
Об авторе: Юлия Ранн, CEO «Сетки», социальной сети для нетворкинга от hh.ru.
Влияние нетворкинга идеально иллюстрируется теорией слабых связей Марка Грановеттера. Он доказал, что именно дальние знакомства — не близкие друзья или коллеги, а люди, с которыми мы поддерживаем минимальный контакт — открывают доступ к новым возможностям. Эти связи помогают узнавать о вакансиях, находить партнеров или получать полезные советы, которые недоступны через ближний круг общения. Международные исследования подтверждают, что социальные сети играют важную роль на рынке труда.
Нетворкинг — это инструмент, который помогает открывать новые возможности и решать задачи, с которыми сложно справиться в одиночку.
Нетворкинг важнее, чем кажется
По итогу года с момента создания соцсети «Сетка», мы провели ряд исследований и накопили выводы о нетворкинге. Результаты одного из них показали, что две трети опрошенных считают связи на рынке ключевыми для карьерного роста, а каждый шестой уверен, что удачные знакомства важнее сильных профессиональных навыков. При этом большинство не уделяет нетворкингу существенного внимания: более половины респондентов общаются только с коллегами, еще столько же — не знают о профессиональных сообществах в своей отрасли. Однако карьера — это не только хард-скиллы и список достижений, но и люди вокруг.
Связи помогают получать предложения о работе, решать ежедневные задачи, находить партнеров или менторов. По данным LinkedIn, 80% специалистов связывают свои достижения с нетворкингом, который становится основным инструментом для профессионального роста. Соцсеть, где можно строить такие контакты, закрывает потребности, которые невозможно решить стандартными резюме или откликами на вакансии.
Авторы исследования «Tweet to the Top? Social Media Personal Branding and Career Outcomes» изучали влияние персонального брендинга в социальных сетях на карьерные результаты руководителей. Анализ показал, что личный бренд дает ряд бенефитов:
- Улучшение карьерных перспектив: активное использование персонального брендинга в социальных сетях повышает вероятность получения предложений о работе на более высокие должности.
- Повышение компенсации: руководители, активно занимающиеся персональным брендингом в социальных сетях, получают более высокие компенсационные пакеты по сравнению с менее активными коллегами.
Поиск работы в соцсетях — это тренд
Когда мы запускали «Сетку», мы предполагали, что она поможет людям делиться экспертизой и расширять круг профессиональных знакомств. Мы хотели отстроиться от задач найма — их уже эффективно закрывает hh.ru. Но уже через несколько месяцев стало понятно, что соцсеть активно используют для поиска работы. Более 50% пользователей сразу установили статус «ищу работу», а еще 11% отметили, что сами «нанимают». Это подтверждает тренд: люди хотят использовать больше гибких и неформальных каналов для поиска работы. Соцсети дают возможность рассказать о себе иначе — живые посты, кейсы и прямой диалог вместо резюме. И узнать потенциального сотрудника можно через его истории, а не через сухой список мест работы и достижений.
Международные исследования также подтверждают, что социальные сети играют важную роль на рынке труда. Согласно данным из исследования IZA World of Labor, значительная доля вакансий закрывается через личные связи, что делает соцсети важным инструментом для поиска работы.
Неформальность важна
Для многих работа — это возможность самореализации, источник вдохновения и важная часть жизни. Мы заметили, что люди устали от официального тона в профессиональном общении, и используют неформальный в соцсетях. Это особенно важно для специалистов из IT, диджитал и креативных индустрий, где работа тесно переплетается с личными ценностями. Смешение личной и профессиональной жизни приводит к тому, что границы стираются: люди обсуждают свои проекты, личные вызовы, находят поддержку и взаимопонимание. Исследование Journal of Vocational Behavior выявило, что карьерные мотивы нетворкинга помогают быстрее находить работу и достигать профессиональных целей, а социальные — укреплять связи, которые в будущем также помогают в профессиональном развитии.
Интересно, что именно неформальный подход позволяет профессионалам глубже проявлять свою экспертизу. Вместо того чтобы показывать только идеальный, «отредактированный» образ себя, люди делятся опытом, провалами и победами. Такой контент вызывает больше доверия и вовлечения.
В итоге, неформальность — это способ сделать профессиональное общение более человечным и эффективным для построения связей.
За пределами поиска работы есть пространство других задач
Профессиональная жизнь — это не только поиск работы. Мы увидели, что пользователи нашей соцсети активно ищут менторов, коучей, подрядчиков, партнеров, а иногда просто помощь или советы. Статусы вроде «ищу ментора», «консультирую», «ищу проект» или «ищу бизнес-партнера» и «ищу инвестора» показывают, насколько широкий спектр задач люди хотят решать с помощью соцсетей. И есть и другие сценарии: сейчас мы хотим расширить вариативность статусов под аудиторию студентов, чтобы можно было искать стажировки.
Профессиональные сообщества важны в повседневной рабочей рутине, где каждый день появляются вопросы, требующие советов или внешней экспертизы.
Исследование «Активность в социальных сетях: ее влияние на восприятие карьеры» показывает, как разные типы активности в социальных сетях влияют на удовлетворенность карьерой карьерное и восприятие карьерных преимуществ. В рамках исследования поведение пользователей было разделено на два вида: типичное и сетевое. Типичное включает лайки, комментарии, отправку сообщений и другие простые действия. А сетевое — более активное участие, например, написание отзывов, рекомендации другим пользователям, проведение прямых эфиров или использование социальных сетей для поиска работы. Авторы исследования пришли к выводу, что оба типа поведения оказывают положительное влияние на карьеру особенно в аспекте профессионального нетворкинга, то есть на наличие профессиональных сетей и контактов.
Барьеры нетворкинга
Несмотря на явный запрос на профессиональные связи, у людей остается много барьеров, чтобы проявлять себя как экспертов. Страх быть непонятым, ощущение сложности поддержания контактов, банальный синдром самозванца или просто отсутствие навыка говорить о своих достижениях мешают многим развивать нетворкинг. Наши внутренние исследования показали, что к стопперам также относятся нежелание тратить на нетворкинг время и даже восприятие самопрезентации как инфобизнеса. Интересно, что те, кто пока не занимается своим личным брендом, планируют прийти к этому позже. А те, кто развивает свою профессиональную узнаваемость, отмечают, что это помогает саморефлексии и систематизации своего опыта, а обратная связь аудитории дает им много положительных эмоций.
Как преодолеть барьеры
- Начать с малого. Например, с комментариев к постам. Такой формат взаимодействия легкий, но поможет почувствовать себя в безопасном пространстве — станет проще проявлять себя.
- Быть собой. Никто не требует идеального образа и выверенных кейсов. Наоборот — часто истории провалов популярны благодаря своей неидеальности. Мы все учимся на ошибках.
- Поставить мини-цель. Например, задать планку в один-два полезных контакта в месяц. Это точно не займет много времени.
- Писать для узкой аудитории. Можно таргетировать свой пост только на нужную аудиторию, по профессиональным ролям. Это может снизить страх быть непонятым.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.