Без McDonalds: как изменится рынок фастфуда

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Рынок фастфуда в России непрерывно рос с начала 90-х. Но в марте 2022 года одни сети закрылись, другие — объявили о приостановке инвестиций. Рассказываем как зарождалась культура фастфуда и что ее ждет в ближайшие годы

В России фастфуд существовал еще до революции. Уличные торговцы продавали калачи и бублики, также пирожки и кулебяки. В Советском союзе присутствовал подобный формат питания. О женщине, торгующей быстрой едой на улице, даже была написана песня советским поэтом Яковом Ядовым. Известное произведение называлось «Бублички», его исполнял Леонид Утесов.

Продавцы не ругаются, все чисто

С конца 1950-х в стране работали пельменные, шашлычные, чебуречные, блинные, пирожковые и бутербродные. В этих заведениях предлагали довольно вкусную, дешевую, но не самую здоровую еду. В 1980-е годы, когда начался глобальный дефицит, многие заведения закрылись. До перестройки в Москве функционировало примерно 6 тыс. закусочных, после их количество сократилось вдвое.

История российского фастфуда в современном понимании этого слова началась в 1988 году. Российские власти были заинтересованы в восстановлении системы общепита за счет бизнеса. В апреле было подписано соглашение об открытии в СССР американской сети ресторанов McDonalds. Первое заведение начало работу 31 января 1990 года в Москве. За несколько часов до старта продаж бургеров у двери закусочной выстроилась очередь. Видеорепортажи со знакового события можно найти в сети. За один день ресторан принял более 30 тыс. посетителей.

Опрошенные корреспондентами люди были в восторге от заведения нового формата. Дети говорили, что приятно удивлены, что «продавцы не ругаются, не кричат и говорят спасибо и пожалуйста». Взрослые сообщали, что еда вкусная, а вокруг чистота и красота.

Летом того же года в Россию пришёл другой фастфуд финской компании Polar в Ленинграде. Меню было похоже на McDonalds — гамбургеры, чизбургеры, картофель-фри и прочие традиционные для ресторанов быстрого питания блюда. Сеть просуществовала до конца 1990-х, потом была вытеснена с рынка другими игроками.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика Растительная революция: как смена поколений влияет на потребление мяса

Время роста

В 1990-е началось бурное развитие фастфуда в России. На рынок пришли рестораны «Ростик'с», Baskin-Robbins, Sbarro. В 1998 году 80% посетителей обслуживалось в четырех сетях — McDonalds, «Русское бистро», «Ростик'с» и «Маркон-Экспресс». В конце десятилетия свою деятельность на рынке начали крупные отечественные игроки фастфуда. В 1998 году предприниматели Андрей Конончук и Виталий Науменко открыли в Москве первое автокафе «Крошка-картошка». К 2022 в стране работают более 190 точек сети. В 1999 году предпринимателем Михаилом Гончаровым в Москве в районе станции метро «Аэропорт» был открыт первый киоск «Теремок». Сейчас в России работают более 300 заведений сети. Основной способ распространения бизнеса, которым пользуются крупные сети фастфуда — это франчайзинг.

Рынок фастфуда демонстрировал уверенный рост во втором десятилетии XXI века. В 2004 году в Россию снова пришла американская компания Subway (до этого была неудачная попытка в 1994-ом). Первый ресторан они открыли на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В следующие несколько лет фирма запустила десятки торговых точек по всей России. Сейчас их уже несколько сотен.

По данным анализа, подготовленного BusinesStat, в 2017-2019 объем рынка фастфуда в стране увеличился на 15%. Крупные международные игроки продолжали развитие сетей своих ресторанов. Заведения фастфуда, доступные для российских потребителей по стоимости посещения, становились доступнее еще и территориально.

В 2020 году отмечался спад объема рынка фастфуда на 16% — до 1,81 млрд заказов. Свою роль сыграла пандемия коронавируса. Снижение доходов россиян привело к сокращению расходов на общепит. Однако в 2021 году объем рынка фастфуда в России вырос на 23% относительно предыдущего года и достиг 2,22 млрд заказов.

Новые реалии

По данным ресторанного альянса White Rabbit Family, в начале марта 2022 года в столичных ресторанах посетителей стало на 10–60% меньше в зависимости от сегмента, а выручка сократилась на 20–70%. При этом значительный рост показал сегмент фастфуда — Burger King. Этот ресторан быстрого питания зафиксировал двузначные темпы роста выручки и трафика по сравнению с аналогичным периодом в 2021 года.

После начала военной спецоперации на Украине несколько крупных игроков заявили об уходе с российского рынка. Популярная компания быстрого питания McDonalds сообщила, что временно закроет все свои 850 ресторанов. О приостановке деятельности в России объявила компания Starbucks. Компания Yum! Brands, которой принадлежат бренды KFC и Pizza Hut, сообщила, что прекращает инвестировать и развивать рестораны в России.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Все уйдут, а мы останемся: что ждет потребителей после ухода брендов

О своем желании занять опустевшую нишу объявил сооснователь сети городских ресторанов Токио-City и Bahroma Сергей Симарев. Как сообщает РБК Петербург, предприниматель планирует открыть в городе 15–20 новых заведений и, в перспективе, запустить новую сеть в формате фастфуда. Инвестиции в запуск новых точек могут превысить ₽300 млн, сообщили в компании. Занять перспективную рыночную нишу петербургских рестораторов побудило прекращение работы в России McDonalds, которая была лидером на рынке быстрого питания.

В середине марта Роспатент принял к рассмотрению заявку на товарный знак «Дядя Ваня» вместо ушедшей с российского рынка сети фастфуда McDonalds. Заявка поступила от ООО «Русское Поле-Логистик». Но вскоре федеральная служба объявила, что не регистрирует товарные знаки, подозрительно похожие на известные международные бренды. Предлагаемый логотип «Дяди Вани» практически полностью повторял логотип известной сети.

Эксперты рынка ресторанного бизнеса рассказали РБК, как экономический кризис и уход крупных игроков повлияют на общепит. Президент Ассоциации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров считает, что в сложившейся ситуации «никакой трагедии нет». «Если подсчитать количество заведений McDonalds и Starbucks и поделить на общее количество точек быстрого питания, то получится около 1%. В России достаточно бургерных и другого фастфуда, где люди могут перекусить», — сказал он РБК.

«Точки, которые закрылись, в большинстве своем находились в хороших локациях с высокой проходимостью, — уверяет председатель правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. — А «свято место пусто не бывает». Вместо них откроются другие. Опасаться того, что в России возникнет дефицит фастфуда не стоит».

Санкции западных стран и обвал рубля грозят российскому рынку фастфуда другими проблемами. Готовить пиццу, бургеры и блинчики может стать просто не на чем. Около 60% кухонной техники в ресторанах фастфуда — импортного производства, чаще всего произведенной в западных странах, сообщил РБК ресторатор, создатель и владелец московских баров Дмитрий Соколов.

Одни производители перестали продавать в России оборудование и комплектующие. Те, кто остался, подняли цены. В связи с этим не избежать удорожания продукции ресторанов быстрого питания. По оценкам Соколова, оно составит 20-30%. Часть предпринимателей перейдут на китайские и российские образцы техники, но это скажется на качестве продукции, добавил эксперт. Достойных аналогов западной продукции там мало.

Андрей Карпов:

«McDonalds и другие импортные сети — это прежде всего отработанная технология во всем. В минимизации затрат, в оптимизации прибыли. В России нет таких же крупных сетевых структур. Компания задавала стандарты качества для своих конкурентов, на нее все равнялись. Получается, что некий эталонный продукт уходит с рынка».

При этом эксперты не прогнозируют падение популярности фастфуда. В недорогие рестораны быстрого питания пойдут люди, которые раньше питались в более солидных заведениях. Кроме того, высокая конкуренция на этом рынке отрегулирует цены. Никто не будет продавать гамбургер за ту стоимость, которая не по карману потребителю. Но вопрос о качестве блюд фастфуда остается открытым.

Обновлено 22.04.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть