Как оператор связи развивает внутренний туризм с помощью big data

Фото: Pexels
Фото: Pexels
«МегаФон» проанализировал агрегированные данные пользователей Мурманской области с помощью big data. Аналитика будет использована администрацией при реализации туристического кластера на берегу Баренцева моря

Задачи

Среди ключевых задач, стоящих перед аналитиками, была помощь правительству Мурманской области в изучении туристического потенциала региона. Для этого «МегаФон» исследовал гостей области и точки их притяжения.

Развитие инфраструктуры в наиболее популярных локациях сделает путешествия по арктической зоне более комфортными, логистические решения — более продуманными, а сам регион — привлекательнее для туристов.

Мотивация и предпосылки

В России уже на протяжении многих лет активно развивается внутренний и въездной туризм. В связи с этим у регионов появилась необходимость в технологических решениях, которые помогли бы развить это направление, в частности, проанализировать турпотоки и точки притяжения туристов в выбранном муниципалитете.

Решение

Решить такие задачи позволяют сервисы «МегаФона». В целом из отчетов компании регионы, заинтересованные в развитии внутреннего туризма, могут сделать вывод о реальном объеме турпотока на анализируемой территории на уровне региона или муниципалитета, «увидеть» социально-демографический портрет туриста и изучить характеристики ядра своей целевой аудитории.

Также сервисы позволяют оценить объем трат визитеров на анализируемой территории, выявить самые значимые регионы с наибольшим объемом трат среди туристов, выяснить, в какие регионы надо активнее привлекать туристов, какая длительность пребывания наиболее популярная, и, если это, например, 2–3 дня, то есть регион подходит для поездок на выходные, — разработать новый туристический продукт в этом направлении.

Олег Хорохордин
Зеленая экономика Глава Республики Алтай — о дорогах, экологии и туризме в регионе

Реализация

На основе сервиса «Цифровой туризм» команда «МегаФона» провела оценку туристических потоков в регионе, составила портрет путешественника и его поведенческий профиль, а также выявила наиболее популярные туристические локации.

Сервис «Цифровой туризм» анализирует следующие данные:

  • Портрет туриста. Пол, возраст, страна и город постоянного проживания, уровень дохода, интересы.
  • Поведенческий профиль туриста. Цель приезда, длительность пребывания, посещаемые локации в городе и регионе, тип размещения.

Решение «Аналитика городской среды» дает возможность оценить численность населения, его социально-демографическую структуру и уровень дохода, автономность и самодостаточность анализируемых муниципалитетов. На основе этих данных сформировалась объективная картина потребностей жителей Мурманской области, что помогло составить программу развития транспортной инфраструктуры региона.

У «МегаФона» более 74 млн абонентов. Благодаря партнерам аналитические инструменты компании работают с данными 98% населения страны. Сбор информации об абоненте можно рассмотреть на примере данных о его местоположении. Когда абонент перемещается по городу, его телефон переключается от одной базовой станции к другой. Системы операторов мобильной связи видят данные о создаваемой нагрузке на базовые станции. IT-система оператора агрегирует анонимные данные об абонентах в данные о «потоке» c привязкой к заданной географической точке. Поток профилируется с точки зрения качественных характеристик абонентов: пол, возраст, доход и прочее. Для улучшения качества данных применяются математические алгоритмы и технология геомэппинга.

«В рамках геоаналитических сервисов клиент может получить только агрегированные, деперсонифицированные данные без возможности идентифицировать абонента. Тем самым мы соблюдаем закон о защите персональных данных», — отмечают в «МегаФоне».

Сервис может определить дату приезда визитера в регион, тип поездки — поездка внутри страны или международное путешествие — из какого муниципалитета или региона приехал человек, какой у него пол, возраст, сколько он пробыл на территории и даже сколько денег потратил в поездке.

«Таким образом получается удобный инструмент работы с агрегированными данными по туристам, представленными в виде графиков, таблиц, карт. Уже на основе этих данных правительство Мурманской области самостоятельно делает выводы, разрабатывает план и предпринимает дальнейшие действия для развития туристической отрасли в регионе», — объясняют создатели проекта.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Большие планы: как будет развиваться туризм в России до 2035 года

Результат

«На основе больших данных мы смогли составить целевой портрет нашего туриста и постоянно его актуализировать. Например, в этом году почти 60% потока — это путешественники из Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Карелии и Краснодарского края. Причём четверть из них — в возрасте 25–34 лет. Традиционно Мурманская область считается местом притяжения на карте российских горнолыжных курортов, кроме того мы сейчас активно развиваем арктический и горный туризм, спортивную рыбалку, пешие и велосипедные походы. По информации о местоположении точек притяжения можно понять, где необходимо построить новые отели, пункты проката снаряжения и общепита. Также, зная маршруты движения туристов, можно улучшить навигацию в районе, а также упорядочить посещение территории природных памятников и заповедников», — отметил Андрей Чибис, губернатор Мурманской области.

Планы и перспективы

По итогам анализа данных, представители правительства Мурманской области приняли решение о развитии нового туристического кластера на побережье Баренцева моря вблизи губы Малая Волоковая и мыса Лисий — «Валла Тунтури». Комфортабельная туристическая инфраструктура сделает природный парк привлекательным местом для туристов со всего мира.

«Мы реализуем такие проекты с 2020 года, в нашем портфеле их уже несколько десятков. Возможности наших аналитических сервисов постоянно расширяются, и мы рады, что теперь наши решения успешно применяются в Мурманской области и помогают делать среду удобной и доступной для всех», — говорит Кирилл Самошонков, руководитель дирекции по цифровому маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона».

Обновлено 30.11.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть