Обед металлургов против all inclusive: что такое промышленный туризм

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Хотели бы вы узнать секреты создания чипов или на один день превратиться в золотодобытчика? С развитием промышленного туризма сделать это стало легче. Рассказываем о «фишках» такого туризма, трендах и перспективах

Что такое промышленный туризм

Согласно «Стратегии развития туризма в России до 2035 года», промышленный туризм — это посещения и мероприятия на объекте, которые позволяют посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему.

Ольга Захарова, директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив (АСИ):

«Промышленный туризм — это не только посещение грандиозных индустриальных объектов — заводов и добывающих карьеров. Это возможность на время экскурсии увидеть и погрузиться в профессию и в жизнь людей самых разных специальностей — директора завода и разработчика инновационных решений, фермера и винодела, ремесленника и создателя модных коллекций, кондитера и сыровара».

История промышленного туризма берет свое начало в 1866 году. «Первопроходцем» считается Jack Daniel’s. Всемирно известный ныне бренд в день старта работы самого завода открыл его и для всех посетителей. Сейчас в США практически все предприятия принимают гостей, а заброшенные производственные территории превращаются в общественные пространства, где можно погулять с семьей, посидеть в кафе или поработать. Промышленный туризм развивается и в Европе, но со своими особенностями. Чаще всего туристы предпочитают посещать заброшенные индустриальные объекты: соляные и угольные шахты, судостроительные заводы. Также для туристов открыты и действующие предприятия. В немецком городе Мюнхен, например, центром притяжения путешественников стал завод и музей BMW. В польском городе Краков жители и гости города могут побывать в соляной шахте «Величка». Здесь посетителям предлагают спуститься на глубину более 85 м.

Завод и музей BMW
Завод и музей BMW (Фото: Раксана Бабаева для РБК)

Как развивается промышленный туризм в России

Что касается России, то развитие этого направления началось еще в СССР. В 1930-е годы государственное экскурсионное акционерное общество «Советский турист» начало даже выпускать листовки с описанием производственных экскурсий. Советские туристы могли посетить предприятия горной, химической, металлургической, хлопчатобумажной промышленностей и не только. В XXI веке промышленный туризм в России переживает новый виток развития — более осознанный.

Отечественные предприятия стали по-другому смотреть на этот инструмент взаимодействия со своим потребителем и помогает им в этом Агентство стратегических инициатив. С 2020 года Агентство совместно с российскими регионами при поддержке Минпромторга России запустило инициативу по развитию промышленного туризма — «Открытая промышленность». В настоящее время в нее вовлечены более 50 российских регионов и более 400 предприятий. Закрытые для гостей объекты начали открываться для туристов, школьников и студентов.

Алексей Беспрозванных, замглавы Минпромторга России:

«По итогам этой работы мы получили большой запрос от регионов на получение знаний, обмена опытом и экспертной поддержки. Так и родилась идея провести Всероссийский Акселератор по промышленному туризму (конкурс стартовал 4 августа 2021 года, период проведения июнь 2021-го — февраль 2022-го. — РБК Тренды). Цель проекта — создание и внедрение эффективного механизма позиционирования российских промышленных предприятий как открытых, конкурентоспособных и выпускающих качественную продукцию».

Благодаря Акселератору поступили заявки еще от 39 российских регионов. На участие заявлено 270 предприятий практически всех сфер промышленности: это авиастроение и судостроение, автомобилестроение и инновационные производства, добывающая отрасль, черная и цветная металлургия, энергетика, химия и нефтепереработка, машиностроение, электроника, пищевые производства, легкая промышленность, а также уникальные производства народно-художественных промыслов, производители музыкальных инструментов, игрушек и т.д.

Алексей Беспрозванных:

«Мы также наблюдаем огромный интерес к нашим совместно с АСИ информационным публикациям, викторинам к путеводителю, где собраны самые интересные предприятия. Охват таких публикаций достигает 30 млн пользователей. И, конечно же, мы поддерживаем готовность предприятий развивать промышленный туризм, совместно с Агентством стратегических инициатив обучать предприятия и регионы, демонстрировать лучший опыт и активно продвигать те компании, которые выбирают политику открытости».

В 2022 году стартовал второй акселератор. Сейчас в нем участвуют 159 предприятий в составе 20 региональных команд из семи федеральных округов. Во втором акселераторе есть регионы-наставники. Этот статус получили восемь субъектов-лидеров 2021 года. Он позволяет предоставлять экспертную поддержку новых регионов и параллельно, на внеконкурсной основе, участвовать в акселераторе с пулом новых предприятий.

Цифры 2022 года:

  • 30 регионов разработали стратегии развития промышленного туризма;
  • 250 предприятий реализуют экскурсии и профориентационные программы;
  • 840 тыс. человек посетили промышленные предприятия-участники Акселератора за 2022 год;
  • 10 тыс. студентов прошли профориентационные программы и программы стажировок на предприятиях;
  • 3 центра компетенций по развитию промышленного туризма реализуют обучающие практикориентированные программы.

Кто такие промышленные туристы

Как отметила директор проектов дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Шандуренко, промышленных туристов можно условно разделить на три категории.

Индивидуальные туристы

Любопытные и любознательные люди, которые ищут ответы на вопросы как и что устроено, придумано, технологически функционирует и производится. Для них поездка на предприятие — возможность изнутри увидеть самые разные технологии и производственные процессы и услышать истории о профессиональном пути самых разных людей.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Резервный ресурс: где промышленники ищут замену импортным товарам

Школьники и студенты

Промышленный туризм становится главным инструментов в поиске потенциальных кадров для предприятий. Например, в июне 2022 года был запущен проект «Больше, чем работа». Его задача — трудоустройство молодых специалистов по их профессиональному профилю. Благодаря программе студенты могут пройти программу стажировки на предприятии с дальнейшей возможностью трудоустройства и получить необходимые для работы навыки и знания.

  • Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) подготовил серию ознакомительных стажировок для 150 студентов четырех профильных вузов: Уральского горного государственного университета, Тюменского индустриального университета, Уфимского университета науки и технологии на базе БГУ и УГАТУ, национального исследовательского технологического университета «МИСИС». Предприятие заинтересовано в молодых специалистах по специальностям «Горное дело», «Металлургия» и «Металловедение».
  • Российский производитель мобильной гидравлической грузоподъемной техники «ВЕЛМАШ» провел экспресс-стажировку для свыше 30 студентов с 6 по 8 декабря. Также выезды студентов запланированы на кемеровские «Азот» и «Сибшахтострой», на пермский «Протон-М» и чувашскую «ЭКРУ».
  • ПАО «ММК» устраивает ознакомительные экскурсии для студентов вуза. Учащиеся МГТУ имени Г.И. Носова с первого курса начинают ходить на комбинат на ознакомительные экскурсии, потом на ознакомительную практику, а далее на стажировку.

Ольга Шандуренко:

«Программа коротких стажировок является логичным продолжением проекта по развитию промышленного туризма: демонстрация кадрового потенциала — одна из основных задач нашего акселератора «Открытая промышленность». Акселератор дает возможность промышленным предприятиям сформировать программы посещения, демонстрирующие молодым специалистам условия труда и производственные процессы. Помимо получения знаний и навыков, стажировки — это возможность найти своего будущего работодателя, определиться с карьерным развитием».

Бизнес-туристы

Для такой категории путешественников промышленный туризм — возможность найти новых партнеров, выстроить новые производственные цепочки, а также перенять лучший отраслевой опыт.

Что могут увидеть туристы

Специально для удобства туристов АСИ создали путеводитель. В нем собраны все существующие сейчас экскурсии на предприятиях. Расскажем о нескольких маршрутах.

«Понедельник на Микроне»

Устройства по всему миру работают на чипах «Микрона». Микроэлектроника — одна из тех отраслей, на которых строится современный мир. Во время экскурсии на предприятие туристы посмотрят, как устроены чипы, смогут подержать в руках кремниевую пластину стоимостью с автомобиль, запрограммируют на мастер-классе собственный чип и даже попробуют «Микрон» на вкус. Плановые экскурсии проходят каждый третий понедельник месяца.

Ольга Пестерева, заместитель генерального директора по управлению коммуникациями АО «Микрон»:

«Промышленные объекты стали ближе к людям. Если мы хотим развивать российское производство и разбудить интерес к науке, технологиям, инженерным профессиям, то нет лучше способа, чем показать, что это такое и как работает. Благодаря Акселератору, организованному АСИ, сотни предприятий по всей стране смогли сделать полноценный турпродукт, стать понятными и привлекательными. Это огромный рычаг и один из инструментов социально-экономического развития территорий. По своему опыту видим, что спрос на экскурсии растет лавинообразно. За год количество запросов на экскурсию на АО «Микрон» выросло в пять раз. При этом приезжают туристы из разных регионов: от Сибири до Кубани. Примерно половина наших гостей — студенты и школьники, то есть те, кто сегодня выбирает профессиональный путь, хочет понять кем быть и ищет себя в жизни. За год мы открыли семь новых треков, в том числе три для школьников, которым показываем, как применяется на фабрике чипов то, чему учат в школе».

Также спикер добавила, что промышленный туризм сейчас очень актуален. Вызовы времени требуют включить все ресурсы и думать на вырост. «Конечно, одними экскурсиями кадровый голод не закроешь и инженерную элиту за три дня не создашь, но мы помогаем сориентироваться, как устроен реальный мир и более осмысленно шагать к цели. Общество получает более осмысленный выбор профессии гражданами и увеличивает шанс в глобальной технологической гонке», — объяснила РБК Трендам Ольга Пестерева.

Фото: АО «Микрон»
Фото: АО «Микрон»

«В гости к Мишке»

Концерн «Бабаевский» и «Красный Октябрь» создали необычную «сладкую» экскурсию. Гости отправятся в Музей истории шоколада и какао, посетят действующее производство, увидят самого большого шоколадного мишку в мире весом в 80 кг.

Также посетители понаблюдают за работой автомата, который умеет находить бракованную продукцию, и робота, что укладывает конфеты в коробки при помощи специальных приспособлений-присосок. Завершится экскурсия мастер-классом по созданию оригинальной рецептуры. Плановые экскурсии проходят с понедельника по субботу.

Фото: promtourism.online
Фото: promtourism.online

«Узнай, как рождается энергия»

Чиркейская — крупнейшая по мощности ГЭС на Северном Кавказе, расположенная на горной реке Сулак в Республике Дагестан. С недавних пор корпорация «РусГидро» открыла станцию для посещения туристов, чтобы дать возможность каждому жителю России своими глазами увидеть одну из крупнейших гидроэлектростанций и рассказать о том, как мощь Сулака управляется человеком.

Посетителям доступно посещение смотровых площадок, гребня плотины, машинного зала и музея истории ГЭС. Плановые экскурсии проходят два раза в неделю по 2 экскурсии в день — вторник, четверг.

Фото: promtourism.online
Фото: promtourism.online

«Укрощение огня»

Мечтали на один день стать металлургом? Магнитогорский металлургический комбинат раскрывает все секреты этой отрасли. Как рассказала руководитель центра компетенций по развитию промышленного туризма на ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Мария Пушкарская, предприятие всегда принимало гостей-коллег и партнеров. Но каких-то программ для людей, которые никак не связаны с отраслью, на комбинате не было. На ММК решили исправить этот пробел: создать зрелищный и безопасный маршрут для туристов.

Сейчас ММК посещают не менее 1,5 тыс. человек в месяц: от школьников до ветеранов предприятий из разных городов России. Среди них: Москва, Воронеж, Самара, Пермь, Екатеринбург и не только.

Мария Пушкарская:

«Приезжают люди совершенно разных профессий и семейного положения. Родители обычно идут по маршруту «Укрощение огня», а дети — «В гости к металлургам». И эти экскурсии проходят параллельно, чтобы каждому было интересно, но в соответствии с возрастом и безопасной организацией маршрута».

Увеличивать количество маршрутов на предприятии пока не планируют. Сейчас ММК заняты улучшением существующих. Также по запросу Общества инвалидов Магнитогорска был разработан маршрут «Открытая металлургия» для маломобильных граждан, запуск которого состоялся 17 ноября 2022 года при участии генерального директора ММК Павла Шиляева. Еще на предприятии открыт центр компетенции по развитию промышленного туризма. Это площадка для обмена опытом, сбора лучших практик и распространения на других предприятиях.

Фото: promtourism.online
Фото: promtourism.online

  • 21 тыс. туристов в год принимает Магнитогорский металлургический комбинат;
  • 10 тыс. человек посетили Северский трубный завод с шедевром уральской архитектуры.
  • 6 тыс. туристов посетили открытые ПАО «РусГидро» 2 гидроэлектростанции (Чиркейская и Саяно-Шушенская);
  • 4,5 тыс. туристов принял с начала 2022 года космодром «Восточный».

«Золото — не просто металл»

У туристов появилась возможность посмотреть на то, как пополняется золотой запас страны. «Прииск Соловьевский» в Амурской области открыт для тех, кто хочет примерить на себя роль золотодобытчика.

На экскурсии гостям расскажут, зачем нужна «царская водка» в процессе золотодобычи. Перед глазами туристов предстанет завораживающая картина: тигельная плавка в плавильной печи при температуре 1150 °С. Также гости «побывают на Луне», не покидая Земли, сфотографируют «лунный пейзаж» на карьере «Нагима», где добывают золото на глубине 60 м, смогут подержать в руке золотую россыпь — и это лишь часть программы. Сама экскурсия длится от 6 до 7 часов.

Фото: promtourism.online
Фото: promtourism.online

Для чего нужен промышленный туризм

Сегодня регионы и предприятия видят в промтуризме эффективный инструмент решения достаточно серьезных социально-экономических задач, объясняет замминистра промышленности и торговли России Алексей Беспрозванных. Среди них: повышение информированности россиян о современных промышленных технологиях, качестве российской продукции; массовое привлечение специалистов на предприятия, повышение престижа рабочих и технических профессий; формирование новой политики открытости и диалога с потребителем.

Первая волна развития промышленного туризма дала возможность предприятиям осознать себя в новом качестве, туроператорам увидеть и оценить новый продукт, а регионам смоделировать свои интересы. Теперь компаниям можно формировать целевые маршруты, использовать их для прикладных или стратегических задач, масштабировать удачные находки.

Ольга Пестерева:

«Этот маховик только начинает раскручиваться. Из мировой практики видим, что тренд промышленного туризма работает на любых широтах и везде бурно растет, если им заниматься. За год АО «Микрон» не только выстроил свою линейку туров с одного трека до восьми, но и встроился в несколько сквозных маршрутов: уже семь раз мы приняли у себя группу «Москва глазами инженера», показали производство в контексте истории и архитектуры, а в ноябре приезжала сборная «Больше чем путешествие» — школьники и студенты из 21 региона России участники проектов «Россия — страна возможностей» и Российского общества «Знание». Открылся новый специализированный сквозной IT-маршрут с посещением «Микрона» и офиса VK — часть совместного проекта Санкт-Петербурга и Москвы «Два города — миллион впечатлений», организованного в новом сезоне проекта Открой#Моспром, одного из самых популярных московских образовательных проектов в промышленном секторе. Много планов с туроператорами, которые начинают привозить к нам свои группы. Есть уже даже забронированные туры на ноябрь следующего года, что не может не радовать. Знаю, что у многих коллег по Акселератору тоже очень впечатляющие горизонты роста и интересные кейсы. Сейчас каждый из нас работает не только для себя, но и на общий опыт в новом деле. Каким будет будущее — зависит от нашей работы и от точности попадания в темпоритм промышленного туриста».

Еще один интересный тренд — честный разговор про экологию. Современные предприятия, создаваемые сразу с соблюдением экологических стандартов производства, переоснастившие очистительные системы создают очень интересные и познавательные экопроизводственные экскурсии. Такие экскурсии — диалог с населением, развенчивание страхов о вреде для здоровья и окружающей среде.

Алексей Беспрозванных:

«Например, предприятия Иркутской нефтяной компании в Усть-Куте или Амурского газоперерабатывающего завода в Свободном начали организовывать экскурсии на строящиеся предприятия, показывая, как возводятся современные цеха, монтируется оборудование, в режиме реального времени создаются новые технологические линии».

Но самым интересным в промышленном туризме были и остаются не столько технологии, оборудование, но, в первую очередь, люди, которые работали и работают на предприятиях.

Мария Пушкарская:

«Наши металлурги, шахтеры, энергетики, железнодорожники и другие заслуживают того, чтобы о них рассказывали с гордостью».

Обновлено 19.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть