Школьная учеба по обмену: что происходит в условиях санкций

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Европейские и российские санкции повлияли на школьное образование по системе обмена. Разбираемся, есть ли шанс у российского школьника поехать учиться за границу и может ли иностранец сесть за школьную парту в России

Договоренность между учебными заведениями о взаимном обмене учениками называется школьным обменом. Подобные программы позволяют школьникам и студентам обучаться и проходить стажировку за рубежом в течение одного или двух учебных семестров. Образовательная организация (школа) самостоятельно определяет тип программы и проводит школьный обмен в рамках договора между образовательными организациями.

Программы по обмену делятся на коммерческие, государственные и те, что действуют на базе НКО. Коммерческие программы организуют частные российские школы и образовательные классы, специализирующиеся на международном образовании. Основная задача таких программ — обучение иностранному языку для последующего поступления школьника в зарубежный вуз. После поездки ребенок получает документ о стажировке за границей. Государственные программы и НКО больше сосредоточены на получении культурного опыта. По завершению программы свидетельства и документы они не выдают.

Фото:Антон Подгайко / ТАСС
Экономика образования Не все то золото, что медаль: зачем оканчивать школу с отличием

Как уехать учиться по обмену с помощью НКО

В России работает фонд «Интеркультура», который является членом международной некоммерческой неправительственной организации AFS Intercultural Program. С 1947 года она проводит многонациональные культурно-образовательные программы для школьников в 60 странах мира, в том числе и в России. В 1989 году между Госкомитетом СССР по народному образованию и AFS Intercultural Programs было подписано бессрочное соглашение об обмене школьниками. Программа нацелена на культурный обмен между учениками средних школ и занимается как приемом иностранцев в России, так и отправкой российских детей за рубеж.

Программа AFS доступна школьникам от 15 до 18 лет. Перед тем, как в нее попасть, ученики из России проходят личное собеседование с сотрудниками фонда «Интеркультура» и заполняют специальную анкету.

«Как только дети прошли отбор, выбрали страну, а родители заключили договор, ребенок заполняет международную анкету, она общая для всех стран. Эта анкета уезжает в страну, куда едет ребенок. Затем ребенку ищут принимающую семью, а мы в России начинаем подготовку, занятия с детьми и родителями. Начинаем обучать языку страны, в которую он едет», — объясняет исполнительный директор «Интеркультуры» Нонна Коврижных.

Программа обмена длится от нескольких семестров до года. Все расходы на ученика во время его пребывания за рубежом, берет на себя принимающая сторона.

«В программе для тех, кто уезжает за границу, все платное. Это договор между родителями и организацией. Раньше мы проводили конкурс для учеников, который давал возможность эту цену снизить. В этом году мы не открываем конкурс, так как не понимаем как нам считать сумму затрат», — рассказывает Коврижных.

До пандемии и февраля 2022 года Латинская Америка и Азия по программе AFS обходилась родителям в ₽510 тыс. В эту сумму входило все, кроме визового пакета и карманных денег. Стоимость обучения в Европе начиналась от ₽480 тыс. за годовую программу. В этом году, прогнозирует Коврижных, программы подорожают минимум на ₽300 тыс. Также, на повышение цены повлияет ситуация с авиарейсами из Москвы.

Помимо этих сложностей AFS в России столкнулись с тем, что европейские семьи не хотят принимать российских школьников.

«Коллега из Швейцарии написала, что местные люди говорят о том, что сейчас не время приглашать лишний рот. Они переживают за то, какая будет зима, цена на отопление, сложности с продуктами и подсолнечным маслом. Очень много беженцев, и люди открывают двери им, а не нашим школьникам», — делится Коврижных.

Иностранные учащиеся в России

В 2019, когда началась пандемия, штаб-квартира AFS постановила отправить детей, которые учились в России, по домам. В 2020 году школьников не принимали в России из-за эпидемиологической ситуации. В 2022 году, когда в Россию все-таки приехало несколько школьников из-за рубежа, после февраля AFS рекомендовала им вернуться домой в целях безопасности.

Кроме того, сложности связаны и с тем, что в законе об образовании есть неточности, из-за которых AFS не может полноценно принимать иностранцев в свои школы.

«В 2018 году у нас случился инцидент в Краснодарском крае, который принимал большие группы иностранцев. Местный ФМС сказал, что по закону школа не имеет права приглашать. Выяснилось, что в тексте закона школа не упомянута как приглашающая сторона. Есть высшие учебные заведения, средние специальные, а школы — нет», — говорит Коврижных.

Из-за этой неточности в законе получается, что школа может пригласить иностранного ученика на срок не более 90 дней, что не соответствует программе AFS. С ноября 2018 года фонд пытается решить этот вопрос.

«В этом году к нам никто не приехал. Это большой финансовый вопрос, потому что мы деньги за границу не отправляем и ничего не получаем. Эти деньги можно оправдать только в том случае, если мы и отправляем, и принимаем. Каждую неделю к нам приходят заявки от иностранных школ, но мы не можем никого пригласить, нет официальной законодательной возможности», — объясняет Коврижных.

Она считает, что для решения этой ситуации нужно внести изменения в закон: либо поставить точку после слова образовательные организации, либо прописать в тексте — высшие, средние и общеобразовательные организации.

На сегодняшний день программа AFS для многих школьников — единственный способ попасть на учебу по обмену за рубеж, так как ее стоимость сравнительно невысокая, а оплатить ее можно по частям, в отличие от коммерческих школ.

Как работают государственные программы школьного обмена

Пока AFS не может полноценно принять иностранных школьников, частично эту роль берет на себя Международный центр образования «Интердом» имени Е.Д. Стасовой. Как такового обмена между школами центр не производит, зато принимает иностранных учеников в России. С 2021 года образовательный центр начал приглашать сирийских школьников на бесплатной основе и к 2025 году готовится обучить до 1500 иностранцев в год.

«Обучение в российских школах, пусть даже кратковременное, дает возможность иностранцам подтянуть русский язык и социо-культурно адаптироваться к дальнейшей учебе и проживанию в нашей стране, лучше понять культуру и традиции современной России, а также избавиться от страхов, которые во многом в дальнейшем влияют на их решение при выборе зарубежного вуза. Мы хотим, чтобы иностранцы продолжали учиться в России», — отмечает заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Депутат убеждена, что Россия должна продолжить принимать иностранных школьников, но вместо стран Европы и США обратить внимание на школьников из арабских и азиатских стран.

Что предлагают коммерческие школы

Коммерческие школы, которые отправляют школьников учиться за рубеж, также не являются полноценными участниками программ по обмену. Их задача — помочь уехать учиться за границу российскому школьнику, они не принимают иностранцев.

Как правило, школы отправляют детей в англоговорящие страны. Проживание по такой схеме возможно как в принимающей семье, так и в пансионе. Многие школы, с которыми связывались РБК Тренды, не скрывают, что после февраля 2022 положение их дел изменилось в худшую сторону, при этом подробно комментировать ситуацию они отказываются.

Фото:freepik.com
Экономика образования Практическое обучение: как школа может заложить основы будущей профессии

В это же время есть образовательные центры, которые, напротив, рекомендуют продолжать обучение за рубежом и в целом не испытывают значительных сложностей в 2022 году. Как утверждает руководитель Образовательного центра «Ай Класс» Екатерина Березина, несмотря на то, что условия для школьников усложнились, образовательный центр не столкнулся с уменьшением числа заявок на обучение.

«Количество семей, интересующихся образованием за рубежом для своих детей, точно не стало меньше, скорее наоборот. При этом произошло перераспределение по странам (Объединенные арабские эмираты вместо США), поэтому мы в постоянном поиске новых направлений, новых учебных заведений для партнерства и новых учебных программ для российских абитуриентов», — говорит Березина.

В текущих условиях многие школы не только в поиске новых направлений, но и форматов обучения. Многие из них предлагают школьнику учебу за рубежом в онлайн формате. По такому принципу отправляют учиться в США и Канаду. Говоря об обучении в Канаде, стоит отметить, что в стране нет единого федерального Министерства образования. В каждой провинции и на каждой территории действуют индивидуальные учебные планы, поэтому здесь больше выбора в плане образовательных программ.

Тем не менее, большинство школ все-таки отправляют российских школьников учиться за рубеж очно. Березина считает, что онлайн-обучение не дает полного погружения в язык и культуру страны, а потому родителям нужно отправлять детей учиться за границу, несмотря на текущую политическую ситуацию в мире.

«Наши студенты, которые учатся сейчас в школах за рубежом, не сообщали нам ни об одном случае давления, дискриминации или предвзятого отношения к ним со стороны преподавателей или администрации учебных заведениях или местных учащихся» — констатирует Березина.

С ней согласен координатор программы WayUSA.info Михаил Овчаренко. Он рассказывает, что в американской школе тщательно борются с буллингом, и любая попытка психологического давления на ребенка оперативно пресекается.

«Например, после 24 февраля по каждому ребенку из региона столкновения пришел отчет о его психологическом состоянии. Все дети из России, которые оформлялись на 2022-23 учебный год, уже находятся в США, они расселены по семьям и оформлены в школы», — говорит Овчаренко. Даже в текущих условиях программа продолжает получать заявки от школьников из России. Их так много, что на 2023–2024 год по программе WayUSA.info для россиян мест уже нет.

Что касается стоимости программ, то в коммерческом секторе наблюдается большой разброс. По словам руководителя центра «Ай Класс», она может варьироваться от €15 000 в год (например, в некоторых школах Ирландии) до $90 000 в год (в некоторых школах США) в зависимости от рейтинга школы, условий проживания и питания, оснащения школы и ее престижности. Самыми дорогими странами для получения среднего образования остаются США, Швейцария и Великобритания, более доступными — Ирландия и Кипр. Цена программы WayUSA.info, по информации Овчаренко, на следующий 2023–2024 учебный год составит $9950, плюс расходы на получение визы, перелет и карманные деньги (из расчета $300 в месяц).

Как изменилось школьное образование по обмену после санкций

Пандемия первой повлияла на систему школьного образования в России. Изменился порядок получения документов, многие перешли на онлайн-обучение. В 2022-м изменения произошли и на законодательном уровне. Появились ограничения при заключении договоров с иностранными организациями из недружественных стран (распоряжение правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. 430).

«Ребятам из этих стран станет сложнее сюда приехать, но если захотят, то все же смогут. Однако заключение таких соглашений (между российской организацией и организацией из недружественного государства) должно быть согласовано вице-премьером, курирующим данную сферу», — объясняет Яна Лантратова.

Помимо введения списка недружественных стран в ответ на европейские санкции Россия вышла из Болонской системы образования. Несмотря на то, что эта система относится к высшему образованию, для российских школьников она тоже была удобна, так как позволяла не сдавать дополнительные экзамены перед поступлением за границу.

Визы и экзамены в новых условиях

В новых реалиях процесс обучения российских школьников за рубежом существенно усложнился с точки зрения административных вопросов, в частности, сдачи экзаменов и получения учебных виз.

«Сложно сдать необходимые международные языковые и академические экзамены из-за отсутствия возможности сдать их на территории России. Некоторые абитуриенты сталкиваются с требованиям прививок от COVID-19, в том числе у детей до 18 лет. К тому же и процесс получения учебных виз для ряда стран сейчас более сложный и длительный», — говорит Екатерина Березина. И добавляет, что несмотря на сложности, ни один из студентов «Ай Класс» не получил отказа в учебной визе.

В случае с обменом школьников в США необходимо получение визы типа J-1. Это виза программ культурного обмена в штатах. Как говорит исполнительный директор AFS Нонна Коврижных, в настоящий момент программы культурного обмена с США для российских школьников закрыты из-за невозможности подать документы.

«Для того, чтобы попасть в Штаты по программе культурного обмена и проживать там в принимающей семье, нужна виза J-1, которую можно получить только в своей стране. Если ты едешь как турист, у тебя виза B-1 или B-2. На нее можно подать документы в Армении и Казахстане», — объясняет Коврижных.

Для того, чтобы учиться по программе обмена, школьникам нужно предварительно сдавать экзамены. Для обучения в США нужно пройти специальный тест на знание языка — ELTiS. Он проводится онлайн в процессе оформления школьника для поступления за рубеж и позволяет определить уровень языка по шкале CEFR от A1 до B2.

Что касается необходимых для поступления в вузы IELTS и TOEFL (второго популярного теста на знание английского), то их в России пока сдать нельзя. Все экзамены отменены на неопределенный срок. Однако некоторые школы, специализирующиеся на международном образовании, предлагают организовать тур в Казахстан и сдать экзамены в этой стране.

Зачем школьникам обучение по обмену в текущих условиях

Представители школ, образовательных центров и спикеры, с которыми удалось поговорить РБК Трендам, считают, что школьный обмен в России должен продолжить свое существование вне зависимости от ситуации на международной арене.

«Думаю, всем странам-участникам нужен обмен школьниками. Наша основная задача — продвижение русского языка, формирование положительного имиджа России.

Иностранцы приезжают в Россию и учатся в обычной школе на правах обычного ученика. По окончанию обмена мы видим то, чему он за время учебы научился. Помимо того, что ученик приобретет умение говорить на русском языке, он учится жить самостоятельно, общаться с людьми», — говорит Коврижных.

С ней согласна Екатерина Березина. Она считает, что обучение за границей со школьного возраста дает более объемную картину мира, а также во многом формирует характер: дети становятся более самостоятельными, ответственными, учатся жить и работать в неоднородном коллективе, приобретают новые для себя социальные навыки. Многие родители отмечают, что дети, обучаясь за границей, взрослеют раньше.

«Какая бы ни была обстановка в мире, всегда будут абитуриенты и родители, для которых возможность получения качественного образования, навыков общения в межнациональной и мультикультурной среде, научные и карьерные перспективы будут стоять превыше временных сложностей и ограничений», — заключает Березина.

Обновлено 28.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть