HR и рынок труда, 15 янв 2020, 17:08

Чего хотят от нанимателей синие воротнички

Читать в полной версии
Фото: Avito
Рабочие все чаще выбирают посуточную работу и легко переходят на новое место из-за небольшой прибавки к окладу. Управляющий директор «Авито Работа» Артем Кумпель рассказывает, чего массовый персонал хочет от работодателя

Термин «синие воротнички» немного old school: в контексте цифровизации границы между синими и белыми воротничками размываются все сильнее. И тем не менее, лексема «синие воротнички» по-прежнему говорит о принадлежности к рабочему классу, одна из базовых характеристик которого — физическая работа и почасовая или другая сдельная оплата труда. Синие воротнички — это основа рынка рабочей силы. Об этом говорят цифры: по разным данным, численность трудоспособного населения России на 2019 год составляет 74–76 млн человек, при этом почти половина экономически активных граждан трудится именно на линейных позициях, то есть является массовым персоналом. В 28 массовых профессиях России сегодня занято 35 млн человек. Водители, грузчики, кассиры, охранники — самые востребованные линейные позиции в стране. Одних только водителей в России сегодня уже 7 млн, а по данным опроса ВЦИОМа, таксистами готовы подрабатывать 42% всех опрошенных.

В 2019 году на площадке «Авито Работа» выросли запросы на вакансии водителя, продавца, администратора, повара, сварщика, курьера и грузчика: в сравнении с 2018 годом люди ищут названные позиции на 10–20% чаще, и, что интересно, тренд продолжает набирать обороты ежемесячно. Чего же хотят синие воротнички? Как и все — стабильности, но с одной поправкой: у линейного персонала есть собственные представления о том, что такое стабильность.

Стабильность должна быть ежедневной

Для того, чтобы понять психологию требований синих воротничков, надо понимать, какие люди стоят за этим определением. Во-первых, граждане, занятые в массовых специальностях, как правило, сильно ограничены в сроках поиска работы — они варьируются от нескольких дней до нескольких недель, но никогда не превышают этого лимита. Почему? Потому что эти люди не имеют возможности долго искать работу, у них нет привычной другим соискателям финансовой подушки безопасности: работа синим воротничкам нужна здесь и сейчас. Стабильность для линейного персонала — это, в первую очередь, регулярность выплат зарплаты, еще точнее — ее ежедневная выплата. В 2019 году мы увидели рост количества запросов с ежедневными выплатами на 23%: пришел, отработал, в конце дня получил свои деньги — вот чего хочет линейный персонал сегодня.

Надо сказать, что работодатели стараются следовать этому тренду: уже практически во всех сегментах рынка находятся варианты вакансий, где заработная плата выплачивается ежедневно, например курьерам, таксистам, водителям, в том числе большегрузных автомобилей, или охранникам.

Тем не менее, все это не отменяет состояния постоянного активного поиска среди соискателей в массовых профессиях. По нашим данным, водители могут менять работу до семи раз в год, хотя бы раз в год меняют работу представители других линейных профессий. Основная причина банальна — желание получать больше денег. Даже выбрав работу, представители массовых профессий все равно остаются в состоянии активного поиска, откликаясь на более интересные и лучше оплачиваемые предложения других компаний. Решающим фактором для смены работы может стать совсем небольшая прибавка к зарплате: в разных регионах России цифра колеблется от 500 до 2 тыс. руб.

Тренд на удержание сотрудников

Работодатели начали уделять внимание карьерному росту линейных сотрудников: в приоритете обучение, адаптация и формирование кадрового резерва. По данным «Авито Работа», более 70% представителей среднего и крупного бизнеса проводят первичный инструктаж массового персонала, более 65% вводят систему адаптации, более 77% оплачивают обучение своих сотрудников, у половины респондентов обучение персонала является обязательным. Хорошим способом удержания сотрудников сегодня стала надбавка за выслугу лет: ее, к примеру, предоставляют массовому персоналу в сети «Лента». Такой подход действительно позволяет снизить текучку кадров: чем дольше работает сотрудник, тем больше он получает.

Бизнес все чаще вкладывает деньги в развитие соискателей в сегменте массового персонала, но становится при этом разборчивее при отборе кандидатов. Такой подход в целом меняет привычный алгоритм найма линейного персонала, работодатели все чаще ищут универсальных специалистов.

Изменения, происходящие в сегменте массового персонала, вполне закономерны. С одной стороны, соискатели получают все больше инструментов для поиска работы, а вместе с ними и возможность сравнивать и выбирать лучшее сообразно своим критериями. Доступность приложений, сервисов, джоббордов и цифровизация в целом сокращают расстояние между соискателями и работодателями, которые также оптимизируют процессы найма и экономическую эффективность в условиях обширного предложения соискателей. Но несмотря на изменения рынка и рост возможностей и взаимных требований с обеих сторон, синие воротнички были, остаются и будут наиболее востребованной категорией на рынке рабочей силы.

Полную версию материала смотрите на сайте «РБК.Pro» по ссылке ниже.

Чего хотят от нанимателей синие воротнички

HR и рынок труда Переобучение Корпоративное образование Управление проектами
Главное