Павел Иванцов: «Делиться знаниями и опытом — это принцип «ВКонтакте»
— Каковы в целом, на ваш взгляд, перспективы у экономики шеринга в России? И в мире?
— Сейчас шеринг-экономика в России активно развивается. Все больше компаний делают ставку на услуги каршеринга, шеринга поездок, знаний, жилья. В условиях низкого среднего заработка это дает людям возможность повысить свой уровень жизни — при необходимости ездить на хорошем автомобиле, если нет возможности его купить, или арендовать дачу и провести лето на природе, а не в городе. Не думаю, что ситуация в мире сильно отличается от российской.
— Каковы основные проблемы и угрозы, которые связаны с шеринг-экономикой?
— Сложно предугадать изменение экономической ситуации в далеком будущем. Допустим, отказ от покупки личного автомобиля и использование услуг каршеринга должны привести к тому, что автопроизводство будет сокращаться. Сегодня это кажется несущественным, потому что речь о долгой перестройке, которая не случится в ближайшие месяцы. Опять же, не все, кто предпочитает жить в коливингах сейчас, не захотят иметь собственное жилье через какое-то время.
— Какие сервисы и функции «ВКонтакте» вы бы отнесли к шерингу?
— «ВКонтакте» как коммуникационную платформу, на которой десятки тысяч авторов публикуют разнообразный контент, можно условно назвать платформой для шеринга. Контент, который создают и «шерят» наши авторы, — образовательный, развлекательный, познавательный. Делиться знаниями и опытом — это принцип «ВКонтакте» и логичный процесс развития экономики шеринга.
Музыкальный раздел «ВКонтакте» относится к шерингу, как и все стриминговые платформы. Человеку больше не нужно владеть альбомом или песней — покупать и скачивать их отдельно, потому что они только занимают место на телефоне или ноутбуке. Есть платформа, которая за небольшие деньги шерит с тобой огромный музыкальный каталог, который всегда под рукой и постоянно пополняется. Доступ к такому сервису становится важнее и удобнее владения файлами.
Это же работает в рамках нашей платформы VK Mini Apps — мини-приложений для разных сервисов: от заказа такси до прослушивания музыки или покупок на AliExpress. Не нужно больше тратить место на телефоне, устанавливая приложения для каждой задачи — они все есть внутри «ВКонтакте». Мы предоставляем доступ on-demand к сотням таких сервисов. То есть фактически приложением не нужно владеть — можно получить доступ к услуге в одно касание через «ВКонтакте».
— Что самое главное для дальнейшего развития этих сервисов и функций?
— Музыка — неотъемлемая часть «ВКонтакте», поэтому развивается в тесной связи со всей платформой. Основная тенденция сейчас — super app. Это платформа, внутри которой есть мини-приложения для всего: общения с друзьями и коллегами, денежных переводов, контента, музыки и подкастов, новостей, доставки еды, оплаты проездного, поиска работы и многого другого.
Еще одно важное направление для нас — работа с авторами и контентом. В частности, в музыкальном направлении это поддержка начинающих исполнителей, которые вырастают на нашей платформе с помощью наших инструментов.
— Каков среднестатистический портрет пользователя «ВКонтакте»?
— Нашей соцсетью ежемесячно пользуются 97 млн человек. Аудитория слишком большая, чтобы выделить общие черты. Это люди из разных городов и разных возрастных групп, разных профессий и с разными интересами — студенты и топ-менеджеры, музыканты и поэты, профессиональные мемологи и знатоки Средневековья. Но кое-что у них общее есть: наша аудитория мобильна — 70% пользователей мобильного интернета посещают «ВКонтакте». Мы лидер на мобильных устройствах.
— Как меняется отношение пользователей к потреблению контента?
— Контента стало больше, и ориентироваться в нем стало сложнее. Поэтому сейчас важную роль в потреблении контента играют алгоритмы рекомендаций. Умная лента «ВКонтакте» постоянно обучается на примере того, что понравилось или не понравилось человеку, и показывает ему наиболее релевантный контент. Каждый день в «Рекомендации» «ВКонтакте» заходят 13 млн человек, которые просматривают материалы больше 2 млрд раз. Люди чаще смотрят ленту с мобильных — и контент начинает подстраиваться под телефоны. Истории «ВКонтакте» — хороший пример в этом плане.
— Каково будущее стриминговых компаний?
— Просто плеер с каталогом уже никому не интересен. В тренд входит предоставление услуг авторам контента — артистам. Упрощаются инструменты для создания и дистрибуции музыки — и многим исполнителям уже не нужен большой лейбл, чтобы стать известными. Они могут управлять своим контентом сами, в пару кликов. И именно эта тенденция будет развиваться.
Кроме того, для артиста важен контакт с аудиторией и реакция на его релизы. Музыка «ВКонтакте» связывает артистов и слушателей. Благодаря сообществам артисты получают фидбэк от поклонников, создают сильные фанатские комьюнити и увеличивают аудиторию. Поэтому социальные функции востребованы и будут расширяться.
С увеличением доступности интернета отпадет необходимость офлайн-кэширования. Интернет будет везде: в самолете, в метро, на трассе в Сибири.
Витрины всех платформ будут персонализированы настолько, что нерелевантный контент пользователь вообще не будет видеть. Это касается и всего интернета в целом.
Развитие нейронных сетей может привести к тому, что отпадет необходимость в сайтах с аккордами — все ноты и табулатуры треков будут определяться нейронкой по звуку, а из любой песни можно будет сделать трек для караоке, просто удалив оттуда вокал.