О мероприятии
«Российская креативная неделя» (Russian Creative Week) — федеральное мероприятие, которое организует АНО «Креативная экономика» регулярно с 2020 года. С 25 по 27 сентября 2025 года в Москве провели 86 сессий и обсудили значимость каждой креативной отрасли, а также смогли показать, как творческая индустрия влияет на экономику.
В рамках события состоялась сессия «Профессия — инфлюенсер: эволюция творчества в цифровых медиа», на которой эксперты обсудили, какие навыки необходимы современным авторам контента, чтобы успешно адаптироваться к быстро меняющейся медиасреде и высокой конкуренции — как между собой, так и с новыми технологиями.
Своим мнением на панельной дискуссии поделились:
- Гранислава Артемьева — руководитель креативных индустрий VK;
- Иван Звягин — контент-директор «РБК Трендов», владелец продукта по разработке систем машинного обучения в компании РБК;
- Любовь Сидоркина — блогер-миллионник;
- Николай Горелый — креативный продюсер, руководитель проекта «Креативное поколение»;
- Роберто Панчвидзе — российский программист, медиаменеджер, предприниматель, президент блогерского агентства Invite;
- Юлия Долгова — генеральный директор группы маркетинговых агентств Jami Lup.
На сессии представили результаты исследования НИУ ВШЭ, в котором приняли участие свыше 2400 представителей креативных индустрий. Выяснилось, что контент создают люди разных возрастов, но внутри профессий свои нюансы и предпочтения: молодежь чаще становится видеомейкерами и дизайнерами, а более зрелая аудитория уходит в медиаменеджмент. Мужчины чаще выбирают технические направления, а женщины — гуманитарные.
Среди самых популярных платформ в России лидируют «ВКонтакте», Telegram и YouTube, и все они предлагают актуальный и относительно свежий формат — короткие видео.
Не обошлось и без искусственного интеллекта — блогеры занимают третье место по частоте обращения к ИИ, уступая дизайнерам и контент-менеджерам. Однако все представители креативной индустрии отмечают, что для дальнейшего роста требуется постоянное обучение. И здесь спасают отраслевые и образовательные сообщества. Главный вопрос, какие навыки действительно дают возможность вырасти в доходах.
Умение быть искренним
Зрители устали от красивой картинки, адресованной в никуда. Сейчас популярны блогеры, создающие эмоциональный контент, и главная эмоция их сообщений — искренность. Людям ближе и интереснее зарисовки реальной жизни. Бренды сотрудничают с микроинфлюенсерами, которые честно делятся проблемами и радостями, пусть даже ограниченными конкретной профессией, отраслью или направлением. Такой блогер понятен своей аудитории, и сам он формирует с подписчиками тесную связь, так как понимает, кто его смотрит, читает и что хочет видеть.
Юлия Долгова:
«Есть явный тренд на работу брендов с блогерами в новой форме. Раньше это были охваты и просто трафик, а сейчас от блогера требуется влияние на результат. Ожидается, что он знает перформанс и понимает, как его каналы конвертят реальные продажи».
Роберто Панчвидзе:
«Появился запрос на многосложные истории, на импакт-контент. Раньше говорили, что это только для благотворительности актуально, но сегодня это работает уже во всех направлениях».
Постоянная работа с сообществами
Комьюнити давно перестали быть просто площадкой для общения. Сегодня их создают с учетом конкретных потребностей и для очень разных аудиторий. Иногда крупные блогеры или компании заинтересованы в том, чтобы креаторы находили новые связи. Для входа в коммьюнити не нужно громкое имя, но необходимо желание искать точки касания с другими представителями отрасли и делать это постоянно, понимания, что общение — это ресурс для развития.
Гранислава Артемьева:
«Не обязательно быть в Москве или Петербурге, чтобы стать частью творческого сообщества. В VK есть «Простор» и «Студия Простора» — место, где креаторы создают портфолио, прокачивают навыки, заводят связи и превращают творчество в доход».
Менеджмент и системность
Создание контента — это не просто творческий посыл, но и расчет: какой формат, в какое время и в какой последовательности нужно создавать. На каком-то этапе стратегическое планирование может осуществлять один человек, он же — автор, но со временем ему могут понадобиться дополнительные инструменты. Так, креатор становится уже не просто блогером с активом — своей страничкой, но и менеджером своей команды, ее стратегическим лидером.
Любовь Сидоркина:
«Раньше я делала контент по наитию, а монетизация была приятным бонусом. Сейчас блогеры становятся медиаменеджерами сразу, то есть их контент тщательно продуман, работает не по вдохновению, а как производство, то есть, по сути, это новая профессия».
Продюсирование идей
Иногда контент можно монетизировать как отдельный актив. Если вы хорошо предвидите форматы, чувствуете тренды, находите инсайты и ваши идеи «залетают», вы можете их отчуждать. То есть ваше уникальное умение предугадывать и создавать успешные проекты/продукты само по себе становится отдельным источником дохода.
Николай Горелый:
«Нужно отделять личное от рабочего. Вы и ваша картинка уже не единое целое. Ваш стиль коммуникации может быть отчуждаем: он продолжит взаимодействовать с аудиторией, даже когда вы сами больше не будете блогером — наследие останется».
Со-творчество с ИИ
Роль и степень интеграции искусственного интеллекта уже объективно велика. По данным исследования Аналитического центра АКАР, 97% рекламных агентств используют ИИ для разработки своих рекламных продуктов. 70% средних и крупных российских компаний используют нейросети в своей работе, следует из опроса, который провели VK и Prognosis. Важно не убегать от реальности, отпустить стадию отрицания и хладнокровно планировать свою работу с ИИ. Потому что со временем искусственный интеллект будет доступен каждому, и нам неизбежно придется ответить на вопрос — кто теперь творец и что является творчеством?
Иван Звягин:
«Что такое творчество в 2025 году? Креатив сегодня не техника исполнения, а умение задать направление, понять, зачем и какой смысл стоит за формой. Это чуткость к задаче: сначала правильно понять «зачем», а уже потом «как». Иногда новизна не в придумывании с нуля, а в неожиданной комбинации знакомых элементов. Нужно уметь формулировать привычное так, чтобы оно зазвучало иначе. Потому что в эпоху бесконечного контента главное — выделить главное».
Топ-5 вещей, которые креатору стоит делать в 2025 году
- Искать ту нишу, где получается быть настоящим.
- Постоянно работать с сообществами.
- Менеджерить время и человеческие ресурсы.
- Продюсировать свои форматы и идеи.
- Решать задачи совместно с ИИ и контролировать его результаты.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.