Почему сотрудники НКО должны получать зарплату

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Вместе с экспертами и руководителями НКО разбираемся, почему сотрудникам фондов обязательно нужно платить зарплату, почему эта зарплата должна быть высокой и почему без постоянных сотрудников системная помощь невозможна

Материал предоставлен «РБК Трендам» фондом «Нужна помощь» (включен Минюстом в реестр иноагентов).

Казалось бы, что вопрос о необходимости зарплат для сотрудников НКО, слишком очевидный и банальный. Однако в России не все понимают, что деятельность в благотворительной сфере — обыкновенная работа.

В 2020 году команда проекта «Если быть точным» провела исследование «Профессиональная благотворительность в развитии». В нем, в том числе, изучалось отношение людей к оплате труда сотрудников НКО. Так, 10% респондентов заявили, что зарплат у людей в некоммерческом секторе вообще не должно быть.

Существует мнение, что сотрудники благотворительных организаций ничем не отличаются от волонтеров. Однако это не так. Сама структура некоммерческой организации подразумевает множество должностей, которые должны занимать люди, обладающие специальными компетенциями и навыками. А чтобы оказывать системную помощь, сотрудники должны регулярно выполнять свою работу. Формат волонтерства для этого не подходит.

Алена Удаленкова, менеджер по работе с частными донорами фонда «Нужна помощь»:

Основное отличие между некоммерческими и коммерческими организациями — это цели работы. Успешность коммерческой организации измеряется размером чистой прибыли. Успешность некоммерческой организации измеряется объемом и качеством оказанной помощи. В остальном работа НКО очень похожа на деятельность любой другой организации.

Для того, чтобы организация могла нормально функционировать, добиваться поставленных целей и развиваться, ей нужны ресурсы, налаженные процессы и, конечно, постоянная команда сотрудников. Как мы уже говорили: «Помогают не деньги, а люди». А также выстроенные ими связи и процессы.

Ни один человек не будет работать бесплатно полную рабочую неделю. А если у фонда не будет постоянных сотрудников, то и помогать он сможет от случая к случаю, когда у волонтеров будет свободное время. Какую-то разовую помощь можно оказывать и таким способом. Но фонд, который, например, оказывает медицинскую помощь в любое время дня и ночи сотням пациентов, точно не может позволить себе такую ненадежную рабочую силу.

Если у организации нет постоянных сотрудников, у нее нет и стратегии, долгосрочного планирования, устойчивой системы помощи и гарантий для подопечных и жертвователей. Это слишком хрупкая конструкция, которая может в любой момент развалиться, потому что у волонтеров не будет времени, желания или сил заниматься чем-то, кроме основной работы.

Конечно, есть несложные задачи или разовые проекты, которые легко доверить волонтерам. Но даже для того, чтобы организовать работу волонтеров нужны люди, которые будут заниматься этим процессом. Они буду находить желающих помочь, связываться, составлять для них задания, отвечать на вопросы, принимать работу и встраивать ее в общий процесс помощи. Это сложные задачи и ими нельзя заниматься от случая к случаю.

Сотрудники фондов делают так, что деньги помогают. Они налаживают отношения с больницами, поставщиками, врачами и госорганами. Они структурируют необходимую информацию, организуют процесс помощи будь это лечение, психологическая помощь, юридическая консультация, закупка продуктов или все одновременно. Если никто не будет работать руками, то есть на полученные пожертвования закупать оборудование и лекарства, организовывать перемещения пациента, звонить врачам, социальным службам, то помощи просто не будет. Делая пожертвование, донор помогает благополучателю организации. Но купюра, приложенная к больному месту, человеку не поможет. А вот сотрудник фонда, который организовал закупку лекарства, договорился об операции, организовал доставку и реабилитацию пациента, как раз поможет.

Надежда Николаева, руководитель ИРЭОО «Мой Байкал», региональный эксперт Агентства стратегических инициатив:

Я пришла в общественную организацию из бизнеса. Понятно, что ни у кого нет вопроса: должны или не должны сотрудники частных компаний получать зарплату. Когда я начала работать с НКО, я поняла, что процессы здесь напоминают функционирования бизнеса. Также нужно выстроить организационную структуру, заниматься продвижением, только средства нужно не зарабатывать, а привлекать на текущие проекты, а потом эти проекты реализовывать. Это серьезная работа, и люди, которые этим занимаются, должны получать зарплату.

Я сталкивалась с мнением, что люди из сферы благотворительности должны получать зарплаты, но небольшие, чтобы они покрывали базовые потребности. Нет, сотрудники НКО должны получать хорошие зарплаты, они должны быть конкурентоспособными на рынке. У всех семьи, все хотят качественно жить, сотрудники НКО — такие же люди. Чтобы люди, связавшие свою жизнь с экологической или любой другой НКО, могли помогать, не бросали свою деятельности, они должны хорошо зарабатывать. Человек, у которого закрыты основные потребности, лучше работает. У него есть мотивация. В бизнесе у сотрудников мотивация чаще материальная, а сотрудникам НКО хочется делать что-то полезное для мира. Но это не отменяет того, что они должны быть финансово обеспечены. Возможно, у людей все еще нет четкого понимания, что благотворительность не хобби, а работа, как и любая другая.

Когда мы начинали развивать нашу организацию, то работали только с волонтерами. И мне стало понятно, что это неэффективная модель. Волонтерам нельзя поручать регулярную деятельность, они привлекаются только на какой-то этап. Волонтеры — люди, которые готовы помогать в свободное от работы время. Они делают это тогда, когда хотят, когда удобно им. Но для нормального функционирования организации такой формат не подходит. Постоянную деятельность, например, ведение соцсетей НКО, могут выполнять только сотрудники с регулярными и постоянными задачами.

Сергей Иевков, директор санкт-петербургской НКО «Благотворительная больница»:

Я вижу мало различий между организациями, которые называются некоммерческими, государственными и частными. Потому что те процессы и задачи, которые существуют в организациях, не важно в какой он юридической форме, схожи. В том числе это касается и оплаты труда сотрудников.

НКО — юридическое лицо. Есть ряд серьезных обязательств и очень серьезных ограничений, которые нужно соблюдать в рамках действующего законодательства, чтобы организация работала и не попала под санкции, не получила штрафы. Это уже определенная ответственность, которая требует как минимум от одного человека, директора или учредителя, вложения своего времени, своих сил. Человек тратит время на соблюдение всех этих предписаний, требований закона и не может параллельно чем-то заниматься, чтобы зарабатывать на жизнь. Так устроен мир, что нам нужны деньги, чтобы жить, заботиться о себе, кормить семью.

Надо понимать, что работа в некоммерческом секторе — такая же работа, как и любая другая. Да, она окрашена социальным контекстом, да, она имеет определенные особенности. Но если мы движемся в сторону профессиональной благотворительности, то нужно понимать, что и работа в этой сфере должна быть оплачена.

Волонтеры — это огромный ресурс для НКО. Они разделяют ценности организации и могут помогать. С ними устанавливаются не рыночные, а социальные отношения, потому что волонтеры помогают фонду исходя из собственных целей и мотивации. Это классно и важно, но волонтер делает это в свободное от своей основной работы время. Такая деятельность не приносит ему денег, но дает возможность созидать, радоваться, чувствовать себя важным и полезным. При этом волонтер может в любой момент прекратить свою деятельность по ряду причин. Волонтеры могут даже иметь ту же экспертизу, так же качественно работать, как сотрудники, но они для организации — временный ресурс. Через какое-то время даже замечательный волонтер может на определенный период или навсегда прекратить свое участие в деятельности НКО. И никаких обязательств перед организацией он не несет, в отличие от сотрудников.

Обновлено 01.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть