Приносить пользу и работать по своим правилам: зачем молодежи свой бизнес

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Почему люди до 35 лет начинают вести свой бизнес, по каким причинам не хотят работать в найме и как на это влияет поддержка города — разбираемся, как растет интерес к молодежному предпринимательству на примере Москвы

Приносить пользу и работать по своим правилам: зачем молодежи свой бизнес

Об эксперте: Никита Шнырев, генеральный директор АНО «Развитие человеческого капитала», подведомственной департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Специализируется на молодежных стартап-инициативах и образовательных практиках, которые помогают готовить специалистов для высокотехнологичных компаний.

Официально к молодежи в России относят людей от 14 до 35 лет — это основная рабочая сила страны. Представители этой возрастной категории активно открывают свой бизнес: в 2024 году на долю молодых людей пришлось 43% новых ИП и ООО, а по данным Корпорации МСП, каждый четвертый ИП в России — представитель молодежи. Еще 5,2 млн молодых людей развивают бизнес и работают как самозанятые.

Энергичнее всего молодые люди регистрируют малый и средний бизнес в Москве: город лидирует в стране по количеству индивидуальных предпринимателей в возрасте от 14 лет до 21 года — это 7,4% от показателя по всей России. По данным ФНС и департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы, больше четверти ИП в столице — молодые люди до 35 лет. Кроме того, согласно внутренним оценкам департамента, на долю молодежи в городе приходится 20% от общего числа ИП и юрлиц, включенных в реестр малого и среднего предпринимательства.

Одна из вероятных причин, которая мотивирует молодежь в столице заниматься своим делом, — развитая городская экосистема предпринимательства, которая позволяет формулировать и дорабатывать идеи для бизнеса, чтобы потом выходить на рынок с готовыми продуктами. Однако предприниматели до 35 лет инициативно открывают бизнес в Москве и по другим причинам: есть четыре ключевых фактора.

Стремление к независимости и творческой самореализации

Согласно докладу ВЦИОМа, в 55% случаев люди возрасте от 14 до 35 лет начинают развивать свое дело, потому что не хотят иметь над собой начальства и предпочитают самостоятельно справляться со всеми основными вопросами, в том числе финансовыми. Часто отправной точкой для старта бизнеса становится нежелание решать чужие рутинные задачи и следовать порядкам работы в найме: большинство респондентов отметили, что свое дело для них — это в первую очередь свобода в графике, интересная творческая работа с потенциалом самореализации и возможность заниматься тем, что нравится.

Фото:«Альпина Паблишер», «Манн, Иванов и Фербер», «Эксмо»
Экономика инноваций Библиотека стартапера: 15 книг для начинающих предпринимателей

При этом 21% респондентов рассказали о невозможности найти себе применение на рынке труда. Характеристики, присущие многим молодым людям сегодня, — неравнодушие, желание непрерывно улучшать место, в котором они работают, жажда к бесконечному росту. При трудоустройстве в найме эти свойства могут приводить к чувству недооцененности и выгоранию. Тогда как при открытии собственного бизнеса эти же черты помогают создавать собственную систему и с рвением брать на себя ответственность за ее развитие.

Желание делать то, что приносит пользу людям

Еще один вывод, который следует из опроса ВЦИОМа, — предприниматели в возрасте от 14 до 35 лет хотят иметь возможность делать то, что нужно другим людям: об этом заявили 22% респондентов. Среди молодых людей растет интерес к социальному предпринимательству — бизнесу, который направлен одновременно и на достижение общественно важных целей, и на получение прибыли. У представителей поколения «альфа», зумеров и младших миллениалов есть стремление изменить мир — они хотят решать социальные вопросы и экологические проблемы через развитие своего дела.

Самая популярная отрасль среди молодых предпринимателей, по данным опроса «Деловой среды», — розничная торговля: в этой сфере в 2024 году они открыли на 62% больше компаний, чем в 2023-м. Технологии тоже занимают высокие позиции в топе наиболее востребованных сфер бизнеса, и доля молодых основателей здесь превосходит другие отрасли: из числа всех ООО и ИП, открытых в 2024 году в IТ-отрасли, 58% основали именно люди в возрасте до 35 лет.

Интерес к IТ среди молодежи подтверждают и итоги «Академии инноваторов», московской программы развития технологических проектов и стартапов: больше 70% инновационных компаний в Москве было создано ее участниками. По данным академии, самые популярные направления среди IТ-предпринимателей до 35 лет — высокотехнологичная медицина, образование, разработка, социальные и промышленные технологии. Проекты из этих сфер не только имеют общественную значимость, но и показывают финансовую устойчивость: в прошлом году общая выручка участников программы превысила ₽1 млрд, а объем привлеченных инвестиций и грантов составил ₽650 млн.

Интерес к предпринимательству с юных лет

Встречаются и совсем молодые предприниматели, которые открывают свой бизнес еще до наступления совершеннолетия: наблюдается рост интереса к предпринимательству среди подростков. По оценкам Корпорации МСП, количество индивидуальных предпринимателей младше 18 лет за первые пять месяцев 2025 года прибавило 700 человек — до 13,2 тыс. по всей стране. Тренд соотносится с возрастающим интересом к социальному предпринимательству среди школьников и студентов, связанным с интересом к общественным проблемам у нового поколения.

Фото:Freepik
Социальная экономика Сколько российских студентов хотят стать предпринимателями и почему

Чаще всего подростки открывают свое дело ради хобби, а также из желания поэкспериментировать. Среди приоритетных сфер бизнеса у них — цифровые области, где можно получить быстрый отклик аудитории и результат: по данным Минэкономразвития, наибольший прирост количества ИП до 25 лет зафиксирован в интернет-торговле, онлайн-рекламе и создании сайтов. Большинство юных предпринимателей не хотят делать выбор между учебой и работой и предпочитают совмещать образование с возможностью попробовать свои силы в бизнесе.

Юным предпринимателям может не хватать навыков и опыта: случается, что они открывают бизнес на эмоциональном подъеме, тратят стартовый капитал, а потом сталкиваются с трудностями — недоверием со стороны партнеров и заказчиков, разочарованием в работе. И все же 57% предпринимателей в возрасте от 14 лет до 21 года удается сохранить бизнес дольше двух лет. Это говорит о серьезности намерений большинства молодых бизнесменов, а также может быть следствием роста поддержки со стороны государства — как на национальном, так и на региональном уровне.

Поддержка со стороны городских властей

Инвестиции в молодежное предпринимательство для города — вклад в будущее экономики и человеческого капитала. Именно молодежь наиболее решительна в вопросах открытия бизнеса: по результатам опросов ВЦИОМа, люди в возрасте до 24 лет чаще других планируют развивать свое дело — об этом заявили 40% респондентов. Кроме того, молодые бизнесмены меньше боятся совершать ошибки. Согласно результатам Startup Genome Report, 92% стартапов закрываются — получается, за плечами успешных предпринимателей старше 35 лет может быть не один бизнес-провал. Это делает их более сдержанными в своих действиях, что порой становится ограничением для реализации смелых бизнес-идей.

Поддержка молодежного предпринимательства особенно актуальна для Москвы, где в 2025 году живут 3,2 млн человек в возрасте от 14 до 35 лет — это 8,6% от молодежи страны и около четверти от всех жителей столицы. В городе проводятся курсы, акселераторы, хакатоны и премии, с 2019 года власти столицы поддержали свыше 3 тыс. инициатив для молодежи и организовали более 5 тыс. событий. В старших профильных классах вводятся уроки по предпринимательству, а в университетах преподаются специальные дисциплины: это возможность сохранить таланты и увеличить их приток в город.

Особенно активно развивается IТ-сегмент: у Московского хаба молодежного предпринимательства — специального центра для привлечения молодежи в инновационный бизнес — 32 тыс. участников, которые создали уже свыше 1 тыс. технологических проектов. В результате вложенные городом в инициативы деньги возвращаются в виде налогов, привлеченных инвестиций, а также способствуют росту высокотехнологичных отраслей, которые пользуются повышенной популярностью у молодежи.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 18.09.2025
Авторы
Теги
Екатерина Кабышева
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть