Автопарк стареет, бензин дорожает, зарплаты те же: тренды логистики-2023

Фото: Freepik
Фото: Freepik
В 2022 году сфера грузоперевозок прошла глобальную перестройку: из-за санкций компании перераспределяли транспортные потоки, выходили на новые рынки и учились работать со стареющим автопарком. Чего ждать в 2023 году?

Об авторе: Кирилл Кочанов, CEO компании Trucker — экосистемы IT-сервисов для автоматизации логистики.

Транспортные потоки

Существует два глобальных потока:

  • внутрироссийский — от российского производителя к российскому клиенту, здесь маршруты останутся без изменений;
  • импортный — в последнее время реализовывался через Грузию, Турцию, ОАЭ, Азербайджан, Иран, Каспийское море, и дальневосточные маршруты — в основном из Китая. Европейские перевозки сохранятся, но не будут настолько же активными, как, например, в 2021 году. Скорее, всего значимость европейского направления кратно снизится из-за геополитических ограничений. Думаю, многие товары, которые раньше ввозили из Европы напрямую, будут ввозить через Турцию и другие ближневосточные страны.

Других кардинальных изменений по сравнению со второй половиной 2022 года не предвидится: маршруты, которые действовали последние полгода, будут актуальны как минимум весь 2023.

Что касается внутрироссийских перевозок, то здесь продолжит преобладать грузопоток через Москву в регионы с той лишь разницей, что теперь товары привезут не из Германии, а из Китая. Но первая остановка внутри страны — столица, а уже оттуда товары перераспределяют по регионам.

Логистика компаний выстраивалась годами, и Москва — город, где расположено больше всего складов для хранения. Сегодня предпосылок к новым центрам-агрегаторам в других городах-миллионниках не предвидится из-за отсутствия нужной инфраструктуры. Новые объекты пока никто спекулятивно возводить не станет: компания, которая несколько лет назад построила склад в Москве, вряд ли окажется готова прямо сейчас инвестировать деньги в новый склад на юге России, чтобы туда переехать. Ее будут удерживать не только большие дополнительные расходы, но и уже заключенные контракты.

В будущем трансформация инфраструктуры возможна только если новые транспортные потоки зафиксируются на ближайшие пять-десять лет. Тогда можно будет говорить о создании ключевых логистических хабов на юге и востоке страны. Не стоит ждать и строительства новых трасс и транспортных развязок: конечно, это необходимо для разгрузки уже существующих дорог, однако на введение в эксплуатацию нового дорожного полотна обычно требуется не один год.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Идем на Восток: почему страны Средней Азии стали трендом в логистике

Тренд на формирование сборных грузов

Есть два пути формирования сборного груза. Первый — внутренний, когда у компании из России есть нужный товар на складе, и она отправляет его получателю. Второй — внешний, когда нужно перевезти небольшую партию груза из одной страны в другую.

Вследствие активного роста e-commerce и ухода с рынка иностранных fashion-ритейлеров поток заказов из обычных магазинов будет мигрировать в онлайн, что, в свою очередь, подстегнет рост сегмента доставок сборных грузов внутри России.

Что касается международных сборных грузов, в 2023 году российские логистические компании начнут активнее штурмовать международные рынки, которые для них освободили ушедшие конкуренты. Например, ПЭК и «Деловые линии» кратно увеличили усилия по наращиванию в своих портфелях международной логистики.

Ресурс по объединению игроков в отрасли почти исчерпан. Все, кто хотел объединиться, сделали это в 2022 году после ухода иностранных игроков. А те, кто не ушел в течение прошлых девяти месяцев, скорее всего и дальше останутся в России. Поэтому в ближайшее время значимой консолидации ожидать не следует.

Санкции

Чтобы закрыть пути обхода, европейским чиновникам фактически нужно запретить торговать местным покупателям с любыми юрлицами в странах-посредниках, а это абсурдная мера. Кроме того, даже введение уголовного наказания для европейских получателей санкционной продукции, которые перепродают ее в Россию, не мешает им работать, оформив, например, турецкие сертификаты.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Восточный экспресс: как логистика оперативно осваивает новые маршруты

Закон об электронных накладных

Новый закон об электронных накладных (ЭТрН) вступает в силу с 1 марта 2023 года. Российский рынок грузоперевозок уже достаточно оцифрован для введения электронного документооборота, однако складская логистика и внутренние службы предприятий готовы к этому в меньшей степени.

Одна из ключевых проблем для массового внедрения ЭТрН — насколько удобно будет подписывать документы перевозчикам, среди которых немало индивидуальных предпринимателей, имеющих одну машину или совсем небольшой автопарк. Если подписание документов будет сопряжено со сложностями, необходимостью проходить массу дополнительных инстанций, сертификаций, получению дополнительных доступов, проблемам с автоинспекторами и так далее, то это может стать стоп-фактором при мысли о переходе на ЭТрН.

Транспортные компании при этом — самые заинтересованные участники внедрения ЭТрН, так как для них ускоряется процесс взаиморасчетов из-за сокращения сроков доставки бумажных накладных до офиса заказчика. Получить документы посредством ЭТрН можно за несколько секунд, тогда как бумажные носители могут доставляться месяцами, теряться в пути и так далее.

Массовое внедрение ЭТрН, безусловно, ускорит логистику, увеличит скорость передачи информации о перемещении грузов, а также позволит сократить лишние действия логистов и бухгалтерии, связанные с печатью и восстановлением документов в случае потери или неверного оформления документов.

Зарплаты на рынке логистики

Рост зарплат напрямую зависит от количества специалистов и наличия у них необходимых на рынке компетенций. В отличие от сферы IT, в логистической отрасли дефицита специалистов нет: если повышение зарплат и будет, то, скорее всего, в пределах уровня инфляции. У компаний и без того выросли издержки, связанные с перевозками грузов, с ремонтом и поддержкой в надлежащем состоянии стареющего автопарка, поэтому, скорее всего, неожиданный рост выплат специалистам в сфере логистики, наблюдавшийся в 2022 году, останется в прошлом.

Фото:Олег Яковлев / РБК
Индустрия 4.0 Дорогами будущего: как меняется рынок транспорта и логистики прямо сейчас

Рост количества пунктов выдачи товаров

Бум на появление новых постаматов прошел, но в 2023 году, вероятно, будет увеличиваться плотность покрытия городов пунктами выдачи заказов (ПВЗ). Это легко объяснить: OZON, Wildberries и другие маркетплейсы растут семимильными шагами, поэтому и количество пунктов выдачи заказов растет, а емкостей текущих точек выдачи оказывается недостаточно для поддержания роста.

Постаматы, число которых в свое время стремительно увеличивалось, гораздо менее удобны: далеко не все товары помещаются в небольшой бокс, особенно если в одном заказе несколько крупных позиций. Пункты выдачи заказов, в свою очередь, требуют больших затрат: аренда помещения, зарплата сотруднику, который будет отвечать за выдачу товаров, содержание помещение и так далее.

Однако ПВЗ гибче в выдаче товаров: на складе можно оставить на хранение большее количество заказов, одна точка покрывает большее количество людей, при этом поставки товаров не требуются на ежедневной основе. Помимо этого, в ПВЗ можно сдать товар, который не подошел, а вот с постаматом так не получится, придется ехать в офис компании или отправлять почтой. Соответственно пункты выдачи товаров продолжат появляться в новых городах и районах.

Онлайн-торговля продолжит активно развиваться — не только по причине того, что мелким и средним предпринимателям проще сделать онлайн-витрину, чем открыть офлайн-магазин, но и из-за проседания трафика посещаемости торговых центров из-за ухода крупных международных игроков.

Цены на топливо

В новом году ожидается рост трат на эксплуатацию транспорта из-за продолжающегося его износа и сезонного увеличения цен на топливо. Нет рыночных предпосылок, говорящих о том, что стоимость бензина упадет: во-первых, стоит учитывать инфляционное давление, во-вторых, — высокий акциз на топливо, в-третьих, — высокую себестоимость добычи природных ресурсов, и, конечно, недополученный доход государства от экспорта, который будет компенсироваться за счет увеличения цены на топливо на российском рынке.

Обновлено 22.02.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть