 23:50
Елена Бунина, Сергей Эмдин — 1:02:53
Евгений Каганер
Проректор по академическим и образовательным вопросам Московской школы управления СКОЛКОВО, профессор IESE Business School.
События последнего месяца поменяли sense of urgency — чувство безотлагательности цифровой трансформации, которая для многих оказалась «чрезвычайной». А ситуация последних двух недель совершенно окончательно показала, что выживут только цифровые компании.
Цифровой и физический миры сливаются воедино, и важно понять, как поменяются бизнесы и их клиенты в новом мире, где этой границы не будет существовать на уровне инфраструктуры и сервисов.
В России десятки миллионов людей вынуждены пробовать сервисы, которые раньше они по каким-то причинам игнорировали. Пандемия стала большим социальным экспериментом, из которого мы выйдем с новыми привычками и общими практиками.
Из-за коронавируса по-настоящему глобальным стал переход на гибкие форматы работы компаний с сотрудниками — менеджерам пришлось менять свои подходы. Удаленка привела к тому, что на глазах тает граница между работой и не-работой.
Неизбежно мы придем к появлению социальных практик, новых традиций.
Причем многие из тех практик, которые сейчас возникают, быстро не уйдут. Они с нами останутся.
Алексей Малиновский
Глава Mastercard в России.
Мы в бизнесе много разговариваем, и очень важен контакт с контрагентом — контакт глазами. В финале договоренности обычно фиксируются очень важным моментом — рукопожатием в конце встречи. А сейчас этого неожиданно не стало.
С цифровым рукопожатием пока не очень здорово... Не очень понятно, что это такое.
Многие страдают от отсутствия встреч с партнерами, коллегами по бизнесу. Если бы придумалось что-то, что нам эту эмоцию от живой встречи заменяло бы в виртуальном, цифровом мире, было бы совсем здорово! Эмоджи здесь недостаточно...🤷♂️
Время сейчас требует новых продуктов. Новый продукт — не всегда что-то радикально новое. Это может быть и трансформация того, что уже давно было и работало.
Например, мы разрешили банкам принимать карты с истекшим сроком действия, чтобы людям на самоизоляции не нужно было перевыпускать их и ради этого ходить в отделения банков.
Хотя уже давно работают цифровые карты, которые можно мгновенно выпустить практически в любом банке через смартфон, тем не менее многие волнуются и хотят иметь кусочек пластика, который гарантирует осуществление платежей всегда и везде.
Такое наделение старого продукта новыми свойствами вывело нас на новые горизонты.
В Mastercard мы еще 50 лет назад стали говорить про безналичную экономику, бесконтактные платежи, безопасность транзакций, их надежность и удобство.
Внезапно это обернулось безопасностью не только транзакций, но и физической безопасностью людей. Центральные банки и Всемирная организация здравоохранения говорят, что бесконтактные платежи сейчас — лучший способ платежей, ведь при нем невозможно заразиться.
Возникает некоторое количество текущих вызовов и челленджей, которые всех нас в определенной степени выводят из зоны комфорта. Мы долгое время говорили про так называемый financial inclusion. Теперь пора, мне кажется, стоит говорить еще и про digital inclusion. Звучит очень банально, но сейчас без нормального доступа в интернет ты мало к чему сможешь быть причастен и мало какие сервисы будут доступны.
Важна и инфраструктурная доступность. Недостаточно иметь возможность заказать что-то в онлайне — надо и чтобы это тебе физически привезли. Все мы потребляем ту физическую еду, которую покупаем в магазине или нам привозят.
Некоторые люди могут быть по тем или иным причинам исключены из процесса цифровизации.
Наиболее уязвимы в этом смысле пожилые люди, большинство из которых в цифровом мире не плавают как рыба в воде, чувствуют себя неуютно.
Для старшего поколения это все очень серьезные изменения, Надо думать, как этих людей сделать вовлеченными в эту жизнь, новую среду.
Андрей Белевцев
Директор по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть».
Мне не очень нравится лейтмотив про вынужденность цифровизации. Цифровизация — это осознанное решение, которое некоторые компании приняли довольно давно исходя из экономических предпосылок. Текущая ситуация показывает, что эти шаги были правильными и своевременными, инвестиции оправдались.
Цифровая компания — это не просто бизнес, в котором развиты средства связи и телекоммуникации, но и умение собирать и принимать решения на основе данных. В кризис это помогает. Мы опираемся на доступ к информации, созданные модели, оперативную возможность собирать информацию о происходящем на производственных объектах и развитые возможности удаленного управления.
Когда наступает кризисное время, всегда ускоряется принятие решений в разных компаниях.
Решения теперь принимаются еще быстрее.
Программы цифровой трансформации могут иметь не только экономические, но и качественные эффекты — такие как скорость, сроки, доступность данных, качество принятия решений. Но и они могут быть зачастую пересчитаны в экономику. Для уже работающих программ сейчас задача переоценить дерево KPIs с учетом сложившейся обстановки и новых вводных, реприоритезировать проекты и решения.
Происходит ребалансировка и настройка фокуса. В кризис нужно оставлять проекты, которые находятся в продвинутой стадии, также как и стратегические проекты, которые долгосрочно нужны компаниям.
Что касается удаленной работы сотрудников — в «Газпром нефти» мы сделали корпоративную методичку для распределенных команд. Общепринятые практики поведения для офиса у всех сформированы, но многим нужны советы, как правильно построить рабочий день на удаленке, установить границы рабочего дня. В какой-то момент день должен закончиться, и ты должен с рабочего места уйти.
Андрей Варичев
Генеральный директор ХК «Металлоинвест».
В «Металлоинвесте» процессы цифровой трансформации начались не вчера. В кризис оказалось, что некоторые из них лучше запустить побыстрее, практически в экстренном режиме. Решения на сегодняшний день доступны и, совершенно очевидно, эффективны и качественны.
Мы увидели новые знания и возможности, открыли глаза. Перевод людей на дистанционную работу — это челлендж, но ни отчетность, ни оперативное управление не нарушились. Хотя качество взаимодействия, конечно, серьезно пострадало.
Каждый руководитель теперь задумается: а что было бы, если бы этих онлайн-коммуникаций не было?
Возникла проблема проведения мозговых штурмов, поскольку современные видеоконференции исключают активные споры и не передают эмоций. Компании пока не готовы к такому объему дистанционной работы, который оказался вызван пандемией.
Все-таки важно оставить доступ к привычным рабочим местам в офисе, избегая при этом угрозы распространения коронавируса. Иначе возникает угроза работоспособности, нарушается коммуникация в обсуждении и постановке целей и задач.
Представьте себе: семья — четыре человека, живет в двухкомнатной квартире, двое маленьких детей. Где этому человеку удалиться? Где ему на 8—9 часов работы сосредоточиться для работы с файлами, документами, таблицами, аналитикой? Очень сложно! Поэтому мы сделали мягкий режим.
Когда вернемся в офис, нужно будет посмотреть, не превратил ли себе кто-то из сотрудников коронавирусную историю в дополнительный отпуск.
Дмитрий Конов
Председатель правления «СИБУР Холдинг».
Цифровая трансформация в реальном секторе состоит из двух частей — цифровизации поддерживающих процессов, таких как продажи, бэк-офис, все виды сервисов, и цифровизации производств, внедрения цифровых инструментов для повышения эффективности и безопасности. Первая часть сейчас очевидно ускорилась, а вот вторая — так же очевидно усложнилась.
Делать удаленно какую-то работу по цифровизации производственных процессов, анализу данных, оптимизации достаточно сложно из-за введенных ограничений.
Ускорить цифровизацию производственного процесса в широком смысле невозможно, и это сильно тормозится.
Трансформация сервисов, общих процессов управления, использования данных ускорилась. Тем, кто готовил это заранее, а не ждал чего-то вроде пандемии, делать это, безусловно, легче.
Ускоренная цифровизация с удаленным доступом и разворачиванием ИТ-систем на производствах в крупных компаниях может сделать не востребованными целый пласт управленцев на местах.
Даже после снятия санитарных ограничений мы будем больше использовать видеоконференции в офисе, потому что это позволяет преодолеть влияние физических перемещений менеджеров.
В один ряд с проблемами охраны труда и промышленной безопасности теперь встанет тема эпидемиологии. Медицинское тестирование персонала, возможно, останется и после пандемии.
В офисе «Сибура» сейчас нет ни одного сотрудника, разве что охрана. Согласовывать сделки и платежи из защищенного мобильного офиса невозможно, так что уход на удаленку повлек за собой изменение порядка работы. В первую неделю удаленки сотрудники потеряны, и надо их вовлечь. А через две недели они уже все вовлечены, но зато теперь перенапряжены.
Мы выключили из работы вторую половину дня вторника и вторую половину дня пятницы, без возможности вообще что-то делать в календаре. Пытаемся оставить это время на усмотрение сотрудников.
Елена Бунина
Генеральный директор «Яндекс».
За последние три недели возникло ощущение, что базовая инфраструктура в России к санитарным ограничениям подготовлена очень даже неплохо.
Во многих городах к началу пандемии работали множество сервисов доставки и сервисов такси. Актуальный тренд — объединять доставку с такси, поскольку спрос на доставку резко взмыл вверх, а такси просело. Этими сервисами многие уже и так пользовались, но не все. Из-за коронавируса еще больше людей станут этим пользоваться и поймут, что это просто и удобно. Люди попробовали, и им понравились. Конечно, цифровизация это все усилит.
Но многие, естественно, вернутся к использованию офлайна, как только это станет возможным. Социализация восстановится, потому что в режиме самоизоляции люди по ней истосковались.
Доставка в России — сейчас самая интересная тема в смысле инфраструктуры, потому что это много чего задействует в логистике, транспорте, обеспечении безопасности товаров. Явное развитие также получат сервисы каршеринга и такси, потому что люди стали избегать общественного транспорта.
Многие говорят: теперь-то стало понятно, зачем нужен беспилотный транспорт...
В сфере образования вынужденная цифровизация приведет к радикальным изменениям, потому что 80—90% преподавателей начнут пользоваться онлайн-возможностями. Не обойдется и без проблем, потому что многие школьные учителя по 40 лет вели занятия офлайн и им очень сложно перейти на цифровые сервисы, несмотря на то что с их помощью удобнее давать домашние задания и проводить контрольные работы.
Роль физического учителя в школе все равно останется важной, потому что скайп- и зум-общение для работы с детьми не подходит.
Из-за ограничений все мы перестроились и по-другому стали работать. Это тоже скачок, показывающий, что можно за неделю совершенно по-другому организовать работу.
Границы совершенно пропали, привычный рабочий день отсутствует, и сейчас эта проблема одинакова для всех. Когда мы вернемся обратно, будем еще сильнее. Сознание этого очень важно.
Сергей Эмдин
Генеральный директор Tele2.
Главная проблема внедрения цифровых сервисов — человеческая лень и инерция. Пандемия буквально заставила людей прибегнуть к использованию разных новых механизмов, которыми бы они не стали пользоваться в нормальной жизни.
Теперь гораздо больше людей будут доверять новым технологиям. Они их уже попробовали, не боятся их. Но, несомненно, тот барьер, который существовал — с тем, что люди не хотели осваивать новое, у них не было времени, особенно старшее поколение — в этом отношении произойдет существенный сдвиг.
Из-за коронавируса нагрузка на телекоммуникационную инфраструктуру России выросла, но не запредельно. После ее всплеска сейчас наступила стабилизация.
Рост составляет около 20%, даже меньше, как с точки зрения пакетной передачи данных, так и по голосу. В момент вирусного кризиса люди вспомнили про старую добрую технологию и стали больше говорить.
Обычно пиковые нагрузки мы видим в связке с какими-то значимыми событиями, например обращением президента. А в Новый год нагрузка может и вовсе взлетать двукратно.
Коронавирус дал телеком-компаниям «поблажку», разгрузив самые проблемные узлы в центре Москвы за счет того, что люди перестали ходить в офисы и разъехались по разным районам столичной агломерации. Центр Москвы опустел. Мы видим рост трафика на абонента, но самих абонентов стало гораздо меньше.
Пока остается проблема с дистанционной продажей сим-карт — из-за того, что людям для их покупки нужно предъявлять паспорт конкретному сотруднику в салоне сотовой связи. Не все еще в России разрешено, но технологически мобильные операторы готовы к изменениям.
В Tele2 мы надеемся, что после этого кризиса все цифровые каналы, которые сегодня развиты примерно на 10%, как с точки зрения обслуживания клиентов, так и продажи сим-карт новым клиентам, вырастут минимум в два раза.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.