Пожилые за бортом цифровизации
Цифровые технологии призваны сделать нашу жизнь проще. Например, благодаря онлайн-сервисам можно оплачивать услуги ЖКХ в несколько кликов, а не стоять в очередях; заказывать продукты на дом, а не нести тяжелую сумку с рынка. На маркетплейсах доступны товары на любой вкус и цвет, а в социальных сетях ждут общения друзья и родственники из других городов. Для большинства взрослых людей эти технологии стали привычной частью жизни, но многие пенсионеры все еще оказываются «за бортом» цифровой эры и с трудом осваивают базовые функции гаджетов. По результатам «Цифрового диктанта» 2023 года, россияне старше 60 лет отличаются самым низким уровнем цифрового потребления, уступая лишь детям до десяти лет.
Цифровое неравенство — проблема, актуальная во всем мире. По данным Европейской экономической комиссии ООН 2021 года только 67% людей в возрасте от 55 до 74 лет в ЕС пользовались интернетом еженедельно, по сравнению с более чем 90% активных пользователей в возрасте от 16 до 54 лет.
В 2022 году социологи СПбГУ и БГУ опубликовали результаты исследования, в котором выяснили, что пожилые люди, продолжающие работать, больше всего подвержены техноэйджизму — дискриминации по возрасту, связанной с освоением цифровых технологий. Это значит, что руководители предпочитают обучать молодых сотрудников новым программам или использованию современного оборудования, но редко заинтересованы в обучении работников предпенсионного возраста, что только усиливает цифровой разрыв. Данные исследования показывают: владение цифровыми навыками в профессиональной деятельности у людей старше 50 лет почти в два раза ниже, чем у более молодых сотрудников.
Отсутствие цифровых компетенций не только лишает пенсионеров удобных сервисов, но и делает их легкими жертвами мошенников. Ученые из Мичиганского университета выяснили, что мошенники чаще всего обманывают пожилых людей от 50 до 80 лет, у которых слабое здоровье. В 2023 году в Москве было зарегистрировано 51,9 тыс. мошенничеств и краж, совершенных дистанционно. Каждая пятая жертва — преклонного возраста. Российские мошенники, по данным ВТБ, обманывают пожилых людей словами о якобы перерасчете пенсии, оформлении полиса ОМС и скидках на жилищно-коммунальные услуги. «Суммарно на эти три сценария приходится около половины всех мошеннических атак на пенсионеров», — отметили в ВТБ.
Почему так происходит
В июне 2023 года компания OnePoll.com провела опрос, по результатам которого более 57% пожилых хотели бы больше и качественнее использовать цифровые технологии. Респонденты отметили, что им мешает непонимание, как пользоваться гаджетами и онлайн-сервисами (40%), слишком сложный принцип работы цифровых технологий (29%) и отсутствие поддержки в обучении (19%).
Еще одна причина, по которой пожилые с трудом вникают в новые технологии, — человеческая физиология. С возрастом человек все еще способен учиться новому, однако эта способность становится слабее, чем в молодости.
Наталья Рудакова, нейропсихолог, автор онлайн-проекта Anti-age Fitness:
«С точки зрения работы мозга есть несколько основных процессов — нейропластичность и нейрогенез. Нейропластичность — это способность образовывать новые нейронные связи, обучаясь новому. Нейрогенез — это способность мозга образовывать новые нервные клетки, нейроны. Современные научные исследования показывают, что эти процессы происходят в мозге человека всю жизнь, вплоть до глубокой старости».
Ученые отмечают, что после 50 лет мозгу становится сложнее запоминать информацию, быстро реагировать на события и логически рассуждать. Но тот факт, что с возрастом мозг не перестает быть нейропластичным и продолжает обучаться, доказывают примеры восстановления пенсионеров после инсульта. Благодаря специальным тренировкам и упражнениям пожилые пациенты вновь обретают способность ходить, говорить, решать примеры. Ученые обнаружили, что у таких людей здоровые участки мозга полностью или частично берут на себя функции разрушенных инсультом участков. Это подтверждает, что даже в старости мозг остается нейропластичным, хоть и не так, как в юности.
По мнению Натальи Рудаковой, учиться новому пожилым мешают скорее страх совершить ошибку и наличие определенных паттернов, сформировавшихся за долгие годы их жизни.
Наталья Рудакова:
«Наблюдения показывают, что пожилые люди могут испытывать страх перед новыми технологиями, так как боятся ошибиться или не освоить инструмент, что ведет к отказу от попыток учиться. Кроме того, люди старшего возраста часто руководствуются уже приобретенными навыками и привычками. Если они не видят явной необходимости в изучении нового, они могут предпочесть оставаться в комфортной зоне, где они уверены в своих знаниях и навыках».
То же отмечает один из авторов упомянутого выше исследования, эксперт СПбГУ Рубен Карапетян: «В отношении с цифровыми технологиями пожилые осторожничают, боятся, что их действия во время использования гаджета могут привести к возникновению непоправимых ошибок и недовольству окружающих».
Чтобы побороть страх и стресс при контакте с современными и цифровыми технологиями, специалисты СПбГУ советуют постепенно вводить их в жизнь пожилого человека. Рекомендуется регулярно использовать цифровые гаджеты и сервисы в быту — например, для общения с близкими или заказа товаров. Так пожилые люди быстрее оценят эффективность нововведений и адаптируются к ним.
Как помочь пожилым родственникам освоить современные технологии
Процесс обучения старшей возрастной группы имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, объясняет Виктория Кондрашина, клинический психолог сети пансионатов для пожилых людей «Теплые беседы». «Прежде всего подача информации должна быть последовательной и простой. Важно начать с самых базовых понятий: включение и выключение устройства, использование интернета, работа с простыми приложениями и мессенджерами. Не стоит перегружать пожилого человека множеством терминов — лучше объяснять на конкретных примерах, которые можно связать с повседневной жизнью. Например, научить искать рецепты, смотреть новости и любимые передачи онлайн или общаться с близкими в мессенджерах», — рекомендует Кондрашина.
Чтобы процесс обучения был эффективнее, необходимо учитывать особенности психики пожилого человека, говорит эксперт. Многие страдают от возрастных когнитивных нарушений: ухудшается память, замедляется восприятие информации и ее обработка. По этой же причине обучение должно происходить в комфортном темпе, без спешки. Возможно, потребуется несколько раз повторить один и тот же материал, прежде чем он останется в памяти.
Виктория Кондрашина:
«Пожилые люди могут испытывать тревогу или неуверенность при использовании техники, особенно если они ранее не имели опыта взаимодействия с цифровыми устройствами. Не нужно вызывать у человека в возрасте чувство стыда или страха перед ошибками. Необходимо создать атмосферу поддержки и доброжелательности. Так представители старшего поколения смогут чувствовать себя уверенно, не боясь что-то забыть или сделать неправильно».
Мотивация пожилых людей к обучению — это один из самых важных и сложных аспектов, рассказывает психолог. Чтобы побудить их узнавать что-то новое, нужно объяснить, как именно гаджеты и цифровая грамотность могут улучшить их жизнь. Например, мессенджеры помогут поддерживать связь с семьей и друзьями, находящимися далеко; браузеры откроют доступ к свежим новостям, книгам и фильмам. Иногда ключевым фактором может стать и желание быть независимым от посторонней помощи при выполнении элементарных задач, таких как оплата счетов или запись к врачу.
«Значительную роль играет и положительный пример, — добавляет Виктория Кондрашина. — Если пожилой человек видит, как его ровесники активно пользуются гаджетами и общаются в интернете, у него может появиться желание научиться тому же. Важно также учитывать, что пенсионерам, как и людям любого возраста, свойственно желание чувствовать себя нужными. В связи с этим обучение новым навыкам поможет им почувствовать себя более уверенно и востребованно в быстро меняющемся мире».