Инклюзивность — простыми словами: в бизнесе, образовании и обществе

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В мире сильнее укрепляются стандарты «новой» этики — терпимость, равноправие и разнообразие. Инклюзивность — важная их часть. Рассказываем, что такое инклюзивность и как она проявляется в обществе, образовании и бизнесе

Что такое инклюзивность и почему она важна?

Инклюзивность — это включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс. Слово «инклюзия» происходит от латинского «Includo», что означает «включаю».

Чаще всего инклюзивность предполагает включение в жизнь общества людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): имеющих особенности физического развития, инвалидность или ментальные отличия.

В современном мире популяризируются дискуссии о расширении понятия инклюзивности. Так, инклюзивность может быть гендерной, то есть равно включающей женщин в социальные процессы, этнической, когда речь идет о расовом или этническом разнообразии и так далее. Главный принцип инклюзивной культуры — создание равного доступа к социальному процессу для всех инклюзивных классов, то есть групп людей, которые исторически оказались исключены из общественной жизни: по признакам пола, расы, состояния здоровья и так далее.

К примеру, инклюзивность предполагает социальный подход к инвалидности. При таком подходе человек с особенностями не маркируется как «проблема», а наоборот — общество несовершенно и создает барьеры для человека с ограниченными возможностями. Это делает понятие инклюзивности очень широким: оно касается и городской среды, к примеру, создания комфортного передвижения на инвалидной коляске; и образования, в случае обучения детей с особенностями в обычных школах; и рабочего пространства, и бизнеса, и многих других областей.

Стоит отметить, что инклюзивность и разнообразие — похожие, но не идентичные понятия. Если разнообразие чаще фокусируется на репрезентации, то инклюзивность помогает людям интегрироваться в социум и чувствовать свою принадлежность.

Фото:Unsplash
Экономика образования И — инклюзия: что такое общество равных возможностей

Инклюзивное образование

В России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 1807 году — образовательное учреждение для слепых детей. Однако только в 1990-х годах стали появляться экспериментальные программы по интеграции детей с ограниченными возможностями в учебный процесс обычных школ.

В 1994 году произошло важное событие — под эгидой ЮНЕСКО в Испании прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введен в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования.

Инклюзивное образование предусматривает активное включение детей с особенностями в учебный процесс обычной школы. Важно отметить, что инклюзия также предполагает пересмотр системы образования в сторону создания комфортной обучающей среды для всех.

Международный опыт показывает, что обучение вместе со сверстниками помогает особенным детям улучшить показатели родной речи и математики, а на успеваемость учеников без инвалидности инклюзия влияет нейтрально или положительно.

Вместе со специалистами Центра лечебной педагогики «Особое детство» расскажем о том, почему инклюзивное образование важно и в каком положении оно находится в России.

Почему это важно

В 2022 году в России проживает более 700 тыс. детей с инвалидностью. По закону, все они имеют право доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Многие из этих ребят обучаются вместе со сверстниками благодаря развитию инклюзивного образования.

Инклюзия помогает детям интегрироваться в школьный социум, борется со стигматизацией, и в числе прочего учит нормотипичных детей коммуницировать и жить вместе с особенными детьми.

Социальная экономика Технологии в благотворительности: как ИИ будет работать на детей-бабочек

Има Захарова, учитель-дефектолог, психолог, эксперт Центра лечебной педагогики «Особое детство»:

«Для нас важнее другой термин — интеграция. Интеграция предполагает систему, которая действует как единое целое, и каждая часть системы важна. Идея интеграции подразумевает равноценность каждого и ценность жизни каждого. Если мы это декларируем, мы должны создавать равные условия для того, чтобы эта ценность процветала и жила. Какую пользу получают все участники? Мы все уникальны, и видя уникального человека и наделяя его достоинством, мы можем относиться к нему с большим уважением».

Помимо социальных плюсов, инклюзивное образование зачастую дарит детям с ОВЗ возможность учиться, не расставаясь с семьей. Педагог центра «Особое детство» Ольга Бояршинова рассказывает, что в большинстве регионов специальное образование можно получить, только отдав ребёнка в интернат. Дело в том, что подходящая коррекционная школа может находиться в 100, 400 или более километров от дома, а детям важно расти в семье.

Альтернативы и сложности

Альтернатива инклюзии — специальное или коррекционное образование. Такой метод имеет свои плюсы и минусы, однако он основан на медицинской модели инвалидности, которая концентрируется на диагнозе ребенка, часто приводя к стереотипам и предрассудкам. Бояршинова призывает выстраивать помощь ребенку в зависимости от его особенностей. В случае выбора специального образования важно, чтобы коррекционная школа была не единственным местом, в котором ребенок соприкасается с миром.

Има Захарова:

«Психолог Лев Выготский говорил, что все специальные школы антисоциальны, потому что настроены на выведение ребенка из социума. Вроде бы там хорошо: все предусмотрено и продумано. Но идя по этому пути, человек не попадает в реальную жизнь. Наше общество очень многообразно, а опыт обучения в обычной школе — это опыт многообразия, опыт реальной жизни».

Как строится инклюзия в школе

Есть ряд важных факторов, соблюдение которых необходимо для построения инклюзивного образования. Школа должна быть адаптирована под нужды особенных учеников и речь идет не только о пандусах, но и о материально-технической базе, к примеру, для слабовидящих и слабослышащих детей.

Также важнейшую роль играет квалификация персонала. К детям с ОВЗ особенно важно применять индивидуальный педагогический подход, а также обращать внимание на интеграцию ребенка в коллектив. Среди родителей распространено беспокойство насчет того, как обычный класс примет особенного ребенка.

Има Захарова считает, что если взрослые с уважением относятся к ребенку с особенностями, то одноклассники, глядя на взрослых, будут поступать так же.

Ольга Бояршинова, педагог Центра лечебной педагогики «Особое детство»:

«Наличие буллинга и неприятия в школе — это ответственность взрослых. Если у ребенка выраженная инвалидность, то как правило, дети сами не травят такого ребёнка. Они могут не понимать, как с ним общаться и в таком случае для объединения детей нужны специальные усилия взрослых. Если их прикладывать с умом, заинтересовывать, а не заставлять, то даже в случае очень тяжелой инвалидности у одного из детей, может получиться интересное общение и важный социальный опыт для всех участников».

Инклюзивность в бизнесе

Разнообразие и инклюзия — важные тренды в бизнесе, помогающие компаниям увеличивать рост и покорять новые рынки.

Эти термины не стоит путать. Когда в компании присутствуют и имеют голос работники разных гендеров, рас, обладающие разным социальным опытом — это разнообразие.

Инклюзивность — системный и широкий подход к организации рабочей жизни, который нельзя определить только количеством сотрудников с инвалидностью или другими представителями инклюзивных классов. Здесь важнее наличие инклюзивного климата, который создает равные условия для всех и исключает бытовую дискриминацию.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций «Новая этика» и инклюзия на рабочем месте: подкаст «Что изменилось?»

Об инклюзии в бизнесе и рабочих возможностях соискателей с ограничениями здоровья мы поговорили с Еленой Мартыновой — соосновательницей проекта Everland, инклюзивного пространства, помогающего людям с инвалидностью достичь профессионального роста.

Плюсы инклюзии для бизнеса

Инклюзия несет за собой не только социальные, но и экономические плюсы для бизнеса. К примеру, компании, в которых достигнуто этническое разнообразие, показывают на 35% более высокий результат, а гендерное равенство приносит компании успех на 15% больше, чем у конкурентов, не соблюдающих эти принципы.

Также доказана связь разнообразия и инклюзии с корпоративными инновациями и привлечением новой рыночной аудитории.

Елена Мартынова, соосновательница проекта Everland:

«Самый основной и очевидный плюс — это устойчивость команды, снятие общей тревожности. Если мы понимаем, что рядом есть человек с ограничениями здоровья или приобретенной инвалидностью, но компания дала ему возможность продолжать свою профессиональную деятельность, для нас это сигнал защищенности.

Сотрудники видят, что если с ними что-то случится, они не потеряют работу.

Также люди с инвалидностью привносят с собой очень важную экспертизу для развития клиентского сервиса. Он позволяет учитывать разные аспекты доступности услуг для всех категорий клиентов, в том числе и для людей с разными ограничениями здоровья».

Согласно отчету Accenture Getting to Equal 2020: Disability Inclusion в компаниях, которые возглавляются руководителями, сосредоточенными на работе с людьми с инвалидностью, в сравнении с их коллегами, продажи выше в 2,9 раз, а прибыль — в 4,1 раз. В 2019 году возникло глобальное движение The Valuable 500, объединившее крупнейшие компании со всего мира, которые включили инклюзию в свою стратегическую повестку.

Сложности инклюзии в России

В России немаловажную роль в построении инклюзивного бизнеса играют государственные инициативы и система квотирования. По данным Росстата в 2022 году в России проживает 3,5 миллиона людей с инвалидностью трудоспособного возраста, из них трудоустроены только 1,5 миллиона. Среди этих людей удовлетворены своей работой оказались 36%, когда как 51% оценили свою работу как «не вполне удовлетворительную».

Мартынова из Everland считает, что к этому приводит комплекс проблем как со стороны соискателей с инвалидностью, так и со стороны работодателей. У соискателей с инвалидностью, даже при наличии одного или нескольких высших образований, чаще всего ниже коммуникативные навыки, меньше опыта.

Со стороны работодателей есть запрос на специалистов с инвалидностью и сегодня спрос превышает предложение. Но пока в компаниях нет понимания, как качественно отстроить интеграцию людей с ограничениями здоровья в рабочую среду.

Также соискатель может столкнуться с дискриминацией в зарплате и «стеклянным потолком», при наличии которого сотрудник теряет возможность развиваться внутри компании. Специфической проблемой является страх потери части выплат при трудоустройстве людей с инвалидностью.

Фото:«Альпина Нон-фикшн»
Социальная экономика Феминистские сказки: глава из книги «Золушка и стеклянный потолок»

Как построить инклюзивный бизнес

В современной бизнес культуре активно внедряется идея инклюзивности: выходят исследования и специальные гайды, а от показателей разнообразия во многом зависит репутация. Около 60% компаний из списка Fortune 500 имеют в штате специального сотрудника, отвечающего за инклюзивный климат рабочей среды.

В России также есть компании, которые специализируются на построении культуры разнообразия и инклюзивности.

Ключевые рекомендации по внедрению инклюзии в бизнес:

  • Провести онбординг сотрудника внутри коллектива, чтобы предупредить возникновение стереотипов, дискриминации, страхов в коммуникации.
  • Отобрать подходящие вакансии с учетом специфики аудитории и правильно их описать.
  • Сделать доступным собеседование и адаптировать этап обучения, если он есть.
  • Учесть особенности оформления документов.
  • Грамотно соотнести нагрузку и возможности соискателя.

Во многих компаниях организуются специальные тренинги для HR-менеджеров, а также создаются советы по инклюзивной среде.

Не стоит думать, что внедрение инклюзии очень дорого, и поэтому доступно только крупным компаниям. Эксперт проекта Everland сообщила, что среди партнеров проекта есть много небольших организаций, которые работают с контент-специалистами, переводчиками, клиентскими менеджерами или дизайнерами с инвалидностью.

Елена Мартынова:

«Развитие digital и дистанционной работы сильно облегчило взаимодействие всем сторонам. По нашим внутренним исследованиям более 70% соискателей с инвалидностью хотят и могут работать только удаленно. Есть плюс и для работодателей. Дистанционная работа — это возможность обойтись без дорогостоящей адаптации офлайн-инфраструктуры».

Кейсы компаний

В России действует множество организаций, помогающих в трудоустройстве людям с ограничениями здоровья. Крупные компании в основном нанимают сотрудников с инвалидностью через них, но есть и прямые пути, например, на сайте Сбербанка можно фильтровать вакансии, подходящие для людей с инвалидностью. По словам представителей компании, сейчас в Сбербанке работает единственный незрячий сотрудник на всю банковскую отрасль России.

В 2019 году компания «Билайн» присоединилась к движению The Valuable 500, а в 2020-м запустила программу BeeInclusion — экосистему инклюзивных проектов, повышающих качество жизни людей с инвалидностью.

В сети гипермаркетов «Ашан» по всей России работают около 1 тыс. сотрудников с нарушениями слуха, программа работает с 2008-го года. Собеседование в компании адаптировано, при нем присутствует сурдопереводчик, а чтобы избежать недопонимания со стороны покупателей — на кассе стоит табличка «вас обслуживает слабослышащий сотрудник».

Инклюзивность в обществе

Инклюзивная культура не ограничивается доступом к образованию и рабочим местам. Ведь так же, как и люди без ограничений здоровья, представители инклюзивных классов живут в обществе.

К примеру, активно развивается инклюзивный туризм — возможность пользоваться туристическими услугами всем путешественникам без исключения. Основной инструмент инклюзивного туризма — универсальный дизайн, который учитывает особые потребности путешественников, но при этом подходит всем категориям людей.

Инклюзивность также развивается в модной индустрии и кинематографе. В Голливуде все чаще уделяется внимание репрезентации, актеры с особенностями здоровья получают роли, популяризируется инклюзивный райдер.

На 94-й церемонии «Оскар» в 2022 году награду за лучший фильм получила картина «CODA: ребенок глухих родителей», главная героиня фильма — слышащая девушка, которая живет с глухонемыми родителями и братом. Также актер Трой Коцур, сыгравший отца семейства был награжден статуэткой за лучшую мужскую роль второго плана, став первым слабослышащим актером, удостоенным «Оскара».

Обновлено 09.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть