
Об авторе: Анастасия Дорожкина, художественный руководитель бюро Metapole.
В музейной сфере уже давно наблюдается любопытная динамика: очереди на громкие временные выставки становятся все длиннее, билеты часто бывают распроданы, а в выходные в залах крупных музеев не протолкнуться. Это можно связать с тем, как изменились сами музеи. Они сохраняют научный статус и часто используют развлекательные элементы для привлечения посетителей.
Мультимедийные пространства успешно делают ставку на вау-эффект, внедряя все более сложные и впечатляющие инсталляции. Но как интерес публики удерживают классические музеи? Ведь многие экспозиции требуют гораздо более консервативного подхода из-за экспонатов и исторической тематики выставок. Поговорим о том, как создавать актуальные и запоминающиеся выставки, сочетая уважение к традициям, внимание к экспонатам и свежие решения.
Мультисенсорный опыт
Мультисенсорный опыт позволяет воздействовать на эмоции посетителя и вызывать личные ассоциации, удерживая его интерес. Тяга к познанию окружающего мира через зрение, обоняние, слух и осязание заложена в человеке природой. Так происходит процесс исследования мира ребенком. Современные технологии позволяют добавить в экспозицию элементы, которые расширяют опыт взаимодействия с информацией и остаются в памяти на долгое время.
У посетителей находят отклик экспонаты, рассчитанные на тактильность, — они обеспечивают взаимодействие между визуальным образом и осязанием.
В книге Нины Левент и Альваро Паскуаля-Леоне «Мультсенсорный музей» описывается, что некоторые области мозга, отвечающие за визуальное восприятие, могут активироваться тактильными ощущениями. Запах также может быть инструментом коммуникации с посетителем и раскрывать контекст темы.
Этим принципом руководствовалась команда авторов при проектировании выставки «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах» в Государственном историческом музее: несколько интерактивных инсталляций дополняло звуковое сопровождение. В отделе, посвященном фотохронике Нюрнбергского процесса, благодаря специальным наушникам каждый мог послушать реальные показания свидетелей и, как судья, переключаться между ними ударом молотка.

Экспонат с записями из личного дневника фотографа Евгения Халдея сопровождался аудиоспектаклем, в котором актер зачитывал отрывки. Благодаря мультисенсорному взаимодействию с каждой инсталляцией посетители глубоко погрузились в контекст событий его жизни и оценили важность работ.

Сторителлинг
Выставка сегодня — это не просто собрание экспонатов, а хорошо рассказанная история, в которую погружается зритель. Инструменты сторителлинга помогают выстраивать сложное повествование, объединяющее все элементы единой сюжетной линией. Если сценарий экспозиции грамотно выстроен, она может стать, например, порталом в прошлое или путешествием в будущее.
Отличный пример — выставка «Дэвид Боуи» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, которая не просто предложила посетителям посмотреть на личные вещи и архивные снимки артиста, а выстроила их в уникальный сюжет, добавив элементы графического дизайна, видеопроекции, голограммы и аудиоинсталляции.

Взаимодействие
Одна из первых ассоциаций со словами «музейный экспонат» — надпись «Руками не трогать!», которая сулит неприятности любому, кто не послушается. Сегодня все изменилось, и, хотя многие экспонаты по-прежнему трогать нельзя, интерактивные технологии позволяют посетителям взаимодействовать с пространством выставки и отдельными объектами.
Выставка строится как единая коммуникативная среда, в которой посетитель не только получает информацию, но может оставить обратную связь, что-то создать или достроить, повлиять на атмосферу пространства или экспериментировать.
Чтобы познакомить посетителей с ранними фотографиями Евгения Халдея, авторы придумали интерактивную инсталляцию на выставке «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах», упомянутой выше. Это был во много раз увеличенный объектив камеры Leica: изображения начинали вырисовываться при прокрутке в фокусе «камеры», и при щелчке затвора появлялась фотография.

Мультимедийные инсталляции
Самая очевидная функция мультимедийных элементов на выставке — это создание мощного визуального эффекта и зрелищных образов, которые захватят внимание посетителей и гарантированно запомнятся. Но помимо этого грамотно использованные инсталляции помогают раскрыть сложные темы, для рассказа о которых иногда недостаточно экспонатов или текстового описания. Видеоинсталляции, дополненная реальность и световые эффекты погружают зрителя в историю, позволяют вступить с выставкой в диалог и подсветить важные идеи.
В сфере использования диджитал-технологий широко известна японская студия TeamLab, которая создает интерактивные экспозиции не только для своего музея в Токио, но и для пространств по всему миру. Например, недавно в Абу-Даби открылось созданное ею иммерсивное пространство Phenomena, в котором десятки цифровых инсталляций реагируют на малейшее движение, свет или звук.

Выставку Государственного исторического музея «Образ и слово. Искусство советского плаката» дополняли инсталляции, которые помогали погрузить посетителей в атмосферу эпохи и позволяли взаимодействовать с экспозицией. Например, с помощью нейрозеркала с технологией Stable Diffusion желающие могли примерить на себя образы героев плакатов. Также в одной из зон посетители могли создать собственный плакат, выгрузить его в «Матрицу плакатов» и скачать на телефон.

Технология digital twins
Цифровые двойники (digital twins) становятся важным инструментом в музейной практике. Они позволяют детально воспроизводить в формате интерактивных 3D-моделей экспонаты, которые нельзя выставлять из-за хрупкости или недоступности. Благодаря этой технологии можно убрать стеклянные витрины и приблизить редкие предметы к зрителю, не подвергая оригиналы риску повреждений.
Цифровые двойники также открывают новые возможности для реконструкции — будь то древнее поселение, разрушенный замок или картина, сохранившаяся лишь фрагментарно.
С помощью голограмм и виртуальной реальности можно по архивным фото и чертежам восстановить исторические сцены.
Такой подход делает музейный опыт глобальным: коллекции становятся доступными по всему миру, а сотрудничество между учреждениями выходит за пределы логистики и географии.
Доступность и открытость
Технологии сделали музейное пространство более открытым, чем когда-либо. Цифровизация коллекций позволяет кратно увеличить аудиторию музеев и побудить ее к будущим посещениям. Парижский Лувр и мадридский Прадо запустили детализированные виртуальные экскурсии по своей коллекции. Не отстают и отечественные учреждения: в программе «Виртуальный Пушкинский» можно изучить залы музея не выходя из дома.
Еще один интересный прием для привлечения интереса публики — открытие музейных хранилищ для посетителей. Политехнический музей открыл доступ к коллекции фондохранилища, которую составляют все экспонаты, собранные с 1872 года. Вход осуществляется через большую сейфовую дверь и только в сопровождении сотрудников музея. Внутри посетитель получает возможность не только познакомиться с редкими и недоступными предметами, но и понаблюдать за работой научных сотрудников, процессами инвентаризации и учета, а также за подготовкой к будущим выставкам.

Погружение во внутреннюю кухню музея может происходить и онлайн: иногда на официальных сайтах учреждений выходят спецвыпуски, в которых сотрудники рассказывают об особенностях своей работы. Например, реставратор может показать процесс работы с конкретным предметом. Это позволяет увлечь аудиторию темой и повысить лояльность к музею.
Сценография экспозиции
Визуальная драматургия выставки — еще один мощный инструмент влияния на посетителя. Сценография в музеях сегодня работает не только с пространством, но и с метафорами, концептами, опорными смыслами. Она может задать эмоциональный тон всему повествованию и создать узнаваемый образ проекта. Уникальная интерпретация темы, подкрепленная глубоким анализом, позволяет сделать выставку не только информативной, но и по-настоящему выразительной.
Для выставки «Любовью и единением спасемся», которая проходила в Сергиево-Посадском музее-заповеднике и была посвящена преподобному Сергию Радонежскому, бюро Metapole создало единый нарратив, объединивший десять залов темой жизни и почитания святого. Повествование развивалось поэтапно, рассказывая о периодах жизни преподобного Сергия Радонежского и важных исторических событиях, в которых он участвовал.

Нарратив подкреплялся художественными образами, специально разработанными для каждого этапа. Например, в сценографии для первого зала, посвященного началу пути Радонежского, была создана инсталляция цветочного луга. На этот образ авторов вдохновила картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Облик музейного фасада
На восприятие экспозиции также влияет архитектура как внутренних залов, так и самого здания музея. Взаимодействие с выставкой начинается еще с улицы, и экстерьер формирует первое впечатление посетителя. Поэтому важно, чтобы внешняя архитектура дополняла экспозицию, транслируя единый месседж. Например, фасад Музея журналистики в Вашингтоне (Newseum), выполненный из прозрачного стекла, символизирует открытость и честность — ключевые принципы средств массовой информации.

Современные выставки все чаще стремятся повлиять на эмоции посетителя и вызвать чувство сопричастности к исследуемому событию или предмету. Именно обращение к индивидуальному опыту зрителя превращает музей в пространство для диалога и позволяет открыто дискутировать на сложные темы. Успешная экспозиция должна грамотно задавать вопросы и стать местом для размышлений. Здесь посетитель не просто получает информацию — он начинает интерпретировать собственный опыт и выстраивать новые смыслы. Именно в этом рождается подлинный интерес, когда человек чувствует личное участие в выставке.
Когда музей находится в диалоге с посетителем и формирует пространство для дискуссии и рефлексии, предлагает зрителю размышлять, чувствовать и выбирать свою оптику, интерес к нему не просто сохраняется, а становится устойчивой привычкой.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.