
Содержание:
Лев Гумилев (1912–1992) — сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, который, как и родители, писал стихи, но своим основным видом деятельности все-таки выбрал науку. Его научные интересы находились на пересечении истории, культурологии, географии и биологии. Он изучал процессы формирования этносов — крупных человеческих сообществ, объединенных общими чертами культуры и поведения, и пытался объяснить, почему одни народы создают великие цивилизации, а другие исчезают.
Главной областью его исследований стал этногенез — процесс возникновения и развития этносов. В этом контексте он разработал свою знаменитую теорию пассионарности.
Что такое пассионарность
«Пассионарность — это характерологическая доминанта; это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников», — такое определение термину дает основатель концепции Лев Гумилев в своей книге «Этногенез и биосфера Земли» [1].
Проще говоря, пассионарность — это особое свойство личности, выражающееся в высокой энергетике, целеустремленности и способности оказывать влияние на окружающих.
Гумилев считал, что каждый человек обладает определенным запасом энергии, поэтому большинство тратят ее на обеспечение собственной комфортной жизни исходя из инстинкта самосохранения. Таких людей Гумилев называл гармоничными личностями, или гармониками. Гармоники закрывают свои базовые потребности вроде питания или сна, заботятся о собственной безопасности, занимаются какой-либо деятельностью, стремятся к продолжению рода, и этого им достаточно. В отличие от пассионариев.
Пассионарий — кто это
Как уже было сказано ранее, большинство людей, по мнению Гумилева, довольствуются определенным запасом энергии, однако существуют единицы, те самые пассионарии, способные аккумулировать дополнительную энергию, которую они направляют на достижение целей. Эти цели, как правило, глобальны, утопичны и часто превосходят инстинкт самосохранения: пассионарии ставят их выше даже собственной жизни, не говоря уже о жизни близких людей. Ученый считал, что именно пассионарии являются двигателями исторических процессов, определяя судьбы народов и государств.
Субпассионарий — кто это
Согласно теории Гумилева, общество можно поделить на три группы. Две группы мы описали выше — это гармоники, составляющие подавляющее большинство, и пассионарии, которых всегда меньшинство. А в третью группу входят субпассионарии.
Субпассионарии являются полярной противоположностью пассионариев, и единственное, на что они способны, — это закрывать свои низшие потребности. К субпассионариям Гумилев относил бродяг, наркоманов, алкоголиков и мелких преступников. Однако он отмечал, что именно эта группа — самая ведомая, и часто именно эти люди попадают под влияние пассионариев, становясь в ряды солдат и диссидентов.
Теория пассионарности Льва Гумилева
Термин пассионарности Лев Гумилев ввел в рамках своей теории этногенеза. Согласно данной концепции, каждый народ можно условно поделить на:
- Пассионариев — лидеров и преобразователей, способных изменять окружающий мир.
- Гармоничных личностей — людей, адаптирующихся к среде и обеспечивающих стабильность общества.
- Субпассионариев — индивидов, избегающих активных действий и приспосабливающихся к обстоятельствам.
Именно через концепцию пассионарности философ стремился показать, что наличие этого качества и — главное — его концентрация в этносе напрямую влияют на существование народов.
Лев Николаевич выделял несколько основных этапов существования народов:
- Формирование — на данном этапе народ только начинает складываться как единая этнокультурная общность.
- Подъем и расцвет — период активного развития, во многом связанный с деятельностью пассионарных личностей.
- Акме (пик развития) — время наивысшего расцвета культуры, науки, экономики и политической мощи.
- Затухание и упадок — ослабление пассионарности приводит к стагнации и деградации этноса.
- Ассимиляция или исчезновение — этнос либо сливается с другими народами, либо полностью утрачивает свою идентичность.
Таким образом, важнейшим фактором, определяющим траекторию развития этноса, по мнению Гумилева, является наличие или отсутствие пассионариев, способных инициировать перемены и вести за собой массы. А их концентрация напрямую влияет на возвышение одних этносов перед другими, определяет мирное сосуществование или же, наоборот, подталкивает к войнам и конфликтам.
Известные пассионарные личности в истории
К числу ярких представителей пассионарного типа Гумилев относит выдающихся политических, военных и общественных деятелей, которые своим примером и действиями определяли вектор развития общества. Среди них:
- Александр Македонский — завоеватель, создавший крупнейшую империю своего времени;
- Чингисхан — военачальник, основатель Монгольской империи, изменивший карту мира;
- Петр I — реформатор, преобразовавший государственное устройство России;
- Наполеон Бонапарт — полководец и государственный деятель, повлиявший на европейскую историю;
- Махатма Ганди — лидер индийского национально-освободительного движения, добившийся независимости Индии мирными методами.
Эти личности обладали выраженной пассионарностью, то есть способностью к принятию нестандартных решений и стремлением вершить судьбы народов.
Пассионарный толчок — что это такое
Пассионарный толчок — это внезапный всплеск пассионарности в определенной группе людей, который приводит к значительным общественным изменениям. Гумилев связывал такие толчки с воздействием внешних факторов, в том числе геоклиматических или космических процессов. Однако в исторической ретроспективе пассионарные толчки чаще всего проявлялись через войны, революции, научно-технические прорывы и культурные ренессансы.
Примеры пассионарных толчков:
- великие географические открытия XV–XVII веков;
- Французская революция 1789 года;
- индустриальная революция XIX века;
- космическая гонка XX века.
Эти события стали возможными благодаря активности пассионариев, способных инициировать глобальные перемены.
Пассионарность русского народа
Русский народ, по Гумилеву, на разных этапах демонстрировал высокий уровень пассионарности, отмечаясь в ключевых исторических моментах. Среди ярких примеров:
- княжение Александра Невского и противостояние монголам и западным завоевателям;
- эпоха Петра I и кардинальные реформы государства;
- Великая Отечественная война и массовый героизм советских граждан;
- освоение космоса и запуск первого человека на орбиту.
Можно заметить, что русская пассионарность особенно проявляется в критические моменты истории, когда страна сталкивается с серьезными вызовами. Гумилев связывал это с высокой внутренней энергетикой нации и с ее способностью к мобилизации в условиях кризисов [2].
Критика теории пассионарности
Несмотря на очевидную популярность теории Гумилева, она подвергается критике со стороны академического сообщества. Противники данной концепции приводят следующие аргументы [3]:
- Отсутствие научной доказательной базы. Теория пассионарности не подтверждена эмпирическими исследованиями, а сама идея пассионарного толчка остается гипотетической.
- Биологизация социальных процессов. Критики считают, что Гумилев придает этногенезу черты биологического процесса, что не соответствует реальной динамике общественного развития.
- Игнорирование важных факторов. Современные историки и социологи указывают, что развитие народов определяется в первую очередь экономическими, политическими и культурными факторами, а не только пассионарностью.
- Эзотерический характер теории. Некоторые исследователи сравнивают идеи Льва Николаевича с мистическими учениями, поскольку он связывает пассионарность с космическими и геофизическими воздействиями, которые невозможно проверить научными методами.
Несмотря на это, теория пассионарности остается популярной среди историков, философов и культурологов, поскольку она предлагает оригинальный взгляд на развитие народов и цивилизаций.
Читайте также:
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.