Туристическое мастер-планирование: российский опыт

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Почти год назад, в декабре 2021-го, началась разработка мастер-планов для туристических макрорегионов России. РБК Тренды рассказывают, как строится эта работа и каким видят будущее внутреннего туризма специалисты

Об эксперте:

Ксения Титова, руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ).

В декабре 2021 года правительство России утвердило государственную программу по развитию туризма, в которой предусмотрено создание туристических схем территориально-пространственного развития макрорегионов (мастер-планов). К концу 2022 года завершится разработка трех пилотных проектов: «Дальний Восток», «Западный Юг России» и «Большое Золотое кольцо», а также схемы туристического развития всей страны. Их разработкой занимается проектный офис ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ).

К работе над каждым проектом привлекается многопрофильный консорциум. Проектный офис выступает в роли службы квалифицированного заказчика и контролирует весь процесс: от формирования ТЗ до согласования результатов работ со всеми задействованными сторонами.

Туристический мастер-план — это комплексный документ на стыке стратегического социально-экономического и пространственного планирования с учетом всех природных, социально-экономических, историко-культурных и инфраструктурных особенностей территорий. Он позволит реализовать комплексный подход к развитию туризма и поможет синхронизировать действия стейкхолдеров на всех уровнях.

Макроподход

До введения макрорегионального подхода в России туризм регламентировался текстовыми документами, определяющими цели и направления развития отрасли, — никаких карт, схем и планов территории. Кроме того, существует много туристических точек притяжения, которые находятся на стыке нескольких регионов, как, например, Байкал: его делят Иркутская область и Республика Бурятия. С помощью мастер-планов создаются новые документы с прикладной составляющей — маршруты и туристско-рекреационные кластеры межрегионального формата без привязки к административным границам.

Текущая госпрограмма развития туризма выделяет 12 туристических макрорегионов: Большое Золотое кольцо, Русская Балтика, Западный Юг России, Восточный Юг России, Большой Кавказ, Из Москвы в Санкт-Петербург, Большая Волга, Большой Урал, Русский Север и Арктика, Большой Алтай, Байкал, Дальний Восток, включающих в себя 52 субъекта федерации.

В 2022 году завершится разработка трех пилотных мастер-планов: «Западный Юг России», который объединяет регионы западного побережья Черного моря; «Дальний Восток», куда входят Камчатка, Сахалин и Приморье; и «Большое Золотое кольцо», объединяющий девять областей центральной России, расположенных вокруг Москвы. Также осенью стартовала работа над проектом «Из Москвы в Санкт-Петербург» (северо-западное направление ЦФО и СЗФО). Мастер-планы для остальных восьми туристических макрорегионов будут разработаны в 2023–2024 годах. Реализация мероприятий, заложенных в проектах, запланирована до 2035 года и будет происходить в несколько этапов согласно дорожным картам, предусмотренным для каждого макрорегиона.

Олег Хорохордин
Зеленая экономика Глава Республики Алтай — о дорогах, экологии и туризме в регионе

Разработка макрорегиональных туристических мастер-планов ведется в четыре этапа. Первый — это комплексный анализ всей информации о территории: статистики и пространственных данных, результатов социологических опросов, Big Data и т.д. Затем прорабатываются стратегические проектные решения на весь макрорегион, в том числе прогнозируется турпоток, необходимый объем номерного фонда, архитектурный код и маркетинг туристических мест. Третий этап — это разработка концепций комплексов туристической инфраструктуры всесезонных курортов. Финальный четвертый этап — формирование дорожной карты реализации проекта и подготовка предложений по внесению изменений в законодательство.

Цели этих проектов — максимально раскрыть туристические возможности макрорегионов, сформировать на их территории комфортное пространство для путешествий разных групп туристов, повысить уровень и разнообразие туристических услуг и создать возможности для круглогодичного отдыха, снизив фактор сезонности. За счет распределения турпотока и спроса на услуги увеличится вклад туризма в экономику регионов, их инвестиционная привлекательность, а также будут минимизированы негативные эффекты от роста числа туристов. Например, из-за наплыва туристов на южном побережье Крыма тяжело найти свободные номера в гостиницах и постоялых домах, даже несмотря на то, что треть объектов размещения относится к серому рынку. При этом вниманием туристов обделены некоторые локации Черноморского и Каспийского побережья или пляжи Дальнего Востока.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Большие планы: как будет развиваться туризм в России до 2035 года

Туризм круглый год

Из-за неразвитой инфраструктуры и событийного наполнения некоторых направлений туристам может казаться, что путешествовать и отдыхать можно только летом. Это сказывается и на спросе на поездки по России, и на экономике территорий. Единственное решение — развивать всесезонные предложения.

Специалисты проектного офиса «ПроГорода» и консорциумов разрабатывают комплексы всесезонных курортов для каждого макрорегиона. Эти локации должны иметь удобную и вариативную транспортную доступность, качественные средства размещения в различных ценовых категориях, ключевые достопримечательности в непосредственной близости и разнообразную развлекательную и сопутствующую инфраструктуру на территории самих курортов, то есть становиться точкой притяжения путешественников в любое время года. Для России это новый подход.

Так, для Приморья, Камчатки и Сахалина спроектировано по четыре курорта — всего 12 для туристического макрорегиона «Дальний Восток», для «Большого Золотого кольца» — 18, для «Западного Юга России» — 3. Общее количество всесезонных курортов для каждого макрорегиона зависит от количества субъектов, входящих в проект, и их туристического потенциала.

Специализация каждого курорта определяется с помощью всестороннего анализа ресурсов территории, туристического спроса и уникального позиционирования каждого региона. Это необходимо не только для создания комфортных условий для туристов в будущем, но и для привлечения инвесторов к проектам.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Сила в переработке: как из мусора строят деловые районы и курорты

Например, часто курорты, проектируемые для макрорегиона «Дальний Восток», основаны на термальных источниках или напрямую связаны с экотуризмом. Также учитывается нехватка локаций для пляжного отдыха. В Приморье и на Сахалине часть курортов расположены на побережье, а для сохранения их востребованности в холодное время года будут построены крытые аквапарки, бассейны и спа-комплексы.

Согласно данным исследования, которое проводил проектный офис «ПроГорода» в рамках работы над схемой развития туризма всей страны, спрос на пляжный отдых в стране удовлетворен только наполовину. Так, в проекте «Западный Юг России» главный акцент был сделан именно на развитие этого вида туризма. В то же время учитывалась необходимость перераспределения туристических потоков по территории макрорегиона. Это необходимо и для комфорта самих путешественников, и для контроля антропогенной нагрузки на территорию.

Главный ресурс «Большого Золотого кольца» — уникальное культурно-историческое наследие. Тем не менее разработчики не ограничивались только культурно-познавательным туризмом. Анализ показывает, что на территории этого макрорегиона есть потенциал для развития практически любого формата отдыха, особенно если речь идет про «охотников за впечатлениями», которые ищут уникальный опыт, неизведанные места и необычные события.

В целом, для каждого конкретного курорта прорабатывается множество сценариев, чем это место наполнить в течение года, в зависимости от базы туристических ресурсов территории. Например, там, где богатое историко-культурное наследие, можно организовать музейно-выставочные центры и этнографические деревни, а на природных территориях – возможности для различных видов спорта и уже упоминавшиеся крытые бассейны и аквакомплексы.

Фото:Unsplash
Экономика образования Архитектор «зеленых» городов: кто строит мегаполисы будущего

Удобное путешествие

По данным исследований проектного офиса «ПроГород», транспортные расходы составляют примерно 50% бюджета всей поездки, поэтому в целях экономии каждое второе путешествие совершается на личном автомобиле в соседние регионы не дальше, чем на 1 500 км. Это одна из причин, почему локальные аттракции не менее важны для развития туристических возможностей региона, чем достопримечательности федерального уровня.

Специалисты, работающие над мастер-планом, уделяют особое внимание созданию условий для транспортной мультимодальности, при которой из одного пункта путешествия в другой можно добраться разными способами. Например, в рамках мастер-плана «Большое Золотое кольцо» прорабатывается кольцевой веломаршрут по аналогии с успешным проектом «Вело1» — первым национальным веломаршрутом от Москвы до Санкт-Петербурга.

Важный принцип работы — создание для туриста возможности «бесшовного маршрута» по расположенным в непосредственной близости друг от друга местам притяжения, независимо от того, находятся они в пределах одного субъекта федерации или нескольких, граничащих друг с другом.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика То, что доктор прописал: медицинский туризм в регионах

Ксения Титова, руководитель проектного офиса ООО «ПроГород», отмечает: «В каждом проекте мы прорабатываем связанность субъектов между собой в единый туристический макрорегион: когда путешественник может комфортно перемещаться между локациями, не обращая внимания на административные границы. Это положительно сказывается на впечатлениях от поездки и оказывает мультипликативный эффект на экономику».

Вызовы и решения

Специалисты проектного офиса «ПроГород» решают следующие вопросы при работе над мастер-планами.

Подбор земельных участков

Большое количество контрагентов и обременений существенно усложняют поиск площадок для размещения гостиничной инфраструктуры, тем более когда такая инфраструктура размещается комплексно — найти не только свободные, но и подходящие с точки зрения доступности, видовых раскрытий и близости аттракций территории под отель, глэмпинг или арт-парк крайне затруднительно. К примеру, на Дальнем Востоке высокая доля ООПТ (особо охраняемых природных территорий) — это заповедники, национальные парки и заказники, в которых практически полностью запрещено строительство, а в центральной части страны — высокая степень урбанизации и связанный с этим дефицит свободных территорий.

Работа со статистикой

К сожалению, пока нет единой базы данных, где можно быстро найти информацию, необходимую для анализа туристического потенциала регионов или оценки турпотока. Более того, на региональном уровне расчет турпотока ведется по-разному, нет единой методики выявления доли серого рынка. Для разработки предложений по турпродукту каждого региона нужно понимание портрета туриста: пол, возраст, доход, интересы, предпочтения в транспорте, способы организации поездок, их дальность и так далее. Параллельно нужно понимать, как устроены туристические потоки по регионам в целом – откуда и куда едут по стране.

Для того чтобы преодолеть этот вызов, специалисты проектного офиса «ПроГорода» совместно с разработчиками аккумулировали максимально расширенный перечень исходных данных по регионам, верификация которых производилась на основании Big Data. На основе проведенного анализа можно прогнозировать динамику турпотока, а также давать предложения по приросту номерного фонда и необходимой сопутствующей инфраструктуры. Итоговая задача — комплексно взглянуть на сферу туризма, используя разнообразные инструменты, в том числе и карты.

Владивосток
Социальная экономика Не крабом единым: как развивается современный туризм на Дальнем Востоке

Ксения Титова рассказала о портрете среднестатического российского туриста, полученном в ходе работы: «Он путешествует на поезде или автомобиле в пределах 1 500 км от дома. Ему от 30 до 49 лет, заработная плата не превышает 50 тыс. руб. Он ездит отдыхать один-два раза в год на 3–7 дней и останавливается в двух- и трехзвездочных отелях. Но в рамках проекта мы не можем ориентироваться на такой собирательный образ. Проведенный в ходе работы над туристической схемой страны анализ позволил нам выделить основные сегменты, которые дают представление о разнообразии туристических запросов». Учитывая эти данные, специалисты смогут формировать подходящие предложения для разных групп туристов.

Диалог

Еще один вызов — количество коммуникаций, которые нужно наладить, чтобы согласовать проектные решения. Кроме проектного офиса и компаний, входящих в консорциумы, в этом процессе принимают участие:

  • федеральные органы исполнительной власти — профильные министерства, в том числе Минэкономразвития, Минкульт, Минтранс, Минстрой;
  • региональные власти — основной стейкхолдер, с которым наиболее плотно ведет работу проектный офис. Это вице-губернаторы, профильные региональные органы власти в области туризма, представители муниципалитетов, в границах которых прорабатывается развитие всесезонных курортов.

«К примеру, в макрорегион «Большое Золотое кольцо» входят девять областей — в каждой из них у нас до десяти контактных лиц, с которыми мы ведем коммуникацию, — отметила Ксения Титова. — Это представители департаментов туризма, муниципалитеты, инвесторы, собственники земельных участков и т.д. Со всеми нужно найти консенсус, учесть уже существующие проекты и согласовать новые».

Диверсифицированные предложения для разных групп туристов

Главные факторы, которые называют эксперты, описывая будущее внутреннего туризма, — разнообразие и возможность выбора. Это должно касаться всех аспектов: выбор направления, логистики, длительности поездки, ее содержательного наполнения и стоимости.

Потенциал внутреннего туризма

По данным проектного офиса «ПроГорода», примерно 64 млн россиян старше 16 лет не путешествуют. Наиболее частые причины связаны с отсутствием финансовых возможностей, свободного времени и инфраструктуры для отдыха с детьми. На основе этих и других статистических данных эксперты прорабатывают различные варианты предложений, которые удовлетворили бы всех желающих отправиться за новыми впечатлениями вне зависимости от продолжительности отпуска, семейных обстоятельств и бюджета.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Какой будет новая эра внутреннего туризма в России

Ксения Титова отметила: «Мы понимаем, что для того, чтобы стимулировать этих людей путешествовать, нам надо создать условия для появления бюджетных, но качественных средств размещения, возможности для разнообразных поездок «выходного дня» и инфраструктуру для разных групп туристов, в том числе семей с детьми».

Поиск впечатлений

Антропологи, работающие над проектом, пришли к выводу, что многие современные туристы путешествуют ради впечатлений. Гастрономические туры, интерактивные музеи, зимний серфинг и пляжи с черным вулканическим песком активно конкурируют с классическим туризмом в экскурсионных автобусах или летним пляжным отдыхом. Появляется запрос на уникальность, аутентичность и историческую достоверность — туристам хочется видеть места, в которых до них никто не бывал.

По данным исследования проектного офиса, сейчас основной турпоток концентрируется в 12 регионах. Но страна располагает куда большим количеством ярких точек притяжения, уникальными природными и культурно-историческими памятниками.

«Возможности внутреннего туризма по России практически бесконечны. Для реализации этого потенциала надо решить проблемы доступности локаций, нехватки качественных средств размещения и инфраструктуры, а также информированности населения о малоизвестных направлениях», — подчеркнула Титова.

Обновлено 25.11.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть