68% стартапов в Москве запускаются на собственные средства

68% стартапов в Москве запускаются на собственные средства
Московский инновационный кластер провел исследование о том, как выглядят успешные стартапы столицы. Рассказываем об основных выводах

В исследование вошла аналитика стартапов с высокими среднегодовыми темпами роста, а также результаты опроса основателей и ключевых управленцев. Выводы были представлены на конференции Startup Village 2025 в «Сколково».

Показатели роста

С 2019 по 2023 год в Москве было создано 2,9 тыс. стартапов (это менее 2% от общего количества компаний). Из них 1151 проект (39%) показал среднегодовые темпы роста на уровне 20% и выше в период с 2022 по 2024 год. При этом 24% всех московских стартапов демонстрировали сверхбыстрый рост — больше 300% в год.

Результаты опроса показывают, что целью на старте чаще становится быстрый рост и масштабирование (44%) или долгосрочная устойчивость (35%). К просто высокой доходности стремятся только 12% респондентов.

Совокупная выручка успешных стартапов в 2024 году составила 452 млрд руб. На долю одной компании в среднем приходится 108 млн руб.

Финансирование

Большинство стартапов (68%) запускаются на собственные средства. Исследователи отмечают, что это говорит о высокой личной вовлеченности основателей.

Другой тип финансирования — заемные средства. Чаще всего предприниматели полагались на деньги, взятые в долг у близких, бизнес-ангелов и государственную поддержку.

Фото:«Альпина Паблишер», «Манн, Иванов и Фербер», «Эксмо»
Экономика инноваций Библиотека стартапера: 15 книг для начинающих предпринимателей

Рыночная ниша

Исследование показывает, что типичный основатель быстрорастущего стартапа — это зрелый технический специалист, имеющий за плечами опыт работы в найме. Опыт предпринимательства есть у 70% основателей. Что касается образования, у 65% создателей стартапов имеется техническое образование или опыт работы на технических специальностях, 52% имеют опыт в маркетинге, финансах и корпоративном управлении.

Большая часть стартапов сосредоточена в таких нишах, как программное обеспечение для бизнеса (19%), промышленные технологии (10%), решения для маркетинга и рекламы (8%), в областях здравоохранения (7%) и образовательных технологий (7%).

90% продуктов ориентированы на b2b-сегмент: это как корпоративные решения, так и продукты, предназначенные для нескольких сегментов. Согласно опросу, 47% основателей стартапов стремились занять рыночную нишу, 31% — коммерциализировать технологию, около 24% решали личную и рабочую «боль».

73% проектов разрабатывают два и более продуктов, чтобы тестировать разные гипотезы. Среди разработок доминирует программное обеспечение (44%), которое также может поставляться вместе с «железом» или сервисом (25%). Это могут быть программно-аппаратные комплексы, комбинация программного обеспечения с различными услугами (настройкой, аналитикой, сервисом поддержки) и SaaS-платформы. Все это соотносится со стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Москве, по которой доля технологического сектора в экономике города должна вырасти с 19 до 40%.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 30.05.2025
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть