После пандемии коронавируса компаниям еще потребуется немало времени, чтобы сделать важные выводы о тех изменениях, которые этот «черный лебедь» принес во все сферы их деятельности, но уже сейчас ясно одно: рынок труда и работа с сотрудниками существенно изменились и перестали быть полностью зависимыми от желаний работодателей.
Теперь работники и соискатели ставят во главу угла такие параметры как удовольствие от работы, заботу компании об обществе и окружающей среде, а также возможности для внутреннего обучения. РБК Тренды публикуют главные выводы исследования Randstad под названием «Новая эра удаленной работы» (трафик из России блокируется, для ознакомления с отчетом используйте VPN).
Об исследовании
Аналитики Randstad с помощью комплексного исследования рассмотрели на примере 34 стран (в том числе Канада, Великобритания, Бразилия и Австралия), чего сотрудники хотят и ждут от своих работодателей в сегодняшних постковидных реалиях, а также насколько охотно они требуют для себя новых условий труда.
Исследование проводилось с помощью онлайн-опроса и серии интервью среди 35 тыс. людей в возрасте 18–67 лет. Среди респондентов были те, кто уже имеют работу, являются индивидуальными предпринимателями, а также находятся в поиске работы.
Ключевые выводы
Аналитики Randstad отмечают, что главный вывод, который сделали люди из кризиса, вызванного коронавирусом, заключается в приоритезации счастья и смысла, получаемого от работы. Теперь для многих сотрудников, особенно молодого возраста, важнее иметь эмоциональную отдачу, чем финансовую, чтобы чувствовать себя нужными и счастливыми в ходе рабочего процесса.
Выводы исследования делятся на пять категорий:
- Отношение к работе. Насколько плотно рабочий процесс включен в жизнь?
- Наличие общих ценностей. Разделяет ли компания ваши личные убеждения?
- Меры поддержки. Что в компании делается для вас, чтобы вам было комфортнее работать?
- Гибкость рабочего процесса. Заботится ли компания о вашем графике и возможности удаленной работы?
- Самосовершенствование. Как работодатель помогает вам в профессиональном росте?
Счастье — в руках сотрудника
Глобально на рынке труда, как отмечают в Randstad, сегодня наблюдается нехватка талантливых сотрудников. Эта тенденция, скорее всего, сохранится еще какое-то время, так как выдающиеся профессионалы «продолжают быть более избирательными», отмечается в исследовании. Учитывая такой сильный кадровый голод, молодые и талантливые специалисты чувствуют, что имеют полное право выбрать из ряда компаний лучшие условия, чтобы работа полностью соответствовала их ожиданиям и представлениям о счастье.
41% опрошенных молодых людей (до 35 лет) утверждают, что если работа не будет вписываться в их личную жизнь и в полной мере не оправдает заявленных ожиданий, то они готовы даже увольняться, чтобы найти лучшее предложение. 48% процентов респондентов из поколения Z («зумеры», до 25 лет) вообще считают, что лучше быть безработным, чем зарабатывать деньги там, где у тебя нет ощущения счастья от ежедневных задач.
В исследовании указывается, что так называемая «погоня за рабочим счастьем» — это усилившаяся тенденция именно в постковидную эпоху для миллениалов и зумеров. Пандемия заставила многих из них переосмыслить свои ценности и приоритеты и, как следствие, задуматься: той ли я работе посвящаю свою жизнь? «Поэтому молодые поколения сотрудников сильнее всего сконцентрированы на том, чтобы работа не вредила их психологическому здоровью и приносила положительные эмоции, создающие фундамент для ощущения счастья», — утверждают аналитики Randstad.
Из-за того, что количество соискателей, которые хотят видеть больше смысла в своей работе, растет, работодатели должны перестраивать механизмы подбора и внутреннюю корпоративную культуру на человекоцентричную модель. Согласно советам исследования, компаниям важно продолжать держать курс на разнообразные рабочие условия, как для молодежи и цифровых кочевников, так и для старшего поколения, которым все еще важно посещать офис с фиксированным количеством рабочих часов.
Работа становится частью жизни, но не самой жизнью
Несмотря на наблюдаемый авторами исследования рост важности места работы в жизни (группы возрастом до 35 лет уделяют работе даже большее внимание, чем старшее поколение), личная жизнь все равно ставится большинством опрошенных на первое место.
Впрочем, не всегда этот показатель зависит от возраста. Если взглянуть на результаты из Латинской Америки, то почти половина (47%) опрошенных, уходили с работы, потому что она не вписывалась в их привычный жизненный ритм, в то время как лишь 29% респондентов из Северной Америки смогли сделать такой же шаг.
Что же помогает сохранять баланс между работой и личной жизнью? Это график. Он уже претерпел изменения во время пандемии, а после — только укрепил в сознании людей мысль о том, что он должен быть гибким и предполагать возможность работать удаленно. Хотя бы несколько дней в неделю.
При этом стандартная «пятидневка» сохраняет свои лидирующие позиции среди большинства опрошенных. Желающих работать 4 дня в неделю пока меньше: 32% голосуют за новую короткую рабочую неделю, а 42% за сохранение пяти рабочих дней. А вот гибкие рабочие часы хотят 83% процента всех участников исследования. Свобода выбора, когда начинается и заканчивается выполнение твоих задач, больше не закреплена за работодателем.
Равно как и начало рабочего дня, место работы теперь тоже может выбирать сам сотрудник. Какой бы технологичный и современный офис компания не предлагала, подавляющее большинство молодых профессионалов хотят выбирать между работой в пижаме и ежедневной поездкой пусть и до модного опен-спейс. Женщинам такой выбор оказывается более необходим, чем мужчинам.
Впрочем, исследователи отмечают, что удаленная работа по-прежнему пока остается скорее привилегией, чем новой нормой. Позволить себе работу за ноутбуком из любой точки мира пока в большинстве своем может только класс «белых воротничков».
Польза для всех
Примерно 34% сегодняшних сотрудников готовы получать меньше денег, если они будут четко понимать: их компания приносит пользу обществу или окружающей среде. Такое мнение разделяют подавляющее большинство участвовавших в опросе сотрудников в возрасте до 24 лет, в то время как люди старшего возраста (35+) уже не столь сильно поддерживают отказ от доходов за счет поддержки их компанией различных меньшинств или природных заповедников.
Движение компаний и корпораций в сторону социальной поддержки видно за счет активного включения в повестку темы ESG. Устойчивое развитие и экологический трек компаний — это уже необходимые условия, чтобы представители поколения Z (около 39% среди опрошенных) могли сделать выбор в пользу той или иной компании.
Еще один важный аспект, на который можно посмотреть через призму пользы — это желание сотрудников учиться. Сегодняшние сотрудники хотят проходить дополнительные курсы, читать литературу и постигать новые навыки (в том числе и digital). Некоторые опрошенные отметили, что их компании уже увеличили количество обучающих курсов и мероприятий в рамках внутреннего обучения, так как запрос от сотрудников продолжает только расти.
Кроме того, заметен и рост популярности таких запросов, как карьерная консультация и построение личного карьерного трека. Отмечается, что более половины опрошенных в исследовании участников, хотели бы пообщаться с карьерным коучем, чтобы узнать, как они могут зарабатывать больше денег или вырасти в должности.
Около 53% респондентов отмечают, что на работе им стало необходимо понимать свои зоны роста для дальнейшего продвижения и раскрытия собственного потенциала, поэтому перспективу получения карьерной модели от работодателя для достижения результатов они также ставят в приоритет.
Как сегодня действовать работодателю
Мир работы, найма и рабочих процессов за последние два года изменился практически до неузнаваемости. Чтобы получать себе в команду лучшие кадры и опережать конкурентов, компаниям как никогда важно ставить в центр всех инноваций и лучших условий именно желания человека. Как это правильно сделать?
В Randstad убеждены, что нужно сфокусироваться на следующих аспектах:
- Стараться делать так, чтобы работа строилась вокруг жизни людей, а не наоборот
- Разделять ценности людей и предлагать свои
- Предлагать гибкие условия труда
- Создавать условия и среду для профессионального развития
Помимо этого, талантливых сотрудников продолжает все также сильно привлекать в работодателе забота и поддержка: социальные выплаты, бонусы, медицинская страховка и другие материальные и нематериальные бенефиты помогут вашей компании укрепить лояльность уже среди тех, кто с вами, а новичков — порадовать широким пакетом возможностей.
Исследователи Randstad также отмечают, что лидерство на рынке труда сохранят те, кто быстрее всех сможет внедрить мышление, направленное на привлечение талантов. Внимание к сотрудникам, неважно будущим или нынешним, принесет свои плоды. Безусловно, на такие перемены нужны значительные средства и силы, но в современных реалиях исключительно такой подход позволит получать талантливые кадры, улучшать команды и приводить корпоративную культуру на новый уровень взаимопонимания и поддержки.