Педагогика, 15 янв 2020, 13:41

«А кто будет платить?» и другие проблемы системы непрерывного обучения

Читать в полной версии
Фото: Campaign Creators / Unsplash
Концепция непрерывного обучения рассматривается как ответ на прогнозируемую потерю рабочих мест в результате автоматизации и роботизации. Но возьмут ли на себя эту роль университеты и кто будет это финансировать?

В июле 2019 года в Amazon заявили о выделении $700 млн в течение шести лет на переподготовку трети своей рабочей силы в США. Американская компания стала одной из тех, кто принял неизбежное: навыки сотрудников скоро не будут иметь рыночной стоимости, поскольку их старые обязанности будут переданы машинам, в то время как новые профессии уже начали активно формироваться.

Как пишет Times Higher Education (ТНЕ), этот факт еще и «пощечина» современным университетам, часто критикуемым за недостаточно динамичное реагирование на изменения. Они настолько стремительны, что к моменту, когда студент заканчивает свое обучение, некоторые полученные им знания могут стать уже никому не нужны. Те же учебные заведения, которые предпринимают шаги в сторону внедрения возможности непрерывно учиться, пока немногочисленны.

Однако при всем этом сейчас нет четкого понимания, какими конкретно должны быть эти шаги. Как заявляют многие эксперты, простой переквалификации или повышения квалификации уже недостаточно — нужно учить адаптивности, творческому подходу и умению всю жизнь изучать что-то новое. Но как это сделать эффективнее всего? Второй вопрос: как стимулировать желание постоянно учиться у взрослых людей, зачастую вынужденных искать хоть какой-то баланс между работой, воспитанием детей и помощью пожилым родственникам?

Кроме того, внедрение новой непрерывной системы будет очень затратным процессом как для властей, так и для самих студентов, многие из которых все еще выплачивают огромные долги за обучение, законченное много лет назад. При этом одна из основных целей образовательных систем мира — его доступность широкому кругу населения. В итоге, как пишет THE, согласованные действия в этой сфере остаются маловероятными, пока не станет ясно, кто и как будет финансировать весь этот процесс.

Для адекватного внедрения системы непрерывного обучения можно предпринять следующие шаги:

  1. Изменение курсов и программ в сторону гибкости и возможности быстро реагировать на изменения. Важно при этом стимулировать более широкое партнерство с другими образовательными учреждениями и ведомствами.
  2. Привлечение участия работодателей. Как в вышеупомянутом случае с Amazon, многие программы можно менять с учетом пожеланий потенциальных нанимателей и запросом самих учащихся. При этом можно привлекать представителей компаний к преподаванию, в процессе которого они будут делиться практическим опытом со студентами. Однако ожидания работодателей и учащихся далеко не всегда пересекаются: некоторые профессиональные области являются достаточно сложными, из-за чего приходится убеждать людей в том, что им действительно стоит в них «вливаться». Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов тех, кто получает образование не для дальнейшей карьеры, а для саморазвития, хобби, общения и так далее.
  3. Развитие онлайн-курсов, дающих людям возможность учиться в любом месте и в любое время так, как им хочется. Однако обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.

При этом далеко не все люди считают, что университеты вообще смогут помочь им в обучении в течение жизни. Так, опрос Gallup и Северо-Восточного университета в Массачусетсе показал, что большинство респондентов не будут рассматривать высшее образование в качестве помощника в обновлении своих навыков. Около 95% опрошенных взрослых в США, Канаде и Великобритании отметили ценность постоянного обучения, но наиболее подходящим вариантом считают программы, предлагаемые работодателями.

И все же, хотя инициативы таких компаний, как Amazon, являются хорошим примером того, как нужно реагировать на текущие изменения в сфере образования и трудоустройства, участие университетов в обучении на протяжении всей жизни не менее важно и может помочь в обеспечении его качества.

Педагогика Корпоративное образование Высшее образование Переобучение Soft skills
Главное