Бизнес и справедливость: спецпроект РБК Тренды и компании А1

Фото: Chr. Offenberg / Shutterstock
Фото: Chr. Offenberg / Shutterstock
В ходе пандемии фактором выживаемости бизнеса стали нравственные категории, такие как справедливость. Может ли понятие справедливости быть универсальным? Как ее понимали в разные исторические периоды и понимают сегодня?

Во время пандемии в обществе вырос запрос на справедливость — но понимаем ли мы, что это такое? РБК Тренды и инвестиционная компания А1 разбираются в истории понятия справедливости: какой ее видели наши предки, а какой видим мы? Что может сделать наше общество более справедливыми? Возможна ли справедливость в бизнесе, и если да, как она может выглядеть?

Неравное правосудие

Один из древнейших законодательных памятников в мире — Законы вавилонского царя Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи стремился унифицировать систему правил общества, сделав их понятными и едиными для всех. Но унитарными правила были только внешне, а понятие справедливости — весьма противоречивым.

Общество Вавилона делилось на три группы: общинников, царских людей и рабов. Имущественное положение большинства общинников и царских людей было примерно одинаковым, но в сфере права различия между двумя сословиями свободных людей все же были. Например, причинение телесных повреждений общиннику каралось по принципу симметричного возмездия, но за то же самое преступление в отношении царского человека наказывали только денежной компенсацией. Собственность разных сословий тоже ценилась неодинаково. За кражу имущества рядового общинника или чиновника — смертная казнь, за воровство вещей царского человека — штраф. Законы Хаммурапи защищали неприкосновенность частной собственности и старались руководствоваться понятием справедливости, хотя оно и было сословно обусловленным.

Античные философы в поисках справедливости

Свое понимание справедливости было и в Древней Греции. Высшей ценностью общества считалась не жизнь отдельного человека, а демократия — ее защищали всеми способами. Например, если какой-то гражданин, по мнению народного собрания, угрожал демократии, его могли подвергнуть процедуре остракизма — изгнанию (при этом остракизм был скорее превентивной мерой, а не формой наказания). К изгнанникам относились по-своему справедливо: их не лишали статуса гражданина полиса, и они могли вернуться в общество через десять лет изоляции, получив назад свое имущество.

Процедура остракизма была частью реформ Клисфена, который установил первую древнюю демократию в Греции. Процесс изгнания гражданина состоял из двух этапов. Сначала демократическое собрание народа Афин решало, нужно ли проводить остракизм. Если большинство высказывалось «за», то через два месяца на Агоре участники собрания на черепках выцарапывали имя гражданина, которого хотели изгнать. Процедура только внешне кажется простой: точно неизвестно, сколько именно черепков требовалось, чтобы подвергнуть человека остракизму, или почему в некоторых случаях решение отменялось. Процесс остракизма был не частой практикой — достоверно мы знаем только о двенадцати людях, которых изгнали.

В Древней Греции практически каждый свободный житель (кроме женщин, детей и рабов) имел возможность принимать участие в решении основных вопросов общественно-политической жизни, но единого мнения по вопросу справедливости так и не сложилось — правильное и должное все равно могло восприниматься по-своему. Сократ считал, что справедливость — это то, что выгодно другому, потому что человек, поступающий справедливо, все свои умения направляет на то, чтобы было хорошо его соседям. Платон и Аристотель тоже расходились в понятии добродетели: первый утверждал, что справедливость — врожденное качество, второй же считал, что это не данность, а обретается только в обществе.

Личное — часть общего

В Древней Греции внимательно относились к личному имуществу: неприкосновенным считалось даже то, что принадлежало изгнаннику. В Риме продвинулись еще дальше. Цицерон выделял два фундаментальных принципа справедливости:

  • никому не наносить вреда;
  • пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной — как своей.

Он считал, что частная собственность — это составляющая того, что от природы принадлежало всем, а потому должна оберегаться, чтобы сохранить общественное единство. Следовательно, посягательство на личное имущество воспринималось как посягательство на устройство общества в целом.

Имущество в правовом устройстве Римской Империи играло фундаментальную роль. С одной стороны, общественное положение и количество прав определяло происхождение: к привилегированным слоям общества относили тех, кто мог проследить свою родословную к исконным римским родам. С другой стороны, граждан делили на классы исходя из их имущественного положения. В Римской Империи до справедливости как равноправия всех было далеко: голос богача имел несравненно большее значение, чем голос нищего.

Справедливость в Средние века: от религиозных к светским законам

После падения Римской Империи проблемы справедливости никуда не исчезли. В Средневековой Европе нормы морали определялись Библией. Заповеди, вроде бы, были одни на всех, но равенства люди все равно не достигли. Нормальным считалось разделение людей по сословиям и имущественному положению, и для каждой из групп населения была своя справедливость. Нравилось это не всем. Во Флоренции стремление незнатных людей остановить притеснения и насилие со стороны магнатов привело к созданию в 1293 году «Установления справедливости» — по сути, Конституции страны. Этот закон говорил о справедливости не просто как о добродетели души человеческой, но как об ответственности всех членов общества друг перед другом. Сферу частной собственности понятие справедливости-долга не обошло: чем ты богаче, тем выше твоя ответственность.

Фото:David Lienemann / Getty Images, Александр Лыскин / РИА Новости
Социальная экономика Поправки к конституции: как и зачем в мире меняют основной закон

Справедливость не для всех

Эпоха Великих географических открытий и колонизация Нового света стали одними из поворотных моментов, изменивших все, в том числе, и вопросы добродетели. Нормальным считалось отнимать у туземцев то, что когда-то им принадлежало — понятие неприкосновенности частной собственности к ним не относилось. Ограничение прав из-за принадлежности к определенной расе считалось вполне справедливым. Европейцы верили, что мышление и поведение человека определяется его биологической принадлежностью: расой, цветом кожи. Следовательно, цивилизованные и просвещенные колонисты превосходят неспособных к развитию туземцев и обладают врожденным правом господства над ними.

Европейцы той эпохи, встречаясь с представителями рас и этнических групп, считали их низкоразвитыми людьми или переходным звеном между обезьяной и человеком. Французский врач и путешественник Франсуа Бернье считал белых европейцев биологической нормой, от которой другие расы отклонились. Писатель Артюр де Гобино утверждал, что «белая раса изначально обладала монополией на красоту, интеллект и силу». Кристоф Майнерс делил человечество на две категории: «красивую белую расу» и «уродливую черную расу» — низшую, аморальную и подобную животным. В той или иной степени с ним соглашалось большинство сторонников господствующего в ту эпоху научного расизма.

Иллюстрация конца XIX века Х. Стрикленда Констебля: предполагаемые особенности «ирландско-иберийских» и «негритянских» черт и их отличия от более высоких «англо-тевтонских».

Дискриминация и европейский колониализм привели Европу к обогащению, но стала катастрофой для коренного населения Колумбии и Америки. Численность местных народов уменьшилась на порядки, в результате насаждения религий были утрачены целые пласты самобытной культуры. В ту эпоху никого не интересовало, на чем стоит торговля, но теперь наступила эпоха постколониализма и искупления. Страны Европы и Северной Америки от геноцида коренного населения перешли к его защите — созданию резерваций, выплате компенсаций, введению льгот и, главное, установлению равных прав со всеми гражданами.

Что почитать по теме:


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 29.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть