Об эксперте: Наталья Ковалева — директор по развитию Budu. Это медтех-сервис по управлению здоровьем, объединяющий телемедицину, экспертизу врачей, собственную клинику и сервисы превентивной диагностики.
Почему компаниям важно думать о ментальном здоровье
— В последние годы многие компании, в том числе российские, начинают уделять все большее внимание ментальному здоровью сотрудников. С чем связана эта тенденция?
— Первая волна резкого всплеска интереса к психологам со стороны корпоративных клиентов была во время коронавируса, потому что люди очень переживали. Пандемия влияла на психику, в том числе тех, кто не болел: они испытывали тревожность по поводу изменений в мире и социальной изоляции. По данным исследований, в течение первых трех месяцев пандемии уровень эмоционального выгорания сотрудников увеличился на 52%, и компании не могли этого не заметить. Неважно, из-за чего человек испытывает стресс — из-за трудностей на работе, политической ситуации, проблем в семье, — это точно влияет на его эффективность. И после первой и второй волн коронавируса даже те корпорации, которые говорили нам «нет, никакие психологи нам не нужны», стали интересоваться, как стабилизировать своих сотрудников. Психологическая поддержка команд позволяет наладить цепочку «счастливый работник — счастливый клиент — счастливый работодатель».
— Насколько важной сами сотрудники считают психологическую поддержку от компаний? Когда люди ищут работу, считают ли они это преимуществом?
— Еще несколько лет назад я ни разу не слышала, чтобы кто-то на собеседовании спрашивал: «А есть ли у вас психологи в соцпакете?» Сейчас ситуация изменилась. Кандидаты все чаще интересуются психологической поддержкой и, конечно, количество соответствующих запросов к нам от корпоративных клиентов растет. Одни компании принимают решения о внедрении программ ментальной поддержки на основе субъективных ощущений, другие — смотрят на проведенные внутри опросы eNPS (метод измерения лояльности работников к организации. — РБК Тренды) и понимают, что людям это действительно нужно.
— Есть ли в обществе предубеждения насчет таких программ и сеансов с психологами в целом?
— Да, некоторые до сих пор считают, что если ты обращаешься к психологу, то с тобой что-то не так.
Вместе с работодателями мы боремся против предрассудков. Я всегда привожу один пример. Когда у человека воспалился аппендикс, ему не приходит в голову сказать: «У меня есть хороший друг, я ему доверяю. Пойду к нему, и он мне сейчас аккуратно вырежет аппендикс, не зря же я ему швейцарский нож на день рождения подарил». Зато когда речь идет о ментальном здоровье, в России все привыкли решать вопросы именно так: сейчас я встречусь с другом, мы выпьем, я ему расскажу, что со мной случилось, и он обязательно что-то посоветует. На самом деле истории крайне похожи, просто первая про физическое здоровье, а вторая — про ментальное.
Как работают программы поддержки от Budu
— Какие меры обычно входят в корпоративные программы психологической поддержки?
— Наши программы — это условный конструктор здоровья, состоящий из большого количества разных кирпичиков. Мы не предлагаем купить уже сформированную программу. Мы работаем с каждым конкретным запросом отдельно, выбирая оптимальную программу, решающую проблему клиента. А иногда в диалоге рождается продукт, которого у нас до этого не было.
Один из популярных продуктов — вебинары. Наши психологи в рамках вебинаров рассказывают, как справиться с тревогой, стрессом, эмоциональным выгоранием. Это не пустая теория — мы даем людям практические простые инструменты, которые можно начать применять сразу после выхода из Zoom. Получив полезную информацию и проникшись доверием к психологу, сотрудники начинают заниматься индивидуально.
Часть клиентов просит предоставить им психолога в офисе. Сейчас многие вернулись на рабочие места в офлайне, и это очень востребованная услуга. Компании, которые покупают ее у нас, говорят, что психолог работает с 10 до 19 часов без перерыва на обед.
— На вебинарах объясняется, почему важно обращаться за психологической помощью к специалисту?
— Да. Например, после того, как жизнь каждого из нас неожиданно изменилась месяц назад, мы проводили противотревожные вебинары. Многие сейчас пребывают в прострации, а до этого у них просто была истерика.
В докризисные времена на вебинары записывались те, кто хоть немного интересуется психологией. Но сейчас приходят люди, которые никогда не работали с психологом и считали, что им это совершенно не нужно. А сейчас их накрыла волна тревоги, беспокойства и непонимания. В конце первой серии таких вебинаров мы слышали много отзывов подобного содержания: «Я считал, что психология — ерунда, но сегодня после этого мероприятия первый раз вздохнул свободно после двух недель ужаса. Спасибо вам за это». Когда ты слышишь такие отзывы, это по-настоящему окрыляет.
— Помогают ли программы Budu сотрудникам понять, что им нужна психологическая помощь?
— Помочь кому-либо против его воли нельзя, невозможно «нанести добро». Решение начать работать с психологом должно быть осознанным. Но образовательные вебинары помогают начать по-другому смотреть на ситуацию.
Как компании оптимизируют расходы на медицинские услуги
— Многие компании готовы тратить деньги на программы ментальной поддержки для сотрудников. Но при этом они стремятся сократить расходы на ДМС, иногда даже полностью отказываются от страховки. Как две эти тенденции существуют параллельно?
— В любой кризис все пытаются оптимизировать расходы. Корпорации думают, на чем сэкономить, но понятно, что отказываться от услуг, связанных с благополучием сотрудников, не всегда правильно. Поэтому компании ищут варианты, которые позволяют и им не разориться, и сотрудникам хорошо себя чувствовать.
Раньше считалось, что ДМС — обязательный элемент для крупной компании, которая хочет заботиться о здоровье сотрудников, а психолог — такая вишенка на торте: если есть — хорошо, но если нет, это не так важно.
Сейчас в условиях ограниченного бюджета приходится выбирать самое насущное. У нас есть клиенты, которые не платят за ДМС, но оплачивают психологическую поддержку команд, потому что это позволяет поддерживать эмоциональное состояние и ментальное здоровье работников. Хотя, безусловно, лучше всего работают комплексные программы: «физическое и ментальное здоровье в одном флаконе».
— Как компаниям найти баланс, который позволит одновременно оптимизировать расходы и заботиться о сотрудниках?
— Один из вариантов оптимизации бюджета — внедрить в программу заботы о сотрудниках телемедицину. Во-первых, это удобно: ты можешь обратиться к врачу не выходя из дома в удобное тебе время. Во-вторых, благодаря онлайн-формату сотрудники могут получить высококвалифицированную медицинскую помощь врачей из Москвы и Санкт-Петербурга вне зависимости от своего места нахождения. Для многих компаний, у которых территориально разрозненные команды, это важно. При этом пакет безлимитных онлайн-консультаций обойдется работодателю дешевле ДМС более чем в 10 раз.
— Как выглядит замена офлайн-приемов инструментами телемедицины? Сотрудники вообще не посещают врачей физически?
— Около половины кейсов можно решить без очного визита к доктору, хватает онлайн-консультации. Подсказать, какие исследования сделать, чтобы получить достоверные данные и снять тревогу, расшифровать анализы, проконсультироваться по поводу прописанных лекарств, дать рекомендации по улучшению текущего состояния пациента и многое другое можно сделать онлайн — и это сильно экономит время.
Если говорить об офлайн-приеме, то можно потратить час на дорогу в одну сторону, час — в другую и зайти в кабинет доктора на пять минут, чтобы услышать: «Сдайте вот такие анализы и приезжайте завтра». В итоге несколько часов потрачено впустую. В случае с телемедициной вопрос решается за 10 минут.
Какие законодательные ограничения есть у телемедицины
— Какой сейчас правовой статус у телемедицины? Что врач имеет право делать, а что — нет?
— На текущий момент врач не имеет права выписывать рецепты, ставить официальный диагноз и назначать первичное лечение.
Что он может делать? Первое — подготовить к первичному офлайн-приему. Например, пациент не знает, к врачу какого профиля обратиться. Онлайн-консультация поможет выяснить, с чем связана проблема. Далее доктор расскажет, какие анализы сдать, какие обследования сделать. Так можно прийти на офлайн-прием уже подготовленным, чтобы сэкономить время и деньги.
Второе — расшифровать анализы. Все попадали в ситуацию, когда приходит куча бумаг с результатами: где-то твои значения попали в референсные, где-то — нет. У людей, склонных к ипохондрии, может начаться паника. Но всего за 5 минут онлайн-консультации врач объяснит результаты анализов и расскажет, что с тобой происходит на самом деле и нужно ли предпринять какие-то дальнейшие шаги. Как-то ночью нам в чат написала девушка, которая попросила в срочном порядке расшифровать результат анализа на ХГЧ (хорионический гонадотропин человека. — РБК Тренды), чтобы понять, беременна она или нет. Очевидно, что ждать утра у нее просто не хватило бы терпения.
Третье — скорректировать лечение. Есть много кейсов, когда уже прописанные лекарства перестали работать, на них возникла аллергия, либо препарат подорожал или его невозможно найти в аптеке и нужно, чтобы врач посоветовал замену
Четвертое — дать пациенту второе мнение. Его полезно запросить, когда речь идет о серьезном диагнозе — когда важно услышать мнение нескольких профессионалов. Или когда в клинике назначают анализы на ₽25 тыс. или отправляют к 17 другим специалистам. В этом случае с помощью второго мнения можно понять, действительно ли тебе это нужно, или прописанное лечение является коммерческой схемой.
— Ожидается ли расширение правового статуса телемедицины?
— Конечно. Это важно как для медицинских компаний, так и для клиентов, поэтому я уверена, что часть законодательных ограничений смягчится. Но это не значит, что надо сидеть и ждать условного «завтра», когда могут случиться эти изменения. Для всех, кто ценит сочетание профессионализма врачей и экономии собственного времени, телемедицина прекрасно работает уже сегодня.