Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Адвент-календарь: от религиозной традиции до маркетингового инструмента

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Все больше людей покупают адвент-календари, чтобы приблизить ощущение праздника для себя и близких — и все больше компаний используют их, чтобы повысить продажи. Рассказываем, откуда взялось это явление

Как возникли и для чего нужны адвент-календари

Адвент-календарь в современном варианте представляет собой коробку, разделенную на нумерованные ячейки по количеству дней адвента — периода, предшествующего западному Рождеству. Каждый день с начала адвента (между 27 ноября и 3 декабря) и до Рождества обладатель календаря открывает по одной коробочке и забирает подарок, который может быть абсолютно любым: от конфет и свечей до премиальной косметики и ювелирных изделий.

В Германии в начале XIX века лютеране считали дни до Рождества, сжигая свечу или рисуя отметку мелом на стене. Дети при этом должны были помолиться и вспомнить, что они сделали хорошего и плохого за прошедший день.

С тех пор традиция видоизменилась, и сегодня адвент-календарь не предполагает молитву, но в некоторых вариациях он выглядит как поощрение ребенка подарком за выполненное задание.

Первый деревянный адвент-календарь появился около 1851 года. Создателем адвент-календаря в современном виде принято считать немецкого издателя Герхарда Ланга, который в 1920-х годах придумал добавить дверцы в картонный календарь.

После Второй мировой войны адвент-календари попали в США благодаря солдатам, которые отправляли их семьям из Германии. В 1953 году, когда Newsweek опубликовал фотографию внуков президента Дуайта Эйзенхауэра с рождественским календарем, почти каждый американец захотел купить такой же.

Внуки президента США с адвент-календарем в 1953 году
Внуки президента США с адвент-календарем в 1953 году (Фото: vox.com)

Адвент-календарь отвечает за создание предпраздничной атмосферы в доме и превращает подготовку к празднику в интересный квест. Если раньше в этой традиции участвовали только дети, получая конфеты, например, за выученный стих или убранные игрушки, то сегодня и взрослые радуются не меньше. Во взрослых версиях календарей может находиться косметика, аксессуары, чай, кофе, закуски и даже алкогольные напитки, а также более ценные подарки.

Так выглядит адвент-календарь для взрослых
Так выглядит адвент-календарь для взрослых (Фото: whiskyshop.com)

Адвент-календари как инструмент маркетинга

В 2014 году бренд одежды Liberty London одним из первых представил свой премиальный адвент-календарь для взрослых. В красивой коробке по цене €174 были собраны косметические средства на общую сумму €491. Заветные календари быстро раскупили, и с тех пор каждый год в день старта их продаж уже в 6:15 утра перед магазином выстраивается очередь. Рождественский календарь ― наиболее продаваемый продукт за 145-летнюю историю бренда.

Адвент-календарь от Liberty London в 2017 году
Адвент-календарь от Liberty London в 2017 году (Фото: theguardian.com)

С тех пор рынок адвент-календарей стремительно развивался. В 2021 году Jay-Z и Beyonce рекламируют предложение от Tiffany & Co. по цене $150 тыс. К 100-летнему юбилею культового аромата Chanel № 5 бренд в ограниченном тираже выпустил свой первый адвент-календарь с 27 бестселлерами, а Lego в коллаборации с Marvel предлагает супергеройские сюрпризы.

В России спрос на адвент-календари только начинает расти. Некоторые компании выпускают свои коробки, предлагая отсчитывать 31 день до Нового года. «Л’Этуаль» одной из первых запустила рождественский календарь в 2019 году. «ФрутоНяня» в своем варианте календаря предлагает полезные сладости, а «Тинькофф» в электронной версии ― кэшбек на покупки от партнеров.

Что делает адвент-календарь таким популярным

Изначально основная ценность адвент-календаря заключалась в отсчете дней до Рождества, а затем ― в получении небольших сюрпризов каждый день. Но сегодня это еще и выгодное вложение: многие бренды наполняют праздничные коробки действительно стоящими товарами. Приобретая адвент-календарь, можно купить их в несколько раз дешевле, чем по отдельности. Самые опытные покупатели знают, что чем ближе Рождество, тем дешевле адвент-календарь, а значит, выгоднее покупка.

К тому же это отличный подарок, например, для того, о чьих интересах и предпочтениях известно мало.

Чем адвент-календари выгодны бизнесу

Несмотря на расходы на уникальный дизайн и производство адвент-календаря, для бренда это выгодное вложение, позволяющее повысить узнаваемость и получить бесплатную рекламу. Например, многие покупатели распаковывают подарки из рождественских календарей в социальных сетях, вовлекая своих подписчиков.

Бренды могут использовать адвент-календари как один из маркетинговых инструментов, рекламируя свою продукцию и представляя новинки. Это возможность передать более 20 образцов продукции в руки потребителям. Многие календари содержат пробники товаров, в том числе, дорогостоящих — так компании привлекают новых покупателей полноразмерной продукции в будущем.

В 2018 году продажи аромата Le Labo's Thé Noir, представленного в адвент-календаре от Liberty London выросли на 90%. Такой прирост отчасти связан именно с успехом календаря 2017 года.

Содержание-сюрприз дает и другие преимущества: это хорошая возможность продать даже не самый ходовой товар на волне предпраздничной суеты. А онлайн-календари ― удобный способ расширить базу электронных адресов для рекламной рассылки и увеличить трафик.

Обновлено 03.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть