Мечты и кошмары человечества: как появились утопии и антиутопии

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (Фото: Warner Bros. / Youtube)
Философы с древности рассуждали об идеальном — утопическом — устройстве общества. А из антипода концепции рая на земле появилась антиутопия. Рассказываем об этих жанрах

Что такое утопия

Утопия (от греч. ou — «нет» и topos — «место») — это понятие идеального общества, члены которого живут наилучшей возможной жизнью. Термин «утопия» придумал английский писатель Томас Мор, который использовал его в качестве названия идеального государства в своей книге De optimo reipublicae statu deque nova insula Utopia или «Утопия» (Лувен, 1516 год).

Раскрашенная вручную карта острова Утопия из книги Томаса Мора
Раскрашенная вручную карта острова Утопия из книги Томаса Мора (Фото: Geekcraft & Bibliophilia)

Впоследствии утопией стали называть жанр литературы, авторы которой изображают или пытаются создать концепцию идеального общества. Идеи утопий базируются на морали, этике, психологии и политической философии, она часто исходит из веры в то, что разум и интеллект помогут улучшить общество. Многие произведения утопической литературы предлагают подробные и практические описания идеального общества, но с каким-либо фатальным недостатком, который делает его создание невозможным.

В утопиях формировали основные принципы демократического движения, нравственные и законодательные нормы, а также предвосхищали вероятные отрицательные последствия человеческой деятельности для общества. Благодаря утопиям в социологии развивались методы построения сценариев для анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

Термин «утопический» также используется для описания реальных сообществ (социализма или развитого капитализма), основанных в попытках создать идеальную экономическую и политическую систему.

Характерные черты утопии

В большинстве утопий можно выделить следующие черты:

  • утопия существует в строгих временных рамках, без отсылок к будущему и прошлому;
  • жители утопии уверены в справедливости и идеальности своего мира;
  • инновации и индивидуальность поощряются;
  • между людьми не возникает конфликтов;
  • утопическое общество не контактирует с внешним миром, жители не осознают угрозы с его стороны;
  • жизнь отлажена, все идет по плану, а каждый шаг предусмотрен и продуман;
  • природа в приоритете, общество старается быть ближе к ней.

Виды утопий

Экономические

Суровые экономические условия XIX века и социальные потрясения из-за бурного развития капитализма побудили некоторых писателей изображать экономически утопические общества. Одни характеризовались разнообразием социалистических идей: равное распределение благ по потребности, часто при полном упразднении денег; граждане, трудящиеся на общее благо на любимой работе; достаточно свободного времени для развития искусства и науки. Одна из таких утопий описана в книге Эдварда Беллами «Взгляд назад». Другим примером социалистической утопии является книга «Новости из ниоткуда» Уильяма Морриса.

В противоположность им, капиталистические утопии, такие как «Луна — суровая хозяйка» Роберта А. Хайнлайна или «Источник» Айн Рэнд, обычно базируются на правилах реальной рыночной экономики, но ориентированы на индивидуализме и либертарианстве. Книга Эрика Фрэнка Рассела «Великий взрыв» (1963) подробно описывает экономическую и социальную утопию, в которой впервые упоминается идея местных биржевых торговых систем.

Политические и исторические

Это утопии, в которых правительство создает общество, стремящееся к совершенству. Как правило, в такого типа утопиях индивидуализм, наоборот, ограничен, так как он противоречит основным целям общества. Иногда государство или правительство подменяют религиозные и семейные ценности ради «всеобщего блага». Глобальная утопия мира во всем мире часто рассматривается в таких произведениях как один из возможных концов истории.

Английский политический философ Джеймс Харрингтон (1611–1677) написал утопию «Содружество Океании», что повлияло на развитие трех американских колоний: Каролины, Пенсильвании и Джорджии. Харрингтон был теоретиком республики, хотя жил в монархическом обществе. Однако его идеи повлияли на то, что в Новом свете стали образовываться частные колонии. Многие их жители выступали как носители идей независимости от Старого света. Это в конечном счете повлияло на исход Американской революции.

Религиозные

Христианские, иудаистские и исламские концепции Эдема и Рая могут быть истолкованы как формы утопизма, особенно в их народно-религиозных формах. Такие религиозные «утопии» часто описывают как «сады наслаждения», подразумевая существование в состоянии блаженства или просветления, свободное от греха, боли, бедности и смерти. Аналогично индуистская концепция мокши и буддийская концепция нирваны могут рассматриваться как своего рода утопия.

Кроме того, на протяжении истории человечества появилось множество реальных религиозных общин, чтобы сохранить добродетели и ценности человечества, которые, по их мнению, были утеряны. В Соединенных Штатах и Европе в XIX веке многие радикальные религиозные группы стремились сформировать сообщества, в которых все аспекты жизни людей могли бы регулироваться их верой. Среди наиболее известных — пуритане и движение шейкеров.

Научно-технологические

Такого типа утопии, как правило, посвящены будущему, в котором, как считается, передовая наука и технологии позволят достичь идеальных стандартов жизни: побороть смерть и страдания, изменить биоритмы (не нужно будет спать и есть), сделать размножение искусственным. Еще один вариант утопии предполагает, что люди просто пользуются технологиями для улучшения условий жизни (как, например, в «Звездном пути»). Формируется некая «экстропия», открытое, развивающееся общество, позволяющее отдельным лицам и группам формировать институты и социальные формы, которые они предпочитают.

Кадр из сериала «Звездный путь»
Кадр из сериала «Звездный путь» (Фото: RottenTomatoes)

Одним из ярких примеров технологической и либертарианской социалистической утопии является книга шотландского автора Иэна Бэнкса «Культура».

Экологические

Такое утопическое общество идеально относится к природе. В произведениях усматривается увеличивающийся разрыв между современным западным образом жизни, разрушающим природу, и более традиционным образом жизни до индустриализации. Экотопии могут пропагандировать устойчивое развитие.

Фото:Петр Ковалев / ТАСС
Зеленая экономика Устойчивое развитие в России: что было сделано в 2021 году

Так, в новелле «Исландия» американского автора Остина Таппана Райта (1942 год) рассматривается вымышленный остров в Южном полушарии, жители которого добровольно изолировались от внешнего мира и отказались от индустриализма. Все, включая представителей высших слоев общества, занимаются какой-то полезной работой, особенно сельским хозяйством. Хотя островная цивилизация примитивна технологически, она намного опережает западную культуру с точки зрения принятия человеческих ценностей.

Феминистские

Социалистические и экономические утопии склонны серьезно относиться к «женскому вопросу» и часто предлагают ту или иную форму равенства между полами. Например, «Взгляд назад» Эдварда Беллами (1887 год) прогрессивно для своего времени отреагировал на современные движения за избирательное право женщин. Одной из ранних феминистских утопий, изображающих полную независимость от мужчин, является «Херланд» Шарлотты Перкинс Гилман (1915 год).

«Женщина на краю времени» Мардж Пирси изображает равенство между полами. Она отделила женщину от процесса рождения и воспитания ребенка: после появления на свет искусственным путем он растет в палате со сверстниками. Три «матери» на одного ребенка являются нормой, и они выбираются гендерно-нейтральным образом (могут быть и мужчинами) на основе опыта и способностей.

А в «Золотой ведьме» Мэри Джентл дети рождаются гендерно-нейтральными, и пол не имеет никакого отношения к социальным ролям. Напротив, в книге Дорис Лессинг «Браки между зонами три, четыре и пять» (1980) предполагается, что мужские и женские ценности присущи в равной степени обоим полам и не могут быть изменены.

Такое создание женских миров позволяет исследовать женскую независимость и свободу от патриархата.

Самые известные утопии

«Утопия», Томас Мор

Повествование ведется от имени португальского путешественника Рафаэля Гифлодеуса, который на пять лет попадает на остров Утопия. Он критикует законы и обычаи европейских государств, одновременно восхищаясь идеальными институтами в Утопии. Они устроены следующим образом:

  • на острове ликвидировали нищету,
  • почти нет законов, так как нет и преступлений;
  • граждане хоть и готовы защищаться в случае необходимости, но в массе своей пацифисты. Для армии набирают наемников из других стран;
  • частной собственности в Утопии нет;
  • каждого жителя стараются обучить ремеслу, которым он может зарабатывать на жизнь;
  • все люди работают только шесть часов в день и не производят бесполезные предметы роскоши;
  • общественные дела решает группа мудрых и образованных представителей, а страной управляет князь, избранный из числа народных кандидатов. Принца избирают пожизненно, но могут отстранить от должности за тиранию;
  • в Утопии распространены все религии, а атеизм не допускается, так как неверующий может совершать плохие поступки.

«Государство», Платон

Это диалог Платона о проблеме идеального государства (360 г. до н. э). Книга была написана в эпоху греческого эллинизма, когда жизнь каждого подчинялась достижению всеобщего блага.

В идеальном государстве Платона:

  • справедливость и равенство прав — не одно и то же;
  • каждый делает свою работу и не вмешивается в чужую;
  • классовая система построена на разделении труда — философы-правители, стражи, земледельцы и ремесленники;
  • сословная система строится на вере в то, что бог создал людей разных классов;
  • стражи, которые охраняют внутреннюю и внешнюю безопасность, не имеют своей собственности, они живут общиной отдельно от остальных;
  • у рабочих есть частная собственность, но они не должны делиться на бедных и богатых;
  • строгая система образования, в культуре должна быть цензура.

«Город Солнца», Томмазо Кампанелла

Философское произведение, которое Кампанелла написал в тюрьме инквизиции около 1602 года. Оно описывает Город Солнца, который геометрически выстроен вокруг высокого холма и с четырех сторон рассечен центральными улицами по сторонам света.

В Городе Солнца:

  • нет частной собственности и неравенства;
  • не существует семей, младенцев растит община;
  • все работают, но рабочий день не превышает четырех часов в день;
  • поощряется владение разными ремеслами;
  • женщины равны мужчинам;
  • господствует теократия в форме естественной магии или астрологии — каста священников-магов поддерживает счастье и добродетель;
  • правитель именуется «Солнцем» или Метафизиком, есть соправители — Мощь, Мудрость и Любовь. Они не только правят, но и исповедуют горожан;
  • институтов суда нет, приговоры вершат начальники;
  • есть смертная казнь за преступления «против свободы государства, или против Бога, или против высших властей».

«Туманность Андромеды», Иван Ефремов

Это социально-философский научно-фантастический роман, который советский писатель Иван Ефремов написал в 1955–1956 годах. У произведения две сюжетные линии — о 37-й экспедиции звездолета «Тантра», экипаж которой сталкивается с местной медузообразной формой жизни, и о жизни на Земле, где описываются проблемы выгорания, изгнание, любовные перипетии.

Ефремов описывает этапы становления общества от появления первых государств до установления всеобщего коммунизма. В романе действие происходит в Эру Великого Кольца, когда благодаря достижениям в области связи и обработки информации земляне смогли расшифровать радиопередачи инопланетных высокоразвитых цивилизаций.

В утопии Ефремова:

  • Земля опоясана «непрерывной цепью городских поселений», а люди свободно перемещаются между ними и заселяются в пустые жилища;
  • все здоровы и красивы, а живут до 170 лет;
  • земляне общаются на одном языке, они открыты, эмоциональны, дружелюбны и ответственны;
  • детей воспитывает всеобщий воспитательный субъект (всепланетарная структура);
  • обществом управляет Совет Экономики («Главный Мозг Планеты»), который сотрудничает с профильными академиями;
  • решения по глобальным вопросам принимаются путем всеобщего голосования;
  • все земляне высокообразованные и могут быть экспертами в какой-то области;
  • преступников («быков») ссылают на «Остров забвения» (Шри-Ланка).

«Новая Атлантида», Фрэнсис Бэкон

Английский философ, основатель эмпиризма Фрэнсис Бэкон написал свою утопию в 1627 году. Рассказ ведется от лица европейца, а действие происходит на острове Бенсалем в Тихом океане. Произведение так и не было закончено, а издали его после смерти философа.

В утопии Бэкона:

  • царит христианство, хотя присутствуют несколько иудейских родов;
  • центральный институт общества — семья, а главный праздник — День семьи;
  • жители патриархальные и целомудренные;
  • строй монархический, но есть не зависящая от государства структура — Дом Соломона, который занимается исследованиями и заимствует открытия других стран и народов.
  • наука представлена как социальный институт;
  • есть авиация, подводные лодки, телефоны.

Утопия и антиутопия: в чем разница

Антиутопия (от греч. «anti» — против) — полная противоположность утопии. Это воображаемый мир или общество, в котором люди ведут жалкую, бесчеловечную, полную страха жизнь. В подобных произведениях обычно описывают социальные и техногенные катастрофы, крах общественных идей, иллюзий и идеалов.

Автором термина «антиутопия» или «дистопия» (dystopia) стал английский философ и экономист Джон Стюарт Милль, который использовал его в речи перед британским парламентом в 1868 году. Понятие «антиутопия» как название литературного жанра использовали Гленн Негли и Макс Патрик в антологии утопий «В поисках утопии» 1952 года.

Авторы антиутопий пытаются рассмотреть возможности реализации различных страхов общества, а герои их произведений зачастую оказываются перед сложным моральным выбором.

Иллюстрация из книги Евгения Замятина «Мы»
Иллюстрация из книги Евгения Замятина «Мы» (Фото: Eksmo)

Если утопия — это воображаемое общество с совершенным порядком и гармонией, то антиутопия — это хаос, но с возможным присутствием жесткой дисциплины. В утопическом обществе люди независимы и свободны, а в антиутопии они лишены этого и управляются пропагандой.

Утопия не контролируется построенными государственными системами, в то время как антиутопия управляется тираническим правительством. В утопии граждане сохраняют природу, а в антиутопии она уничтожается. Герои антиутопий не используют технологии во благо. Зато ими часто руководят роботы и компьютеры.

Самые известные антиутопии

«1984», Джордж Оруэлл

Роман-антиутопия, который британский писатель Джордж Оруэлл написал в 1949 году.

Герой произведения Уинстон Смит не разделяет идеологию правящей партии, но скрывает это. У героя завязывается роман с коллегой Джулией, хотя свободные любовные отношения между мужчиной и женщиной запрещены партией. В итоге пара решает вступить в движение сопротивления, но попадает под арест.

Кадр из экранизации «1984»
Кадр из экранизации «1984» (Фото: Electricliterature)

В оруэлловском мире:

  • господствует жесткий тоталитаризм;
  • у жителей нет прав и свобод, в том числе права на индивидуальность; за инакомыслие может грозить физическое наказание;
  • пропагандируются пуританские взгляды;
  • любовь является мыслепреступлением (видом преступления, который включает любую неосторожную мысль), а браки заключаются только с целью размножения;
  • детей отдают в военно-патриотическую организацию, где им навязывают любовь к единоличному диктатору (Большому Брату);
  • поощряется всеобщая слежка и доносительство;
  • общество живет в бедности, многие города разрушены после гражданской войны;
  • развивается новояз, из которого исключают чуждые идеологии понятия;
  • правит двоемыслие (война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила);
  • экономика существует только с помощью войны и для войны;
  • есть жесткая цензура;
  • господствует национализм в разных формах (перенесенный национализм позволяет толпе направлять ненависть на нового врага).

451° по Фаренгейту, Рэй Брэдбери

Научно-фантастический роман Рэя Брэдбери, изданный в 1953 году. Он описывает американское общество близкого будущего. Главный герой Гай Монтэг участвует в работе по сжиганию книг. В ходе романа он разочаровывается в идеалах общества, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов. Там заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков. В эпиграфе Брэдбери поясняет: «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага».

В книге Брэдбери:

  • все книги находятся под запретом, так как они поощряют инакомыслие;
  • люди погружены в развлечения;
  • тема смерти табуирована (умерших незаметно кремируют).

«Мы», Евгений Замятин

Роман советского писателя Евгения Замятина, написанный в 1920 году. В СССР книгу не печатали до 1988 года как «идеологически враждебное» произведение.

В романе действие происходит приблизительно в XXXII веке. Сюжет очень схож с «1984», вышедшей позднее. Герой книги — математик-гений Д-503, который разработал космический корабль «ИНТЕГРАЛ». Д-503 встречает женщину под номером I-330, любовь к которой меняет его взгляды. Она знакомит его с революционерами. Те планируют направить сопла «ИНТЕГРАЛа» на город, чтобы разрушить стену, которая ограждает город от внешнего мира. Операция удается. После этого Д-503 попадает на аудиенцию к Благодетелю и осознает, что правитель сам стал рабом выстроенной им же системы. Однако Благодетель говорит, что I-330 использовала героя. В итоге Д-503 решается на процедуру, напоминающую лоботомию.

В антиутопии Замятина:

  • царит жесткий тоталитаризм под контролем «Благодетеля»;
  • проповедуется отрицание фантазии;
  • у людей номера вместо имен, все сферы их жизни вплоть до интимной контролируются;
  • преступников уничтожают на месте с помощью специальной машины;
  • искусство служит делу прославления Единого Государства;
  • миллиарды людей вымерли в ходе Великой Двухсотлетней войны, а расы перестали существовать.

«О дивный новый мир», Олдос Хаксли

«О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир», англ. Brave New World) — это сатирический роман английского писателя Олдоса Хаксли, который вышел в 1932 году.

Действие романа происходит в Лондоне в 2540 году. Героиня Линайна Краун — медсестра, которая работает на конвейере производства людей. В индейской резервации она встречает Джона, который, в отличие от всех остальных, рожден естественным путем. Его привозят в Лондон. Юноша влюбляется в Линайну, но она не способна понять возвышенных чувств дикаря. Далее роман показывает путь отшельничества Джона, срыв под влиянием толпы и самоубийство из-за грехопадения.

В произведении Хаксли:

  • все страны объединились в одно «прогрессирующее» государство;
  • культивируются беззаботность, сексуальная свобода и потребление, символом которого является Генри Форд;
  • института брака и семьи нет, а люди рождаются в инкубаторах;
  • детей держат на специальных препаратах, которые помогают формировать принадлежность к касте;
  • большинство проблем решает наркотик — сома, который убивает примерно к 60 годам;
  • ликвидированы любовь, религия, высокое искусство, свободомыслие и фундаментальная наука.

«Атлант расправил плечи», Айн Рэнд

Роман-антиутопия американской писательницы Айн Рэнд, опубликованный в 1957 году.

В романе действие разворачивается в США, где частный бизнес страдает от жесткой государственной политики. Управляющая железной дорогой Дагни Таггарт вместе с любовником, сталелитейным магнатом Хэнком Риарденом, пытаются строить свой бизнес. Они считают чиновников «бандитами» и преступают закон. Однако вскоре исчезает ряд известных предпринимателей и творческих людей. Таггарт знакомится с философом и изобретателем Джоном Голтом и выясняет, что исчезнувшие организовали «забастовку людей разума».

В мире Рэнд:

  • во всем мире правит социализм;
  • происходит борьба со свободным рынком и бизнесом, что вызывает кризис в экономике;
  • бюрократы конфискуют чужие доходы силой;
  • герои-«атланты» противостоят «паразитам», «мародерам» и «бездельникам».
Обновлено 12.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть