Не крабом единым: как развивается современный туризм на Дальнем Востоке

Владивосток
Владивосток (Фото: Shutterstock)
Чтобы сделать туризм на Дальнем Востоке комфортным и разнообразным, необходимо развивать инфраструктуру и формировать уникальное туристическое предложение в каждом регионе. В этом помогает и мешает сама природа

Об эксперте: Ксения Титова — руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (Группа «ВЭБ.РФ»).

Уникальность проекта туристического мастер-плана «Дальний Восток» (разрабатывается на территории трех субъектов ДФО — Приморский край, Камчатский край и Сахалинская область) обусловлена высокой долей природных территорий. Так, на территории ДФО расположены шесть памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, 1066 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), что составляет 58% от площади всех ООПТ страны. А доля ООПТ на Камчатке, Сахалине и в Приморье составляет до 80% площади регионов, даже сделать навигацию и проложить там тропы — это проблема.

Туристическая отрасль в Приморье, на Сахалине и Камчатке за последние несколько лет активно развивается. Вклад туризма в ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения в Приморском крае превышает среднее значение по стране и составляет ₽14 753 (2019 год), тогда как в среднем по стране — ₽12 738. Вообще, Приморье является туристическим хабом: во Владивосток проще всего добраться, и уже оттуда турпоток распределяется на другие регионы Дальнего Востока. Доля занятых в туризме в Приморье и на Камчатке тоже превышает среднюю по стране (более 5% — данные туристического мастер-плана «Дальний Восток»).

В 2021 году на территорию макрорегиона «Дальний Восток» было совершено 3,46 млн туристических поездок, 80% которых (2,8 млн) пришлись на Приморский край. В основном поездки совершали жители Москвы, Петербурга, Хабаровского края, Амурской области. Развит и внутренний туризм по макрорегиону — его формируют в основном жители Приморья. До 2020 года въездной турпоток составлял до 15% от общего числа туристов. После начала пандемии количество иностранных туристов достигло минимума, но остаются тенденции на развитие туризма со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Какой будет новая эра внутреннего туризма в России

Крайне восточное расположение регионов Дальнего Востока на берегу океана само по себе уникально, кроме того, оно дает возможности для развития круизного туризма: океанического (Северный морской путь) и даже международного с Японией, Кореей, Китаем. Любопытно, что круизный туризм — наименее популярный вид отдыха среди россиян, только 5% путешественников выбирают такие поездки. Аудитория круизов очень лояльна: 75% путешественников готовы повторить опыт, снова отправившись в круизный тур. При этом рынок круизов недостаточно диверсифицирован: дорогие предложения есть, среднего и бюджетного сегмента почти нет.

Рынок средств размещения, как и почти везде за пределами центральной России, развит слабо, а серый сектор несертифицированных гостиниц и арендного жилья составляет 12% (в реальности доля может быть в 2–3 раза больше). Макрорегион обслуживают 40,7 тыс. гостиничных номеров при среднегодовой загрузке не выше 40%. Гостиницы, как правило, морально устаревшие и не отвечают современным стандартам качества. Из альтернативных способов размещения на Дальнем Востоке развит кемпинг «дикарем»: с палатками или на автомобилях. Одна из ключевых задач при создании мастер-плана Дальнего Востока — повысить качество условий проживания в регионе, так как именно они влияют на выбор направления поездки так же сильно, как стоимость.

Токаревский маяк во Владивостоке
Токаревский маяк во Владивостоке (Фото: Shutterstock)

Вызовы и точки роста

Сложна сама дихотомия: дикая природа, которая притягивает туристов, количество ООПТ и необходимость развивать туристическую инфраструктуру, не разрушая эту неповторимую среду. Дать туристу наслаждаться ею в комфорте, но учесть антропогенную нагрузку. Популярность направления и сложность организации массового туристического потока.

Высок потенциал въездного туризма из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Филиппины, Индия, Малайзия), в том числе за счет развития игорно-развлекательного туризма, так как в Приморском крае находится одна из четырех игорных зон России.

Опять же, есть все и для круизного туризма: возможность захода портовых судов, острова, необычная береговая линия из утесов и скал, уникальные животные: сивучи, касатки. Остановившись в портовых городах, можно отправиться в путешествие по необычным природным местам: в долину гейзеров на Камчатке, по горной цепи Сихотэ-Алинь в Приморье, на вулканические пляжи Курильских островов.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Уроки гостеприимства: Ростуризм запустил онлайн-курсы

Среди перспективных направлений — яхтинг и пляжный отдых, развитые в каждом из трех регионов: побережья Японского и Охотского морей, а также возможность искупаться в Тихом океане на краю России. Сейчас уже мало кто не слышал про Халактырский пляж, черные пляжи с магнетическим песком или водные прогулки вокруг маяка Анива.

Для предпринимателей на территории всех трех субъектов действует упрощенный налоговый режим в рамках территории Свободного порта Владивосток — это особая зона, которая устанавливающая множество преференций для резидентов в целях упрощение ведения бизнеса и международной торговли.

Задачи со звездочкой

Выраженная сезонность туристического потока, которую надо преодолевать, едва ли не главный вызов, хотя все они, очевидно, связаны с природой региона и его климатом. Сезон один — лето. Зимой попросту опасно, и не везде туристов пускают — лавины. Или, например, тропа выдерживает определенную антропогенную нагрузку в виде количества человек за сезон, а расширять ее нельзя — снова природа!

Еще пара сложных моментов — обособленное расположение и самоидентификация регионов. Жители Дальнего Востока обладают особой ментальностью и воспринимают «всю остальную Россию» как материк. Есть некоторое недоверие к федеральным инициативам, так как много проектов было запущено, но не реализовано.

Однако сегодня Дальний Восток — макрорегион президентского внимания. Еще в 2018 году Владимир Путин сказал, что XXI век — время развития Дальнего Востока. После ВЭФа в 2021 году для субъектов ДФО была запущена разработка мастер-планов столичных и иных крупных городов федерального округа (всего 25 городов). Проекты в области комплексного развития городской среды и туризма на Дальнем Востоке реализуют такие крупные корпорации как «Туризм.РФ» и «Дом.РФ», частная инициатива представлена, например, проектами «Три Вулкана» и «Снежная Долина». Интересантов много, мы стараемся учитывать мнение всех сторон, не пересекаться и не противоречить — дополнять, усиливать друг друга.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика 15 проектов, которые делают туризм доступным для всех

По нашему базовому прогнозу, туристический поток на территорию макрорегиона к 2035 году вырастет почти вдвое и составит 6,68 млн поездок. Мы планируем достичь этого показателя за счет улучшения сервиса (выравнивания соотношения цена/качества) и развития связности регионов как внутри федерального округа, так и с западной частью России. Формирование рынка качественного номерного фонда к 2035 году предполагается за счет строительства порядка 30 тыс. номеров и практически полного сокращения «серого» фонда.

Кто и как создает мастер-планы

Сейчас в разработке находятся три макрорегиональных мастер-плана: «Большое Золотое кольцо», «Западный Юг России» и «Дальний Восток». По всем проектам работа ведется по общей трехчастной структуре: Ростуризм как инициатор процесса, центр принятия решений «ПроГород» как служба квалифицированного заказчика, подрядчик — многопрофильный консорциум, ядро которого формируют компании с двумя якорными компетенциями: мастер-планирование и бизнес-консалтинг в области туризма и гостиничной недвижимости. В процесс вовлечены и сами регионы в формате рабочей группы, куда входят профильные органы власти в сфере туризма.

Разработка проектов состоит из четырех этапов (в июле был пройден экватор): комплексный анализ, пространственная стратегия развития туризма, проработка всесезонных курортов (говоря о Дальнем Востоке, их будет 12 на все три региона) и дорожная карта, а также изменения в нормативную базу.

Команда проекта очень большая. Проектный офис работает одновременно на два города — Москва и Владивосток, — тем самым обеспечивая непрерывность процесса, а также представительство проекта на Дальнем Востоке. Благодаря постоянному пребыванию части команды на территории выстраивается эффективная коммуникация с регионами, можно оперативно отсмотреть новые площадки под проект или провести натурные исследования. К отраслевым блокам привлечены локальные архитектурные бюро, профильные подрядчики занимаются пиаром и маркетингом, инженерной инфраструктурой, транспортом, большими данными, соцопросами.

Работа над проектом запланирована на год, с декабря 2021 по декабрь 2022 года, но даже такой срок считается сжатым — большая территория и много стадий согласования решений. Так, разработка мастер-плана города, как правило, идет девять месяцев, а в кейсе с Дальним Востоком мы говорим о макрорегионе из трех субъектов федерации с большим количеством интересантов.

Мыс на острове Русский во Владивостоке
Мыс на острове Русский во Владивостоке (Фото: Shutterstock)

Чего хочет турист

Несмотря на высокий ценник поездки (от ₽70 тыс. при среднем бюджете туристической поездки по стране — ₽30 тыс. в год на человека), для туристов путешествие на Дальний Восток — это поездка мечты, на которую они готовы копить. По данным, полученным в ходе работы над туристическим мастер-планом всей страны, Дальний Восток вошел в тройку самых желанных направлений для путешествий наряду с другими уникальными природными местами, такими как Алтай и Байкал. Также у россиян популярен пляжный отдых и культурно-познавательный туризм.

При этом социологическое исследование, проведенное в рамках проекта, показало, что историко-культурная составляющая мало интересна массовому туристу — посещение исторических мест замыкает десятку целей поездки на Дальний Восток. И это логично — за историей и культурными достопримечательностями едут в регионы Большого Золотого кольца, где сконцентрирована пятая часть (более 30 тыс.) всех объектов культурного наследия России, тогда как в макрорегионе «Дальний Восток» их немногим более 1 тыс., и расположены они в основном в столичных городах — транзитных точках для путешественников, едущих смотреть природные места.

Фото:«Город открытий»
Экономика образования Экономика и впечатления: как Москва развивает образовательный туризм

Наиболее перспективным видом туризма в макрорегионе является оздоровительный туризм: термальные источники, бальнеология и спа. На Дальнем Востоке много природных лечебных ресурсов (грязи, минеральные воды), но пока нет инфраструктуры, а места отдыха чаще всего оборудованы туристами самостоятельно и носят стихийный характер. Большим потенциалом обладает горнолыжный отдых и, как ни странно, пляжный туризм, что особенно важно для местного населения, которое не готово ездить на курорты Черного моря через всю страну.

Поделюсь занятными идеями от граждан, которые были получены в рамках краудсорсинговой кампании по проекту: жители и туристы предлагают развивать круизный туризм, организовать регату к маяку Анива на Сахалине и оборудовать пляжи Камчатского края передвижными банями (такой опыт был в Норвегии). Для местных жителей есть идея организации в Приморье дачного туризма путем создания всесезонных дачных поселений с арендными домами. Однако самыми популярными по-прежнему остаются вопросы транспортной доступности и инфраструктуры для путешествий.

Между Канадой и Исландией

Природа и масштабы России настолько уникальны, что сложно найти сопоставимые по размеру и сложности зарубежные кейсы. Поэтому анализировали в первую очередь северные страны с похожим климатом на предмет вклада туризма в ВРП на одного жителя и количества туристов в год. Релевантен опыт Канады, Аляски и Исландии, в том числе отдельных туристических городов — Ванкувера, Анкориджа, Рейкьявика. Разработчики плана смотрели динамику развития индустрии туризма в части инфраструктуры, например, как развит транспорт, роль аэропорта, наличие туристического продукта для транзитных пассажиров, а также возможности для круизного отдыха.

Ориентировались на опыт Всемирной туристской организации (ЮНВТО), ООН, принципы устойчивого развития в туризме ОЭСР, но на сегодня это уже «маст», а не ноу-хау. Смотрели меры государственной поддержки, маркетинга, продвижения турпродукта. Например, в Исландии маркетинг природных дестинаций построен вокруг демонстрации эстетики опыта, который можно ощутить во время пребывания в стране.

Вид на Золотой мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке
Вид на Золотой мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке (Фото: Shutterstock)

Как продлить сезон

На ВЭФ-2022 планируется презентация промежуточных результатов разработки туристического мастер-плана Дальнего Востока, в том числе одного из 12 всесезонных курортов (территория в Елизовском районе Камчатского края). Сейчас прорабатываются по четыре территории на каждый субъект. Каждая из них отобрана по итогам анализа туристического потенциала и согласована с регионами. Локации для новых курортов учитывают запрос на развитие пляжного туризма и использование природных ресурсов Дальнего Востока для оздоровления. Кроме того, система всесезонных курортов позволит равномерно распределить инфраструктуру и, соответственно, туристический поток по территории, разгрузив региональные центры. Туристы смогут размещаться не только в крупных городах, но и в других интересных точках, что позволит переформатировать поездки из «радиальных вылазок» из центра и обратно в последовательный маршрут по территории региона.

Мы планируем обсудить полученные решения с профессиональным сообществом Дальневосточного округа, анонсировать расположение всесезонных курортов (инвест-лотов), услышать обратную связь, особенно в отношении перспектив инвестирования в туристическую инфраструктуру.

Сразу после форума во Владивостоке состоится стратегическая сессия в рамках третьего этапа разработки проекта, где мы совместно с властями регионов и отраслевыми специалистами обсудим мероприятия дорожной карты проекта. Это поможет улучшить качество итогового документа и доработать проектные решения с учетом мнений всех заинтересованных сторон.

Как это работает?

Туристический мастер-план, как и любой другой стратегических документ, требует серьезных ресурсов во время и по итогам его разработки: как человеческих, так и временных и финансовых. Важно понимать, что турпоток не пойдет сразу вверх, а туристическая инфраструктура не начнет развиваться, как только мы поставим точку в документе. Чтобы ощутить эффект, необходимо приступить к реализации, и должно пройти некоторое время — первая очередь проекта рассчитана на три года, на которые приходятся приоритетные и наименее сложные мероприятия, «быстрые победы», способные запустить процесс изменений.

Если мастер-план будет реализован успешно, а регионы будут вовлечены на всех стадиях, в перспективе ближайших десяти лет в макрорегионе произойдет качественное изменение структуры номерного фонда, его диверсификация, что обеспечит условия для прироста туристического потока, а за ним — развития бизнеса.

Отдельным важным треком является позиционирование как всего макрорегиона Дальний Восток, так и отдельных субъектов в его составе. Камчатка — вулканы и гейзеры. Сахалин — единственный в России островной регион. Приморье уже давно ассоциируется у россиян с воротами в Азию. Основа для айдентики уже сформирована, теперь необходимо создать индивидуальный портрет каждого региона, подчеркнув их уникальность.

Обновлено 06.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть