Об исследовании
Международный исследовательский проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) проводится с 2003 года. С февраля по июнь 2023 года российская команда собирала данные 4668 студентов 13 вузов. Большинство респондентов — молодые люди моложе 24 лет (93%), обучаются на бакалавриате (77%), изучают экономику и менеджмент (48,6%). Всего в глобальном исследовании за 2023 год приняли участие представители 57 стран.
Бизнес-план на карьеру
Интерес к исследованию предпринимательского духа как драйвера экономики подогревается внешними факторами и изменениями, поясняют «РБК Трендам» авторы работы. Готовность молодежи открывать бизнес выглядит позитивной возможностью для рынка, в том числе с точки зрения инновационного потенциала. Большинство респондентов отметили, что идея их будущего дела связана с технологиями, в частности с искусственным интеллектом.
Представление о том, что молодежь склонна воплощать нетривиальные замыслы и открыта к сотрудничеству, рождается самой студенческой средой. Особая ценность университета заключается в обмене знаниями и ресурсами, который необходим потенциальным предпринимателям для преодоления кризисов. По мнению команды исследователей, гибкость и готовность идти на риски помогает молодежи работать в условиях неопределенности.
Для самих студентов карьера предпринимателя кажется логичным продолжением профессионального пути. С важным уточнением: большинство респондентов после вуза хотят сначала устроиться на работу по найму — в крупные и средние компании. Лишь набравшись опыта, они потенциально готовы переключиться на собственный бизнес: более 40% опрошенных планируют открыть свою фирму. Образ предпринимателя в глазах молодежи связан с представлениями о статусности — именно этот мотив движет большинством действующих студентов-бизнесменов.
С вузовской скамьи
Повышение привлекательности предпринимательства как карьерной траектории — одна из задач, которая решается сегодня университетами. Инфраструктура вуза, помогающая студенту разобраться в рисках, наладить контакты, привить бизнес-мышление, — важный фактор для вхождения в эту сферу. В России учат предпринимательству в рамках вузовских направлений подготовки, на программах допобразования и специальных курсах, в корпоративных университетах.
В последнее время значительно выросло количество комплексных образовательных программ. В частности, действует федеральная программа «Стартап как диплом», позволяющая студентам защищать бизнес-проект в качестве выпускной работы. Развивается сеть вузовских бизнес-инкубаторов, предпринимательских центров, создаются наставнические программы, действуют грантовые проекты. Студентам помогают с разработкой прототипов и коммерциализацией технологий.
Несмотря на положительную динамику, российскому образованию необходимо еще эффективнее использовать форматы бизнес-обучения. У 66% опрошенных студентов не было курсов по предпринимательству. В числе трудностей в области бизнес-образования эксперты отмечают «отсутствие опыта предпринимательства у преподавателей, отсутствие механизма сотрудничества вузов со стейкхолдерами из предпринимательской среды и отсутствие интереса к развитию региональных предпринимательских экосистем».
Галина Широкова, лидер национальной команды исследователей GUESSS, профессор, директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ, в разговоре с «РБК Трендами» подчеркивает, что университетская среда помогает обучающимся приобретать и развивать человеческий, социальный и финансовый капитал.
Галина Широкова:
«Самое сильное влияние на предпринимательские намерения и активность студентов оказывают внеучебная деятельность и развитие социального капитала, особенно в странах с коллективистской культурой и высокой дистанцией власти, к которым относится и наша страна. И это понятно, так как молодые люди чувствуют себя более уверенно в своих предпринимательских усилиях, когда видят поддержку и позитивный пример».
Одобрение и статус
Отдельное внимание в исследовании уделялось влиянию на бизнес-намерения студентов их семей и социокультурного контекста. Неудивительно, что дети предпринимателей охотнее примеряют на себя роль предпринимателей. Российские студенты чаще рассматривают семейное дело как стартовую площадку, возможность набраться опыта. Для мировой практики характерна обратная тенденция: в семейный бизнес приходят после сторонней работы.
Если говорить о содержательных предпочтениях, то треть будущих предпринимателей хотели бы открыть свое дело в сфере услуг. Популярностью пользуются также области интеллектуальной деятельности и производства товаров.
Конечно, размышления о будущем бизнесе не являются гарантией его запуска. Доля активных предпринимателей среди опрошенных студентов составляет около 12%. Большинство из них основали свое дело недавно: в 2023 или 2022 году. В их фирмах в среднем работают три человека, а большая доля собственности сосредоточена в руках самих предпринимателей.
Галина Широкова:
«Несмотря на то что на уровне правительства постоянно говорят о поддержке малого бизнеса, проблем еще очень много. Сейчас мы находимся в уникальной бизнес-среде, где появилось огромное количество новых бизнес-возможностей, нужно только помочь молодым людям направить их уникальные знания и энергию в нужное русло. Что касается мирового опыта, то нам нужны такие экосистемы, как Кремниевая долина, в которой бы процветал дух предпринимательства, независимости, молодости и энергии, где молодые люди чувствовали бы себя свободно и могли развивать любые, самые амбициозные идеи».
По мнению экспертов, для того чтобы идеи дошли до реального воплощения, студентам необходимо видеть успешные ролевые модели практиков, в том числе благодаря развитию профессиональных ассоциаций. Доступ к ресурсам и эмоциональная поддержка — вот что подпитывает сегодня предпринимательский дух, считают авторы исследования.
Предпринимательский дух студентов в цифрах и планах
- 59% студентов сразу после окончания учебы видят начало своего карьерного пути в качестве наемных работников, 20% — в качестве предпринимателей;
- 41,5% студентов хотят стать предпринимателями через пять лет после получения диплома — это на 11,5% превышает аналогичный показатель по международной выборке;
- 20% составляет среди студентов доля потенциальных предпринимателей (тех, кто уже пытается открыть собственный бизнес) — это на 25,7% ниже показателя в рамках международной выборки;
- 12% составляет доля активных предпринимателей (тех, кто уже ведет собственный бизнес), что незначительно превышает аналогичный показатель в рамках международной выборки;
- 66,1% студентов заявили, что у них вообще не было курсов по предпринимательству, — это выше показателя по международной выборке (58,8%);
- 33% опрошенных студентов были из предпринимательских семей, при этом доля студентов — будущих предпринимателей, у которых хотя бы кто-то из родителей ведет собственный бизнес, составляет 49 против 38% студентов из непредпринимательских семей;
- в России наблюдается тенденция к сокращению доли студентов, рассматривающих для себя карьеру предпринимателя как сразу после учебы, так и через пять лет после окончания вуза (по сравнению с 2021 годом сокращение на 2,6 и 0,7% соответственно), что отражает ситуацию и по международной выборке.
Источник: «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет GUESSS. Россия, 2023».
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.