Ролевые модели: как ученые вдохновляют детей

Фото: Generalstabens Litografiska Anstalt Stockholm
Фото: Generalstabens Litografiska Anstalt Stockholm
Исследование показало, что пример успешных женщин-ученых способен вдохновить маленьких девочек. Рассказываем самое интересное о работе ученых

Что происходит

  • Исследователи Корнелльского университета выяснили: если девочки во время игры примеряют на себя роль успешной женщины-ученой, например, Марии Склодовской-Кюри, то участвуют в игре дольше, чем обычно.
  • В эксперименте участвовали 240 детей в возрасте от четырех до семи лет. Их разделили на три группы. Первой сказали, что они весь день будут играть в ученых. Второй дали аналогичные инструкции, но еще и рассказали о конкретных ученых, мальчикам об Исааке Ньютоне, а девочкам — о Марии Склодовской-Кюри. Третьей группе рассказали все то же самое, что и второй, и предложили примерить на себя роли ученых, о которых они узнали до этого.
  • В ходе игры нужно было угадать, утонет ли предмет в бассейне с водой или нет. После каждого раунда у детей спрашивали, хотят ли они продолжить или поиграть во что-то еще.
  • Во всех группах мальчики и девочки дали примерно одинаковое количество правильных ответов.
  • Мальчики во всех группах, кроме третьей, оставались в игре дольше девочек. Однако девочки из третьей группы, которые притворялись Марией Кюри, играли так же долго, как и мальчики.
  • «Вместо того, чтобы просто слушать об успешных людях, достойных подражания, для детей может оказаться полезнее примерять на себя их роли», — предполагает автор исследования и аспирант Корнельского университета Реут Шачнаи. При этом ученые считают, что их работа ставит новые вопросы: помочь детям заинтересоваться наукой могут успешные ролевые модели, соответствующие также расе и этничности ребенка.

Розамунд Пайк в роли мадам Кюри в фильме «Опасный элемент»
Социальная экономика Женщина, изменившая мир: 6 уроков успеха от Марии Кюри

Что это значит

Ролевые игры полезны для детей и не только позволяют чувствовать себя увереннее. Среди преимуществ игры, где нужно притворяться кем-то другим, эксперты выделяют развитие речи и коммуникативных навыков, эмпатии, мышления, воображения.

В исследовании Алабамского университета и Техасского женского университета изучили, как ролевые игры влияют на когнитивные способности детей. Для этого они поделили участников дошкольного возраста на три группы. С первой научный сотрудник 15 минут каждый день в течение пяти недель играл в ролевые игры с фантастическим сюжетом, например, изображая полета на Луну, со второй играл в обычные игры, а с третьей не играл вовсе, а только проводил учебные занятия. В результате дети из первой группы, которые каждый день примеряли на себя разные роли, в контрольном тесте лучше остальных выполнили задания на память и гибкость мышления.

Обновлено 24.01.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть