Кто такой Эрнест Базен и почему про него нужно знать

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Эрнест Базен — один из самых недооцененных изобретателей XIX века. Рассказываем, как простой моряк стал капитаном Немо своего времени и сделал нашу жизнь проще

Как Базен стал изобретателем

О биографии француза Эрнеста Базена известно немногое: до наших дней не дошли даже его мемуары. Будущий изобретатель родился в городе Анже на западе Франции в 1826 году. Он был любопытным ребенком, постоянно стремящимся узнавать новое. В 15 лет отец определил его юнгой на корабль, и в течение следующих 10 лет Эрнест бороздил океаны, учился географии и морскому делу.

По возвращении домой Базен погрузился в изобретательство. Он не был ученым по образованию, но это не мешало ему улучшать и патентовать новые изобретения одно за другим. Он был настолько популярным персонажем своего времени, что его знали практически во всем мире. Эрнест Базен даже был лично знаком с императором Наполеоном III и великим русским князем Константином.

Главным отличием Базена от других изобретателей своего времени было то, что он искал в своих изобретениях не научную, а практическую ценность. Благодаря этому он не только получал средства на новые изобретения, но и смог работать только на себя как индивидуальный предприниматель.

Фото:Wikipedia
Индустрия 4.0 Из священника в ученого: как Никола Тесла изменил XX век

В родном городе Эрнеста Базена запомнили благодаря его любви к электричеству. Он создал проект по освещению Анже, а также много работал над электрификацией каменоломен, расположенных рядом с городом. К тому же он разработал ряд инновационных для своего времени электроприборов, таких как электрический плуг и перфоратор для бурения тоннелей.

Изобретатель умер в 1898 году, так и не доработав свое главное изобретение — лодку на колесах — до конца.

Ключевые изобретения

1. Лодка на колесах

Лодка на колесах — судно, способное достигать высоких скоростей за счет полых подводных дисков. Базен посчитал, что если корабль «приподнять» над водой с помощью подводной конструкции, то можно уменьшить сопротивление воды и достичь гораздо большей скорости при одной и той же мощности. Соответственно, строение корабля представляло собой лодку на «колесах», которые приводились в движение отдельно от винта судна и поднимали корабль над уровнем воды.

Сами «колеса» представляли собой диски, напоминающие по форме линзу, сужающуюся к концу, подобно корпусам кораблей. Именно поэтому в воде они отлично держали равновесие, а при наборе скорости создавали дополнительную тягу, благодаря чему судно двигалось быстрее.

Первый корабль такой конструкции назывался «Эрнест Базен» — по имени своего создателя. Он был запущен в 1896 году и произвел настоящий фурор: о судне даже писали «Нью Йорк Таймс», утверждая, что с помощью новой технологии можно пересечь океан всего за четыре дня. Однако в ходе испытаний стало понятно, что судно не приспособлено для транспортировки пассажиров, поскольку «колеса» замедлялись после достижения определенной скорости и только тормозили корабль.

«Скоростное катящееся судно Базена», 1896
«Скоростное катящееся судно Базена», 1896 (Фото: Wikipedia)

Несмотря на то, что изобретение не получило широкого использования, оно стало прототипом современных кораблей на подводных крыльях. При наборе скорости подводные крылья поднимают судно над водой с помощью подъемной силы, благодаря чему корабль развивает скорость, недоступную для обычных судов. Например, по такому принципу сегодня работают известные в Санкт-Петербурге «Метеоры».

2. Водолазный колокол (купол)

Изначально водолазный колокол изобрел не Базен. Трудно сказать, кто является изобретателем конструкции, поскольку упоминания о ней датируются еще IV веком до нашей эры. Однако водолазы всего мира обязаны Базену тем, что он первым предложил провести в колокол электричество для освещения морского дна. Изобретатель также предложил создать конструкцию из стали и добавить «окна», благодаря которым водолаз видел, что происходит вокруг.

Водолазный колокол Базена, 1870
Водолазный колокол Базена, 1870 (Фото: Wikipedia)

Несмотря на то, что дополнительной системы подачи воздуха в колоколе не было, он все равно использовался достаточно широко. Базен лично проводил испытания по использованию усовершенствованного изобретения, и даже опустился в нем на глубину 80–90 метров. Более того, ученый непреднамеренно стал основоположником подводной фотографии: благодаря электрическому освещению и окнам в корпусе колокола, он смог сделать первую в мире фотографию морского дна, использовав камеру с большой выдержкой. К сожалению, эти фотографии не были опубликованы и не сохранились до наших дней.

Благодаря изобретению водолазного колокола Базен уехал с экспедицией в Испанию искать золото на затонувших в начале XVIII века галеонах. В эту поездку он осуществил мечту многих изобретателей, буквально очутившись в книге Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Именно с помощью своих изобретений Базен опустился к затонувшим кораблям и детально изучил их под электрическим светом, проведенным к усовершенствованному водолазному колоколу. Более того, он применил еще одно свое изобретение: специальное устройство для подъема объектов с морского дна, получившее название «экстрактор Базена».

3. Экстрактор Базена

Экстрактор Базена — устройство, которое крепилось на корабль и использовалось для забора образцов на дне водоема. Оно представляло собой сложную конструкцию в виде трубки, которая приводилась в движение системой двигателей. На ее конце находился измельчитель Базена, дробившй крупные объекты на мелкие частицы, которые затем затягивались специальным насосом в отсек внутри корабля. Учитывая, что раньше единственным способом опуститься на дно были ныряльщики и водолазы (которые как раз и использовали усовершенствованный Базеном водолазный колокол), экстрактор Базена совершил настоящий прорыв. Считается, что это приспособление активно использовалось при строительстве Суэцкого канала.

Экстрактор Базена, схема
Экстрактор Базена, схема (Фото: Wikipedia)

Воспоминания современников

К сожалению, воспоминания самого Базена, которые позволили бы узнать больше о его творческом процессе и идеях, не сохранились. Однако остались записи его современников, которых восхитили его живой ум и жажда к изобретениям.

  • Мишель Васье, автор единственной книги про Эрнеста Базена, описывал его как одного из немногих изобретателей, которые были поглощены не сложными научными проблемами, а практическим применением своих изобретений. Эрнест Базен поистине был человеком своего века: он любил прогресс и новизну и интересовался всем — от покорения воздуха до бытовых приборов. Васье считает, что именно благодаря неутомимому уму Базена наш мир стал проще и удобнее, а его изобретения, местами экстравагантные, но по большей части полезные, опередили свое время.
  • Статья французского журнала Le Monde Illustré, посвященная визиту великого князя Константина в мастерские Базена, описывает инженера как «смелого и миролюбивого пионера прогресса». Действительно, для изобретателя как будто не существовало трудностей: он готов был бесконечно совершенствовать свои изобретения, пока он не добивался того результата, который его удовлетворял. И только смерть помешала Базену закончить его самое последнее изобретение.
  • Оскар Колсон в 1913 году восхищался неисчерпаемым воображением изобретателя. Он был поражен тем, как за такой достаточно короткий промежуток времени Базен запатентовал огромное количество изобретений с самым разным применением: от серьезных технических конструкций и до обычных бытовых устройств, вроде электрической чистилки для овощей. Интересно, что все это изобретатель создал не имея полноценного инженерного образования — он просто давал волю воображению и пользовался теми знаниями, которые получил, странствуя по морям.
Обновлено 08.03.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть