Отдых вместе с работой и возвращение круизов: как меняется туризм

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Отельеры сотрудничают с неожиданными бизнесами, туристические поезда и теплоходы набирают популярность. Разбираемся, какие тренды сейчас заметны в туристической отрасли и как они работают на практике

Об эксперте:

Ксения Богоявленская, эксперт системы управления отелями и гостиницами «Контур.Отель».

Bleisure: совмещение работы и отдыха

В термине bleisure слились два слова 一 business и leisure, дело и досуг. Это относительно новый принцип подхода к отдыху, который не требует прерывать работу ради новых впечатлений и активностей. Эта идея получила развитие, в первую очередь, из-за ковидных карантинов: в далекое путешествие не поедешь, и удаленка научила работать в любых условиях. Поэтому в 2022 году, когда с путешествиями стало попроще, люди начали совмещать работу и отдых: днем работают в номере гостиницы или коворкинге, а вечером проводят время в лесу, на море или в горах.

Под этот тренд адаптируются игроки рынка. Например:

  • туроператоры подстраивают время начала экскурсий на послерабочие часы или выстраивают свою работу по запросу — чтобы, когда у клиента появляется «окно» в работе, он мог ознакомиться с достопримечательностями;
  • агентства-организаторы бизнес-поездок предлагают гостиницам более выгодные условия сотрудничества, а также продвигают гостиницы для командировочных с более широким и интересным набором услуг;
  • гостиницы в городе стараются развивать возможности для досуга: например, они могут составлять и постоянно обновлять карты развлечений в зависимости от предпочтений разных целевых аудиторий;
  • загородные отели работают над аспектами, связанными с комфортной работой: увеличивают скорость интернета, создают коворкинги и бизнес-корнеры. Также они включают в дополнительные услуги аренду снаряжения, соответствующего окружающему ландшафту: палки для скандинавской ходьбы, велосипеды, каяки, SUP-борды. Другой вариант: размещать на территории карты с разметкой троп здоровья и достопримечательностей или начать предлагать гостям услуги гида в однодневных походах.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика 15 проектов, которые делают туризм доступным для всех

Ориентация на образ жизни и ценности потребителя

Если раньше отели ориентировались на социально-демографические характеристики 一 пол, возраст, социальное положение, то сейчас важно оценивать образ жизни, привычки, хобби, жизненные ценности.

Вне зависимости от этих параметров у клиентов в туристической сфере есть три главных потребности: упростить себе жизнь (то есть избавиться от всего, что отвлекает их от важного), получить готовое решение (получить возможность не решать мелкие вопросы) и почувствовать уверенность в надежности и безопасности продукта.

  • Потребность упростить жизнь можно удовлетворить, например, предложив клиенту возможность создать свой «пакетный тур» прямо на сайте отеля: выбрать, забронировать и оплатить сразу номер, завтрак, аренду транспорта и спортивного инвентаря.
  • Потребность в готовом решении — включив в экскурсию трансферы, обед и, скажем, бутылку воды.
  • Надежность и безопасность продукта можно подчеркнуть даже таким простым способам, как подтверждение всех этапов бронирования и оплаты по e-mail или смс.

Фото:Максим Каширин / ТАСС
Зеленая экономика Розовое озеро и цветение диких тюльпанов: куда ехать экотуристу в России

Очень важно, чтобы процессы были выстроены четко: если гость заранее выбрал определенный набор услуг, оплатил их и ожидает их предоставления, персонал отеля должен обязательно быть в курсе, кто, что и когда забронировал. Если услуги предоставляются подрядчиком, то с ним должна быть налажена бесперебойная работа. Кроме того, есть смысл проверять, как именно отель или загородный клуб представлены на сторонних ресурсах и агрегаторах, чтобы избежать недоразумений и конфликтов.

Необычные коллаборации

Чтобы ориентироваться на ценности потребителя и привлекать клиентов тем, что будет для них по-настоящему интересно, игрокам отрасли нужно быть готовыми к самым различным коллаборациям. Такое сотрудничество также помогает обмениваться аудиторией с подходящими по духу и стилю брендами и экономить на промоакциях.

Отельеры могут удовлетворить интерес клиентов к обучению чему-то новому и помочь расширять кругозор, предложив им, к примеру, мастер-классы по приготовлению блюд местной кухни в сотрудничестве с локальным рестораном. Или можно устроить мастерскую местных художественных промыслов в коллаборации с арт-студией, театром или музеем.

Детский сервис может обеспечить в отеле услугу ситтера на время ужина, локальный поставщик свежих продуктов — специальные блюда в меню и так далее.

Ретриты

Ретриты часто представляют себе как путешествие с целью заняться йогой. Но это понятие намного шире: ретрит 一 это путешествие в поисках спокойствия. Суть ретрита заключается в снятии стресса и общении с природой в пределах доступных локаций, без длительных поездок.

Фото:Simon Migaj / Unsplash
Экономика инноваций Цифровой детокс: лучшие способы побороть зависимость от смартфона

Гости ищут для ретрита санатории с хорошей едой, минималистичным дизайном и красивым видом из окна. Особой популярностью пользуются термальные источники и SPA, оздоровительные и детокс-программы, спокойные развлечения в компании близких по духу людей.

Чтобы создать «место силы» для тех, кто ищет душевного покоя, рекомендуем подключить к созданию допуслуг тех, кто сам чем-то увлечен.

Кроме того, можно совмещать несколько приятных активностей сразу. Например, SUP-туры сейчас уже включают в себя не только катание. Энтузиасты SUP-движения проводят экскурсии на досках, доезжают на них по рекам до площадок проведения ужинов на природе и так далее.

Туристические поезда и возвращение круизов

Ограничение авиаперелетов может привести к появлению новых маршрутов и пакетных туров на других видах транспорта. Это открывает возможности развития туризма в регионах, куда всегда было сложно добраться самолетом, или в местах, которые не считались туристическими до недавнего времени.

Например, туристические поезда позволяют путешественникам увидеть множество мест без спешки. Вот несколько примеров ярких маршрутов:

  • «Жемчужина Кавказа» курсирует по маршруту МоскваーМайкопーНальчикーГрозныйーДербентーКисловодскーМосква.
  • «Поморский вояж» показывает все красоты русского Севера, стартует из Москвы и следует через Кострому, Великий Устюг, Архангельск, Кемь, Петрозаводск, Сортавалу и Выборг.
  • Ретропоезд «Селигер» проходит по историко-заповедной зоне Октябрьской железной дороги.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика Ученые предложили ограничить работу круизных лайнеров из-за экологии

Второй очевидный тренд — возвращение и рост популярности теплоходных круизов. Кроме популярных маршрутов по Карелии из Санкт-Петербурга или по Черному морю из Сочи, есть множество туров по Соловецким островам, от Нижнего Новгорода до Ростова-на-Дону, по Енисею.

Речь не только о бюджетных турах, есть и люксовые теплоходы — например, четырехпалубный «Мустай Карим». Различные круизы этого теплохода включают в себя посещения Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Москвы и Санкт-Петербурга.

Водные круизы всегда пользовались популярностью, но сейчас, в том числе из-за сложностей с доступом к привычным маршрутам, многие туристы отдают предпочтение не зарубежным морским поездкам, а внутренним. Круизные операторы говорят, что продажи в 2022 году бьют все рекорды. Так, в «Мостурфлоте» отметили, что в майские праздники загрузка кают была стопроцентной. А по данным «Инфофлота», количество бронирований к началу лета выросло на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Игрокам рынка необходимо подстраивать уровень обслуживания под новые требования путешественников. Суда часто бывают достаточно старыми, поэтому им необходимы дополнительные проверки на комфортность и безопасность, что требует от организаторов круизов новых затрат.

Обновлено 22.08.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть