Что такое хайп и зачем он нужен людям и брендам

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Хайп все чаще используется как инструмент для получения быстрых денег и крупной аудитории. Разбираемся, как возник этот феномен и чем он может быть опасен

Что такое хайп

Хайп — это шум в медиа и соцсетях вокруг какой-либо темы, предмета или персоны. Также этим словом могут обозначать быстрый, громкий успех человека или продукта, к которому приковано внимание публики. Еще одно значение — навязчивая или агрессивная реклама, главная цель которой не рассказать о товаре, а искусственно создать вокруг него ажиотаж. В то же время хайп может быть и эмоцией. Люди могут использовать это слово, чтобы описать состояние крайнего восторга или увлеченности темой, ситуацией. В переводе с английского «hype» значит «обман», «надувательство» или «шумиха».

Слово появилось в США в начале XX века, но только спустя столетие, в конце нулевых, начало использоваться в американском молодежном сленге. В русский язык это слово принесли рэперы и блогеры в 2010-х годов. Они стали использовать слово «хайп» в песнях, видеороликах и соцсетях, что привело к его быстрому распространению. Вероятно, слово обрело популярность в русском языке еще и потому, что смогло объединить в себе сразу несколько понятий. Его синонимами можно назвать «ажиотаж» или «движуху». Но хайп — более короткое и многогранное слово, которое, к тому же, легко запоминается.

Хайп в молодежном сленге

«Хайп» чаще всего связывают с обретением быстрой и недолговечной славы, зачастую достигнутой при случайном стечении обстоятельств. В таком контексте слово приобретает скорее негативный окрас. Подразумевается, что если какое-то явление становится слишком модным или разрекламированным, значит кто-то пытается на этом «хайпануть», то есть заработать легкие деньги или популярность.

Примеры использования:

  • «Я скептически относился к этому альбому после всего хайпа, но он оказался на удивление хорошим»,  — так могут сказать про пластинку, которую много обсуждали в СМИ или социальных сетях. Предполагается, что она могла оказаться не очень хорошей, поскольку шумиха вокруг нее была результатом эффективной PR-кампании.
  • «Хотел хайпануть на теме, но опозорился»,  — скажут про того, кто ради привлечения аудитории рассуждает на злободневную тему, но плохо в ней разбирается.
  • «Да он просто хайпится на своем шмоте»,  — говорят про человека, который одевается в одежду модных брендов и покупает культовые вещи, чтобы привлечь к себе внимание.

Иногда слово употребляют и в значении «тусить». То есть человек, который идет на вечеринку, сам себя делает модным и ставит в центр внимания. В таком случае его еще могут назвать «хайпожором».

Фото: Pexels
Фото: Pexels

Примеры использования:

  • «Давай похайпим на выходных»,  — так может звучать приглашение на вечеринку.
  • «Да он хайпожор»,  — скажут про человека, который не пропускает ни одного модного мероприятия.

От слова «хайп» появилось даже производное «антихайп», что значит отказ от славы. Оно распространилось после громкого рэп-баттла Славы КПСС и Оксимирона, когда один рэпер обвинил другого в хайпе на своем имени. Слава читал: «ты больше года хайпил на мне. Окей, хайпа не жалко. Жалко, что ты жалкий лакей». После баттла даже появилось творческое рэп-объединение «антихайп», которое выступало против дешевой популярности.

Рэп-баттл Славы КПСС и Оксимирона в 2017 году

Как появилось слово хайп

Точное происхождение слова хайп неизвестно. Также остается загадкой, кто первым начал использовать его уже в 2010-х годах. Существует три основных версии его распространения. Лингвисты не могут с точностью сказать, какая из них верна и связаны ли они между собой.

Хайп на вечеринках

В 1920-х годах на вечеринках американской молодежи «хайпом» называли чувство, которое приходило после дозы наркотика — героина или морфина. При этом наркотик принимали в кругу друзей: отсюда могла появиться привычка называть «хайпом» и сами вечеринки. Наркотик давал тусовщикам прошлого столетия ощущение гипертрофированной реальности. Поэтому лингвисты предполагают, что «хайп» произошел от слова «гипербола» (hyperbola), то есть означает преувеличение.

Хайп как лицемерие

По второй версии, слово «хайп» произошло от hypocrite (англ. — «лицемер») и подразумевает аморальный, безнравственный поступок. Например, когда продавцы навязчиво рекламируют некачественный товар, чтобы поднять выручку. Такое значение могло появиться в маркетинге и позже выйти за его пределы.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Темные паттерны: как уловки в дизайне могут обманывать пользователей

Хайп как HYIP

Есть мнение, что современная версия слова «хайп» пришла от аббревиатуры HYIP (High Yield Investment Program). В переводе — инвестиционная программа с необычайно высоким доходом. Этим словом обозначают мошеннический инвестиционный фонд с высокой доходностью, который считается разновидностью финансовой пирамиды. В такой программе старые вкладчики получают прибыль из вкладов новых инвесторов. Хайп в этом случае выстраивается вокруг выгоды за счет одураченных людей.

Что такое «поймать хайп»

«Поймать хайп» значит оказаться в тренде или на пике событий. Например, музыкант может резко обрести популярность и войти в тираж: постоянно мелькать на телевидении, в рекламе, в прессе. Могут сказать, что он «ловит хайп». То есть пользуется своей известностью, чтобы обрести еще большую. При этом словосочетание используют в том случае, когда сам артист не отличается выдающимися данными, а его творчество — высокой художественной ценностью.

«Ловить хайп» могут не только люди, но и компании, которые предлагают товары или услуги. А также медиа, которые пытаются набрать просмотры за счет события или новости. Если про кого-то говорят, что он раздувает хайп, это значит, что он создает вокруг себя информационный шум или ведет агрессивный пиар. Например, СМИ могут завлекать читателей громкими заголовками, в то время как сами новости будут неинформативными. А компании — использовать в рекламе модных инфлюенсеров, чтобы продать второсортный продукт. Иными словами, ловить хайп значит добиваться успеха любыми путями.

Фото:Drew Angerer / Getty Images
Экономика образования Как использовать критическое мышление в информационном потоке

Хайп как бизнес

Поскольку хайп ассоциируется с чем-то модным, шумным и широко распространенным, его периодически используют маркетологи. Цель хайпа в бизнесе — создать информационный шум вокруг товара, чтобы поднять продажи. Компании стремятся разжечь у потребителя чувство восхищения продуктом и вызвать почти истерический ажиотаж. К примеру, люди будут ночевать на ступенях магазина, чтобы первыми купить модную новинку: последнюю модель гаджета или редкую пару кроссовок. В качестве инструментов может использоваться агрессивная реклама на каждом шагу или ощущение ограниченности продукта. Когда потребитель думает, что ему нужно купить товар здесь и сейчас, иначе он не успеет и останется ни с чем.

Под хайпом в маркетинге может пониматься и скандальная реклама провокационного содержания. Когда что-то настолько не вписывается в рамки стандартов, что все начинают обращать на это внимание. Из примеров — реклама Reebok «ни в какие рамки» или «хулиганская» реклама Burger King. Однако при таком подходе компания должна быть готова к критике. Стоит учитывать и ценности своей ЦА. Не каждый потребитель поведется на такую рекламу. К тому же провокация может не подойти некоторым брендам. Особенно это касается компаний, которые считаются консервативными. Если только они не хотят совершить ребрендинг. В таком случае хайп может оказаться полезным, поскольку у аудитории изменится восприятие марки.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Больше, чем просто новый логотип: что такое ребрендинг и зачем он нужен

При использовании хайпа стоит помнить, что это кратковременная вспышка, которая не будет эффективной в долгосрочной перспективе. Со временем аудитория перестанет вестись на уловки и продажи начнут стремительно падать. Хайп также может навредить будущему бренда, ведь вокруг него появятся негативные ассоциации у потенциальных потребителей. Хайп-маркетинг предлагает легкий заработок, но его последствия придется долго расхлебывать. Самое важное при планировании хайпа — не растерять свою аудиторию и быть уверенным в том, что такой подход не окажется убыточным. Ведь возвращать клиентов намного сложнее, чем удерживать.

Обновлено 01.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть